Сценарий классного часа Конституция России-основной закон нашей жизни

Классный час: «Конституция России – основной закон нашей страны».
Дата: 2014 год, 5-6 класс
Цели: (образовательные, развивающие, воспитательные):
- обобщить имеющиеся знания, жизненный опыт по теме;
- развивать коммуникативные навыки учащихся, умение работать сообща, в группе;
- воспитывать чувство патриотизма, через осознание прав и свобод, предоставленных Конституцией гражданам России
Задачи:
- познакомить с основными статьями Конституции РФ и Всеобщей Декларации прав человека о правах человека;
- расширить знания по Конституции России;
- формировать правовую культуру учащихся;
- воспитывать осознанное уважение и ценностное отношение к основному закону страны.
Эпиграф
“Чтобы страна могла жить, нужно чтобы жили права”
(А.Мицкевич)
1. Организационный момент.
2.Актулизация знаний.
СЛАЙД 2: Есть в мире много стран,
Но мне милее всех одна.
Скажите, как она зовётся?
Великая моя страна?
Ответы детей: Россия. Российская Федерация.
Как вы думаете, что означает - Российская Федерация? (далее идёт расшифровка слова "федерация" - значит - договор, союз.)
Учитель: Наша страна называется Российской потому, что большинство её населения - русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в Федерацию - добровольный союз равноправных народов нашей страны. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами.
И все люди в нашей стране равноправны. Как вы это понимаете?- Равны в правах.
Права – это правила, по которым живут люди в стране. Права никто не даёт, человек получает права от рождения. Мы – люди, и мы все равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.
- Скажите, что обеспечивает наше равноправие? (правила, законы).
Мы должны соблюдать правила, обязательные для всех. Жить по основному закону государства. Как он называется? (прочитать вслух ст. 19 Конституции РФ). СЛАЙД 4 – Русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,
-одно из значений – «построение»;
-в биологии – это индивидуальные физиологические и анатомические особенности;
-на латинском языке – «установление»;
-в политике – основной закон государства.
Конституция.
СЛАЙД 5: ЧТО такое КОНСТИТУЦИЯ?
СЛАЙД 6-9
Учитель: Сегодня классный час мы посвящаем разговору о Конституции. Как вы думаете, почему?
Ученики:
12 декабря 2014 года - Российской Конституции исполняется 21 год.
Учитель: Обратимся теперь к истории возникновения Конституции в нашей стране. В дореволюционной России не было Конституции.
Первая Конституция РСФСР была принята 10 июля 1918 г.
Конституция СССР – 31 января 1924 г., 5 декабря 1936 г., 7 октября 1977 г.,
Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием ( референдумом) 12 декабря 1993 г.
СЛАЙД 10 (прочитать вслух преамбулу) Начинается она словами: “Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своем земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации”.
СЛАЙД 11. Какие ассоциативные слова Вы можете назвать с понятием Конституция?
Ученики:
К - кодекс, конвенция;
О - общество, область, организация, орган, обязанности, ответственность;
Н - народ, нация, независимость, нейтралитет;
С - созидание, согласие, сотрудничество, содружество;
Т - территория;
И - инициатива, инаугурация;
Т - толерантность;
У - управление, урегулирование, установление;
Ц - центр,цель;
И - институт, исполнитель;
Я - «я» - личность, «я» - гражданин..
Сейчас я познакомлю Вас с основными статьями Конституции РФ.
ПРОДОЛЖИТЕ предложения:
СЛАЙД 12-19 читать со слайда
1. Статья 2. Человек, его права и свободы являются (высшей ценностью)
2. Статья 14. Религиозные объединения отделены от государства и равны (перед законом)
3. Статья 19. Все равны перед законом и (судом)
4. Статья 21. Достоинство личности охраняется (государством)
5. Статья 22. Каждый имеет право на свободу и (личную неприкосновенность)
6. Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту (своей чести и доброго имени)
7. Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и (слова).
8. Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и (медицинскую помощь)
9.Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и (свобод)
10. Статья 58. Каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно относиться к (природным богатствам)
11. Статья 60 Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с (18 лет) .
12. Статья 91. Президент РФ обладает (неприкосновенностью).
13. Статья 95. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и (Государственной Думы)
14. Статья 118. Правосудие в РФ осуществляется только (судом)
Учитель: Ребята, символично, что День Конституции -12 декабря, следует за Всемирным Днем прав человека – 10 декабря. В 1948 году именно в этот день ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека.
Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.
Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что Третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.
Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий, страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены.
20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии”.
Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).
В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки. Скажите статьи Конвенции схожи со статьями Конституции РФ.
Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва, У него уже с пелёнок – веские права! Он имеет право жить, развиваться и дружить; Иметь просторный добрый дом. Видеть тихий, мирный сон. Врачей помощь получать, Обучаться, отдыхать, Быть весёлым и здоровым, Восхищаться чем-то новым, И любить, и быть любимым – Он на свете не один!

Конкурс «Анаграмма»

К О Р Ё Н Б Е
М Я С Ь Е
А Р А Н С Т
К У Н Т Е М О Д
К О Н З А
И П О К А Л И Т
З И Н Ь Ж И
Д И Л И Е Т О Р
РЕБЕНОК 
СЕМЬЯ
СТРАНА
ДОКУМЕНТ
ЗАКОН
ПОЛИТИКА
ЖИЗНЬ
РОДИТЕЛИ


Д Ы Х О Т
Р О З А В И Н А Б Е О
Д У Г О С
Л О В Ч Е К Е
В О С О Л
Г Р И Н Н А Д А Ж
Ц Е Т О
Ж Б А Р У Д
ОТДЫХ
ОБРАЗОВАНИЕ
ДОСУГ
ЧЕЛОВЕК
СЛОВО
ГРАЖДАНИН
ОТЕЦ
ДРУЖБА


М Р А Н О
Б О З А Т А
А Н И Ж Е В И В Ы
С Т У К О П О П
Ф О Р Н И Ц И М А Я
Д О Р А С Т Ь
К Е П О А
С И Л А Г О С Е
НОРМА
ЗАБОТА,
ВЫЖИВАНИЕ
ПОСТУПОК
ИНФОРМАЦИЯ
РАДОСТЬ
ОПЕКА
СОГЛАСИЕ


Конкурс. Кроссворд
Правовой статус – это ваше положение в мире права. Как в геометрии положение определяется тремя координатами, так в праве Ваше положение определяют права, обязанности и ответственность. По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, а значит, приобретаете новые права, обязанности, ответственность – меняется ваш статус.
Кроссворд
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
По горизонтали:
1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего возраста.
2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься . деятельностью.
3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?
4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на учет.
По вертикали:
1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления?
2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право не более 4 часов в день.
(На слайде кроссворд. Такой же кроссворд получают команды на листках. Время на разгадывание кроссворда 3-4 мин. Проверяем по слайду.)
Ответы кроссворда
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Конкурс «Символы государства»
Государственный флаг
Командам выдаются наборы полосок цветной бумаги. Необходимо из них сложить государственные флаги: а) России; б) Саратовской губернии.
Государственный гимн.
Командам выдаются полоски белой бумаги, на которых напечатано по одной строчке всех трех куплетов государственного гимна РФ. Необходимо так сложить эти строчки, чтобы получился первый куплет и припев гимна.
Государственный герб.
Команды получают изображения государственных гербов РФ, Саратовской губернии, Татищевского района (пазлы). Необходимо сложить картинки.
Конкурс. Викторина “Права литературных героев”.
1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).
2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).
3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).
4. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).
5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).
6. В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей национальности и религии, социального положения? (“По щучьему велению, по моему хотенью”).
Конкурс. “Песня о правах”
Звучат песни. Дети должны сказать, о каких правах идет в них речь.
“В каждом маленьком ребенке” (право на всестороннее развитие).
“Дуэт Черного Кота и Злого Пирата” (дружить с тем, с кем хочет).
“Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения), мирных собраний)
“Может знает лес” (право на жизнь ).
“ На крутом бережку” (право на отдых).
“Наташка-первоклашка” (право на образование).
“Я служу России” (обязанность встать на воинский учет).
Конкурс. Ситуации.
Ситуация 1.
Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.
Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?
Ответ. Да. Несовершеннолетний, с 16 лет, может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договор или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст. 63 ТК.
Ситуация 2.
На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН.
Ситуация 3.
Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.
Вопрос: Будут ли ребята наказаны?
Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).
Ситуация 4
Мама. Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин за хлебом.
Сын. Мама, я учу уроки, у меня завтра контрольная.
Мама. Да решишь ты свои задачки! Если рационально будешь использовать своё свободное время. Нельзя же оставлять в доме бардак!
Сын. Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования!!!!
Учитель: Как вы разрешите подобную ситуацию?
(Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования).
Учитель: Ребята, вы познакомились с правами. Но у Вас есть и обязанности, которые Вы должны выполнять:
– уважать взгляды, свободу и достоинство окружающих его людей: сверстников и взрослых; – достойно вести себя в классе, школе и за ее пределами; – овладевать знаниями и практическими навыками; – участвовать в общественно полезном труде; – беречь имущество класса, исправлять причиненный вред; – ходить опрятным; – дежурить в классе, школе, столовой; – ответственно относиться к выполнению поручений классного руководителя и актива класса; – заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и своих товарищей.
Подведение итогов
Составление синквейна.
1. Тема синквейна
2. два прилагательных, которые раскрывают и характеризуют тему
3. три глагола, которые показывают, описывают действия, относящиеся к теме синквейна
4. фраза, предложение, крылатое выражение, цитата – высказывается ваше отношение к теме
5. слово – резюме, дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение.
Конституция
справедливая, демократическая
регулирует, закрепляет, обеспечивает
Конституция – обладает высшей юридической силой.
Конституция – закон, основа демократии.
Когда отмечается день Конституции? 12 декабря
Кто несёт ответственность за образование ребёнка? Родители
С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права? С 18 лет
Что такое референдум? Всенародное голосование
Существует ли закон о неприкосновенности личности, и распространяется ли он на ребенка? Да
Какие международные документы о правах ребенка вы знаете? Конвенция ООН о правах ребёнка
Кроме прав имеются ли обязанности у школьников? Да
Конвенция о правах ребенка была принята ООН в 1989 г. Когда она была ратифицирована в нашей стране? 2 сентября 1990 году
Какие основные права имеете вы как учащиеся? ( приложение)
Ребята, сегодня вы познакомились лишь с некоторыми статьями Конвенции ООН о правах ребенка. Назовите их.
Перечислите даты праздников.
20 ноября – День прав ребенка
10 декабря – Всемирный день прав человека
12 декабря – День Конституции РФ
Права важны для каждого человека и для страны в целом. Но права и свободы нуждаются в бережном отношении. Необходимо с детства научиться пользоваться своими правами, помня, что твои права не должны нарушать прав другого человека и приносить ему вред.
“Чтобы страна могла жить, нужно чтобы жили права”
Рефлексия: Что нового узнали?
Что понравилось больше всего?
Расскажете своим близким о том, что узнали?
Приключения Маленького человека. Большие люди удивительно безграмотны, подумал Маленький Человек. Надо это исправить.
И однажды Маленький Человек вышел на театральную площадь города с большим плакатом в руках: «Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковые достоинства и права. Все наделены разумом и должны относиться друг к другу как братья и сестры»
. Вскоре вокруг плаката собрались горожане. – Глупость какая-то написана, – заявил один Толстый гражданин. – Люди не могут рождаться равными. Я, например, когда родился, весил 4 кг. 500 г., а мой сосед всего 3 кг. 100 г., а вы ...
– Послушайте! – сказал Маленький Человек. – Рождаться равными – это не значит одного роста и веса. Или одинаково сильными и красивыми. Рождаться равными значит рождаться людьми. Ведь еще никто не появился на свет министром с портфелем или генералом с погонами.
– Как вы понимаете смысл плаката?
– Что вы возразите Маленькому Человеку.
Ситуация 1.
Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.
Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?


Ситуация 2.
На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?


Ситуация 3.
Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.
Вопрос: Будут ли ребята наказаны?

Ситуация 4
Мама. Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин за хлебом.
Сын. Мама, я учу уроки, у меня завтра контрольная.

Мама. Да решишь ты свои задачки! Если рационально будешь использовать своё свободное время. Нельзя же оставлять в доме бардак!

Сын. Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования!!!!

Как вы разрешите подобную ситуацию?



























Россия - священная наша держава!


Россия - любимая наша страна!

Могучая воля, великая слава –

Твое достоянье на все времена.


Славься, Отечество наше свободное –

Братских народов союз вековой.

Предками данная мудрость народная.

Славься, страна! Мы гордимся тобой!


От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая!

Хранимая Богом родная земля










Широкий простор для мечты и для жизни,

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное –

Братских народов союз вековой.

Предками данная мудрость народная.

Славься, страна! Мы гордимся тобой!






Конкурс «Анаграмма»

К О Р Ё Н Б Е
М Я С Ь Е
А Р А Н С Т
К У Н Т Е М О Д
К О Н З А
И П О К А Л И Т
З И Н Ь Ж И
Д И Л И Е Т О Р
РЕБЕНОК 
СЕМЬЯ
СТРАНА
ДОКУМЕНТ
ЗАКОН
ПОЛИТИКА
ЖИЗНЬ
РОДИТЕЛИ


Д Ы Х О Т
Р О З А В И Н А Б Е О
Д У Г О С
Л О В Ч Е К Е
В О С О Л
Г Р И Н Н А Д А Ж
Ц Е Т О
Ж Б А Р У Д
ОТДЫХ
ОБРАЗОВАНИЕ
ДОСУГ
ЧЕЛОВЕК
СЛОВО
ГРАЖДАНИН
ОТЕЦ
ДРУЖБА


М Р А Н О
Б О З А Т А
А Н И Ж Е В И В Ы
С Т У К О П О П
Ф О Р Н И Ц И М А Я
Д О Р А С Т Ь
К Е П О А
С И Л А Г О С Е
НОРМА
ЗАБОТА,
ВЫЖИВАНИЕ
ПОСТУПОК
ИНФОРМАЦИЯ
РАДОСТЬ
ОПЕКА
СОГЛАСИЕ






Статья 17 Конституции РФ


Статья 18 Конституции РФ


Статья 20 Конституции РФ


Статья 22 Конституции РФ



Статья 37 Конституции РФ



Статья 43 Конституции РФ



Статья 40 Конституции РФ


Статья 41 Конституции РФ



Статья 43 Конституции РФ


Статья 58 Конституции РФ



Статья 59 Конституции РФ














К - кодекс, конвенция;
О- общество, организация, обязанности, ответственность;
Н - народ, нация, независимость, нейтралитет;
С - согласие, сотрудничество, содружество;
Т - территория; труд
И - инициатива, инаугурация;
Т - толерантность;
У - управление, урегулирование, установление;
Ц - центр,
И - институт, исполнитель;
Я - «я» - личность, «я» - гражданин




«Равенство прав
не в том, что все ими пользуются, а в том,
что они всем предоставлены».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]








13 PAGE \* MERGEFORMAT 141515




герб саратоваРисунок 3G:\Неделя Истории\герб саратова.jpgтатищевский гербРисунок 5G:\Неделя Истории\татищевский герб.gif