Использование на уроках литературы исследования как одного из методов познания и обучения (на примере изучения романа А.С.Пушкина Капитанская дочка).


\s
- Какие масштабы и пласты времени отразились в романе «Капитанская дочка»?
- В чём состоит единство исторической достоверности и художественного вымысла в образах исторических лиц?
- Две правды: историческая и художественная. В чём состоят общие черты и различия?
Необходимое оборудование:
Карта «Восстание Е.Пугачева».
Карта путешествия Пушкина (такая карта есть в альбоме «А.С. Пушкин»).
Народная песня «Как по матушке по Волге».
- Список литературы:
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – с.204.
Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся. // Исследовательская работа школьников. – 2003, № 3, – с. 136-138.
Прищепа Е. М. Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной профильной школе.//Литература в школе.-2004, №12, с.25-28.
Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс "Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности" //Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. – с.102-106.
Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности на уроках литературы. - М.,1998.
- Иллюстрации:
Бунин П.Л. «Гринёв и Пугачёв», Герасимов С.В. «Суд Пугачёва», иллюстрации к роману «Капитанская дочка» Дмитриевой Г.С., гравюра Фаворского Н.В. «Капитанская дочка», «Приступ», гравюра из книги «История Пугачёвского бунта» «Пугачёв, закованный в цепи».
- Кинофрагменты:
Видеофильм «Пушкин. Страницы истории».
Аннотация:
Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разными способами. Организация исследовательской деятельности на уроках литературы является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Исследовательский не просто формирует умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Он широко востребован за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
Действительно, исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:
личностно ориентирована;
характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».
В основу исследования положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Организация исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.
Литература как искусство и литература как учебный предмет обладают значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя. В основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на стимулирование личностного восприятия литературы, когда каждый подросток, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство получить оценку или обогатить свой словарный запас, но находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний. Поэтому обозначу вопросы, которые для меня и сегодня важны: как организовать уроки литературы исследовательской направленности, как найти тему для исследования, какие алгоритмы дать в помощь ученикам, и самое главное, как сделать занятия увлекательными и плодотворными? На многое я для себя уже ответила. Хочу отметить, что всё начинается с создания проблемной ситуации на уроке. Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения использую такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, одноклассникам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода являются рецензирование ответов одноклассников, сочинения, что связано с экспертизой, советом, активным поиском нового. Исследование может быть организовано на всех этапах обучения литературе: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в среднем звене, тогда более реальным будет
Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.
В организации исследовательской деятельности учащихся я использую следующий алгоритм работы: после определения проблемы и объекта исследования необходимо организовать работу с текстом. Для этого сначала провожу несколько занятий исследовательских групп, на которых актуализирую знания учащихся о методах анализа произведения, о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений, а затем организовываю индивидуальные консультации по каждой теме. При практической реализации исследовательского подхода в обучении использую разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками.
Исследовательская деятельность учащихся глубоко рассматривается в работе М.Г. Качурина «Организация исследовательской деятельности на уроках литературы» (М.,1998). В ней ученый-методист отстаивает идею исследования на уроках литературы, так как «исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления». М.Г. Качурин убежден, что «исследовательскую работу на уроках литературы целесообразно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод и как уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда школьников».
Актуальность данного проекта состоит в том, чтобы помочь ученикам раскрыть проблему художественной правды в произведении. Для этого я предлагаю систему уроков по изучению романа, основанную на применении метода исследования.
Представление о правде и вымысле в искусстве иногда неправильно усваивается учениками на основе одного лишь объяснения, подтверждённого убедительными примерами. В некоторых случаях восьмиклассникам свойственна прямолинейность восприятия: правду в искусстве они понимают как отсутствие вымысла, а художественный образ – как описание реального лица. Поэтому очень важно, чтобы сами учащиеся попытались исследовать на доступном им уровне проблему преображения действительности в искусстве.
Содержание системы уроков, состоящей из восьми учебных занятий по изучению романа, на каждом из которых используется метод исследования, представляется следующим образом:
- Тема первого урока: А.С.Пушкин в работе над романом «Капитанская дочка».
Причины обращения А.С.Пушкина к теме Пугачёвского восстания. История создания и особенности построения повести. Автор, издатель, повествователь. «История Пугачёва» и «Капитанской дочки».
- Второй урок: Изображение событий русской истории в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Историческая хронология и хронология художественного произведения. Отбор дат и событий, их значение в повествовании. Восприятие времени человеком и течение времени в произведении искусства. Масштабы и пласты времени, отразившиеся в «Капитанской дочке».
- Третий урок: Изображение места действия в «Капитанской дочке».
География реальная и художественная. Авторский замысел и обстановка действия. Связь времени и места в художественном повествовании.
- Четвёртый и пятый уроки: Вымышленные лица в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Жизненные наблюдения, исторические факты – основа для создания образов в художественном произведении. Связь и взаимодействие персонажей романа. Семья Гринёвых и семья Мироновых, их нравственные устои. Противостояние честного и бесчестного в изображении дворян. Отношение автора к созданным им образам.
- Шестой и седьмой уроки: Исторические лица в романе «Капитанская дочка».
Единство исторической достоверности и художественного вымысла в образах исторических лиц. Вождь крестьянского восстания Пугачёв и его сподвижники. Императрица Екатерина Вторая. Место этих образов в романе, связь их с другими образами. Авторское отношение к образам исторических лиц.
- Восьмой урок: Правда искусства.
«Две правды» в «Капитанской дочке» и единая правда искусства, раскрывающего движения жизни, связь прошлого, настоящего и будущего. Народная основа произведения. Роль фольклора в создании художественных образов. Авторское отношение к изображаемому и духовный облик автора, открывающийся читателю. Вечность образов, созданных Пушкиным.
Основное направление работы над романом «Капитанская дочка» - от факта – к образу. В процессе подготовки к урокам я использую следующие виды заданий: комментарии к тексту, маленькие доклады об отдельных моментах творческой истории произведения, хронологические задачи, проблемные вопросы.
Ученики в качестве комментаторов готовят сообщения по широкому кругу вопросов:
- по хронологии (датировка событий крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачёва, событий жизни Пушкина и истории России в период создания романа);
- по историческим именам, упоминаемым в «Капитанской дочке» (граф Миних, А.П. Сумароков, В.К. Тредиаковский, Гришка Отрепьев, Пётр Третий, Елизавета Харлова, И.Н. Белобородов и др.);
- по словарю (пояснения к трудным, устаревшим словам и к словам общепонятным, но многозначным и очень важным в повествовании);
- по географии (места, изображённые в повести: Симбирск, Казань, Москва, Царское Село, оренбургские степи с их городами и крепостями; расположение этих мест на карте, расстояния между ними, средства передвижения и т.д.);- по эпиграфам (эпиграфы подлинные и сочинённые автором, их смысл, связь с содержанием);
- по фольклорным источникам, использованным в повести (песни, сказки, пословицы и поговорки).
Темы для докладов выбираются такие, чтобы раскрыть на наиболее ярких примерах суть работы Пушкина над жизненным материалом:
1. Внешность Емельяна Пугачёва и портрет его в пушкинской повести.
2 .Как А.С. Пушкин передал речь Пугачёва?
3. Судьба Афанасия Соколова и образ Хлопуши в романе.
4. Екатерина Вторая на портрете В.Л.Боровиковского и на страницах «Капитанской дочки».
5. Воспитание дворянского недоросля в жизни и в пушкинском романе.
6. Жизненные источники в изображении семьи Мироновых.
7. Последняя встреча Пугачёва с Гринёвым.
Источниками для комментариев и докладов могут служить:
- тексты «Капитанской дочки» и «Истории Пугачёва»;
- литературный комментарий к роману;
- Толковый словарь русского языка;
- Энциклопедический словарь;
- Детская энциклопедия и другая справочная литература.
Воспитательный аспект: Воспитание патриотического чувства к историческому прошлому России, нравственной позиции (по отношению к литературному образу).
11. Предполагаемый продукт: Разработка системы уроков по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» с использованием метода литературного исследования.
12.Этапы работы.
Название
этапа
работы Деятельность учителя на данном этапе Деятельность ученика на данном этапе Ожидаемый результат
1.Подгото
вительный этап. 1.Формирование групп учащихся по интересам: историки, географы, литераторы, лингвисты. 1.Распределение учащихся класса в группы по интересам. 1.Организация четырёх рабочих групп по интересам.
2.Основной этап. 1.Подбор и распределение заданий каждой группе детей. 1.Задание для групп.
1.1Группа историков: Изучить дополнительные материалы по истории и подготовить сообщения по темам: Крестьянские волнения 20-30 г.г. 19 века», «Личность Петра Третьего», «Пугачёвское восстание».
1.2 Группа литераторов и лингвистов:
Подготовить выразительное чтение и комментирование стихотворений А.С.Пушкина «Осень» (1833г.), «Не дай мне Бог сойти с ума» (1833г.г.)
Учащиеся делают вывод, отвечая на следующие вопросы:
1.Что побудило А.С.Пушкина обратиться к теме Пугачёвского восстания?
2.Почему Пушкину показалось недостаточно ограничиться архивными исследованиями, почему необходимо было самому пройти по следам Пугачёва?
3.Раскрытие драматических обстоятельств жизни поэта в период 30-х годов 19 века.
2.Подбор хронологических задач с опорой на текст «Капитанской дочки» и исторические документы. Задани
Руководство работой групп. 2.Работа в группах по заданиям.
2.1Историки знакомятся с историческими сведениями, соотносимыми с 1741г.(Башкирское восстание) и 1762г. (Дворцовый переворот).
2.2 Литераторы анализируют текст романа, отвечая на проблемный вопрос урока «Когда, в каком году Андрей Петрович Гринёв, отец главного героя, вышел в отставку?»
3.3Лингвисты готовят чтение и комментирование отрывка из оды «Вольность» (о дворцовом перевороте); Сравнивают образ Екатерины Второй на портрете Боровиковского и на страницах романа «Капитанская дочка». Характеристика исторических событий, охваченных в романе.
Ответ на проблемный вопрос урока: установление даты выхода Андрея Петровича Гринёва в отставку.
Вывод:Изображение событий русской истории в пушкинском романе. Хронология историческая и художественная.
3.Подбор заданий для групп к главному вопросу урока:Где происходит действие романа? Как изображены эти места? 3.Работа в группах по заданиям.
3.1Географы по карте «Россия во второй половине 18 века» находят основные места, где происходили события, отраженные в тексте произведения.
3.2 Литераторы находят в романе и цитируют соответствующие строки, в которых описывается место действия (Симбирск, Царское Село,Царскосельский парк, Петербург, Москва,барский дом,степь).
3.3 Лингвисты готовят выразительное чтение и комментирование стихотворений «Воспоминание о Царском Селе», «19 октября 1825 года», роман «Евгений Онегин» (8 глава).
На основе полученных сведений из истории и художественного произведения составляют географию реальную и художественную.
Делают вывод об авторском замысле и обстановке действия романа.
4.Задания для группы лингвистов и литераторов.
5. Темы докладов для историков, литераторов, лингвистов.
Консультации для групп. 4. Задания для групп.
4.1 Лингвисты находят значения слов кум (кума), честь, нравственность, мораль, нравственные ценности, комментируют значение эпиграфа к роману.
4.2 Литераторы готовят доклады с опорой на текст:
- Нравственные устои семьи Гринёвых.
- Нравственные устои семьи Мироновых.
5.Темы докладов.
5.1 Доклад группы историков на тему: «Внешность Емельяна Пугачёва» (по «Истории Пугачёва»).
5.2 Доклад для группы литераторов на тему: «Внешность Пугачёва на страницах романа».
5.3 Доклад для группы лингвистов на тему: «Речь Пугачёва».
Вывод: Вымышленные лица в романе.
Нравственные устои семей (сходства и различия).
Вывод:
Исторические лица в романе.
Особенности их изображения.
Историческая достоверность и художественный вымысел в образах исторических лиц.
6. Темы докладов для историков, литераторов, лингвистов.
Консультации для групп. 6. Темы докладов.
6.1 Доклад историков на тему: «Речь Пугачёва» (по историческим источникам).
6.2 Доклад литераторов на тему: «Образ Василисы Егоровны».
6.3 Доклад лингвистов на тему: «Народная основа романа. Роль фольклора в создании художественных образов».
Вывод:
«Две правды» в романе «Капитанская дочка» и единая правды искусства.
3.Заключительный этап. 7.Подготовка к итоговому занятию по изучению романа «Капитанская дочка».
Выступления или презентации по темам:
1. Внешность Емельяна Пугачёва и его портрет в пушкинской повести.
2 .Как А.С. Пушкин передал речь Пугачёва?

3. Судьба Афанасия Соколова и образ Хлопуши в романе.
4. Екатерина Вторая на портрете Боровиковского и на страницах «Капитанской дочки».
5. Воспитание дворянского недоросля в жизни и в пушкинском романе.
6. Жизненные источники в изображении семьи Мироновых.
7. Последняя встреча Пугачёва с Гринёвым.
8.Исторические лица и художественные образы.
8. География реальная и вымышленная.
9. Исторические даты на страницах романа.
13. Сроки реализации проекта: в течение восьми учебных занятий (без учёта времени на подготовительный этап для чтения «Истории Пугачёва» и романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
\s\s
Групповое исследование создает условия для живого, непринужденного общения, тогда как на классическом уроке педагог вынужден в течение 45 минут «держать в руках весь класс».
- противоречие между воспитанием и обучением;
 На обычном уроке воспитательное взаимовлияние учеников пресекается учителем («Не разговаривайте!», «Не подсказывайте!»). На уроке, построенном как групповое исследование, все наоборот: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга!
- противоречие между субъект-субъектными и субъект-объектными отношениями;
 На классическом уроке всегда действует принцип взаимоотношений (субъект-объект). Групповое исследование превращает каждого ученика и весь класс в целом в субъекты самообучения.
Исследование – метод, предполагающий построение учебного процесса на деятельностной основе. Оно предполагает несколько планов действий: предметный план действий; внешнеречевой план действий;свернутый, или сокращенный, план действий, т.е. «про себя».
Традиционное обучение оценивается как малодеятельностное, излишне созерцательное, и это обстоятельство – один из источников формализма знаний учащихся. Чтобы организовать внешнеречевую деятельность учащихся, во время исследования предлагается проводить основную часть работы в группах по 4 – 5 человек, что обеспечивает свободный обмен мнениями по предложенной проблеме, переход к оперированию знаниями. Действия «про себя» - это план таких действий, которые сжимают, уплотняют в сознании ребенка информацию в более емкие категории. Реализации такого плана действий способствует оформление результатов работы в схемы, таблицы и т.п.
Грамотно проведенное исследование всегда обеспечивает не только приращение знаний, умений, навыков, но и приращение развития. Для этого учитель ищет возможность построить материал на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе. Через создание проблемной ситуации тема, выбранная для исследования, объективно возникает в сознании учащихся, оказывается личностно значимой. По существу, исследование строится на диалоговой основе: вопрос учителя вызывает у учащихся не только и не столько ответ, сколько в свою очередь вопрос.
Раздел 1. Теоретическая часть – анализ и систематизация научных знаний по заданной теме, обоснованность темы проекта.
Все современные искания учителей и методистов-словесников так или иначе связаны с исследованием как ведущим началом преподавания. Для этого есть очень веская причина. Дело в том, что исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления. Первым эту закономерность уловил Сократ. С тех пор каждый новый виток спирали в движении дидактики и частных методик неизбежно возвращает нас к истоку – к идее связи между исследовательской направленностью человеческого мышления и воспитанием человека – мыслителя и творца.
 Значительным событием в методике преподавания словесности в 40-е годы прошлого века явилось возникновение методической школы, возглавляемой крупным ученым-литературоведом Г.А. Гуковским. Это была школа филологической культуры, пытливого чтения, внимания к слову и к образу, к деталям в тексте и вместе с тем интереса к теории, к широким историко-литературным концепциям.
Г.А. Гуковский видел в учителе ученого-исследователя и был убежден, что подлинно захватывающим и воспитывающим на уроках литературы может быть путь ученика под руководством педагога от первоначального, часто наивного, но зато живого восприятия к научному пониманию литературы, к постижению законов искусства – при сохранении живости, эмоциональности восприятия. Только так можно научить читать не одни «программные», но любые произведения, читать в настоящем смысле слова: отличать искусство от подделки, откликаться на мысль и переживание автора, думать над книгой.
Словно бы предвидя споры, которые до сих пор кипят вокруг уроков литературы, Гуковский проницательно заметил: «Школа должна учить трудному, но так, чтобы освоение этого трудного было творческим, т.е. радостною победой… И учат этому не моральными наставлениями и нравоучительными заклинаниями, а трудом, настойчивыми навыками вдумчивого труда, а ведь труд – труден, об этом говорит и наш умный язык».
На рубеже 50 – 60-х годов в стране разворачивается переход ко всеобщему среднему образованию. Это происходит в обстановке научно-технической революции; резко возрастает ответственность школы за подготовку молодежи к высшим формам интеллектуальной деятельности, к применению науки во всех сферах труда. Именно в этот период вновь выходит на педагогическую арену исследовательский метод обучения. Но теперь учебное исследование появляется в ином облике – не как один из методов, еще не выделенный достаточно отчетливо среди множества других, а как высшая ступень в научно обоснованной системе методов.
 В начале 60-х годов выдвигается новая дидактическая концепция, разработанная Л.Я. Лернером и М.Н.Скаткиным и поддержанная педагогической общественностью. За основу характеристики и классификации дидактических методов впервые берется не способ организации занятий, как это было во всех предшествующих дидактических системах, но уровень деятельности учащихся. Поэтому и методы выстраиваются не в ряд, где последовательность их не столь уж существенна (устное изложение, беседа, работа с книгой и с учебником, наблюдения, упражнения и т.д.), но в виде определенной иерархии: как бы поднимаясь по ступеням интеллектуальной активности и самостоятельности, ученик идет от восприятия и усвоения готовой информации (объяснительно-иллюстративный метод) – через воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности (репродуктивный метод), через знакомство с образцами научного решения проблем (метод проблемного изложения) и участие в коллективном поиске, в эвристической беседе (частично поисковый, или эвристический, метод) – к овладению методами научного познания, к самостоятельному и (в идеале) творческому их применению, которое выражает и внутреннюю потребность, и общественную направленность личности ученика (исследовательский метод).
Самое существенное, что вносит учебное исследование в процесс преподавания литературы и русского языка в среднем звене школы, - это помощь в формировании не только школьных знаний, умений и навыков, но и способов умственных действий в познавательной работе на уроке, в формировании самоуправляющих механизмов личности в сфере эстетических и нравственных отношений.
Что дают такие нетрадиционные занятия учителю и ученикам?
Такие уроки всегда вызывают большой интерес у ребят, так как с первых же секунд урока стимулируется их самостоятельная поисковая активность, а в конце занятия непременно возникает общее ощущение продвижения вперед на пути познания, радостное осознание успеха, обретение новых сил. Метод исследования организуется на основе совместной (чаще групповой) деятельности учащихся, что отвечает не только их возросшей потребности в межличностном общении, но и создает условия для их личностного роста. Урок-исследование дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности, становится источником востребуемых культурой поведенческих привычек и навыков общения, интеллектуального взаимодействия: не произносить резких категорических суждений, не подчеркивать интеллектуального превосходства, не пренебрегать мнениями других, не перебивать выступающего, но и самому быть лаконичным и четким в высказываниях и т.д.
Конечно, при таком понимании процесса обучения меняется и роль учителя. Он уже не носитель и не транслятор готового, единственно правильного знания, а консультант и организатор процесса обучения, направляющий поиск фактов, обращающий внимание детей на ключевые слова и эпизоды. В традиционной педагогике роли учителя в сравнении с ролью ученика придается преувеличенно большое значение. Учитель, который обращается к организации уроков-исследований, должен строить педагогическое взаимодействие на иных, нежели в традиционной педагогике, условиях: как диалогическое (преобразование позиций взрослого и ребенка в личностно-равноправные, в позиции со-учащихся, со-трудничающих, со-воспитывающихся людей), творческое (взрослый не воспитывает, но актуализирует тенденцию к личностному росту, исследовательскую активность самого ребенка, создает условия для самостоятельного обнаружения и постановки им познавательной проблемы), личностное (адекватное включение личного опыта ученика в учебный процесс) и индивидуализированное (выявление и культивирование специфических элементов одаренности в каждом ребенке, построение обучения адекватно возрастным, индивидуальным особенностям и возможностям, склонностям, способностям).
Раздел 2. Технологическая (практическая) часть – детальное описание образовательного продукта (материалы проектного задания).
Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разными способами. Организация исследовательской деятельности на уроках литературы является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Исследовательский не просто формирует умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Он широко востребован за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
Действительно, исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:
личностно ориентирована;
характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».
В основу исследования положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Организация исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.
Литература как искусство и литература как учебный предмет обладают значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя. В основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на стимулирование личностного восприятия литературы, когда каждый подросток, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство получить оценку или обогатить свой словарный запас, но находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний. Поэтому обозначу вопросы, которые для меня и сегодня важны: как организовать уроки литературы исследовательской направленности, как найти тему для исследования, какие алгоритмы дать в помощь ученикам, и самое главное, как сделать занятия увлекательными и плодотворными? На многое я для себя уже ответила. Хочу отметить, что всё начинается с создания проблемной ситуации на уроке. Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения использую такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, одноклассникам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода являются рецензирование ответов одноклассников, сочинения, что связано с экспертизой, советом, активным поиском нового. Исследование может быть организовано на всех этапах обучения литературе: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в среднем звене, тогда более реальным будет
Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.
В организации исследовательской деятельности учащихся я использую следующий алгоритм работы: после определения проблемы и объекта исследования необходимо организовать работу с текстом. Для этого сначала провожу несколько занятий исследовательских групп, на которых актуализирую знания учащихся о методах анализа произведения, о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений, а затем организовываю индивидуальные консультации по каждой теме. При практической реализации исследовательского подхода в обучении использую разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками.
Исследовательская деятельность учащихся глубоко рассматривается в работе М.Г. Качурина «Организация исследовательской деятельности на уроках литературы» (М.,1998). В ней ученый-методист отстаивает идею исследования на уроках литературы, так как «исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления». М.Г. Качурин убежден, что «исследовательскую работу на уроках литературы целесообразно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод и как уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда школьников».
Актуальность данного проекта состоит в том, чтобы помочь ученикам раскрыть проблему художественной правды в произведении. Для этого я предлагаю систему уроков по изучению романа, основанную на применении метода исследования.
Представление о правде и вымысле в искусстве иногда неправильно усваивается учениками на основе одного лишь объяснения, подтверждённого убедительными примерами. В некоторых случаях восьмиклассникам свойственна прямолинейность восприятия: правду в искусстве как отсутствие вымысла, а художественный образ – как описание реального лица. Поэтому очень важно, чтобы сами учащиеся попытались исследовать на доступном им уровне проблему преображения действительности в искусстве.
Содержание системы уроков, состоящей из восьми учебных занятий по изучению романа, на каждом из которых используется метод исследования, представляется следующим образом:
- Тема первого урока: А.С.Пушкин в работе над романом «Капитанская дочка».
Причины обращения А.С.Пушкина к теме Пугачёвского восстания. История создания и особенности построения повести. Автор, издатель, повествователь. «История Пугачёва» и «Капитанской дочки».
- Второй урок: Изображение событий русской истории в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Историческая хронология и хронология художественного произведения. Отбор дат и событий, их значение в повествовании. Восприятие времени человеком и течение времени в произведении искусства. Масштабы и пласты времени, отразившиеся в «Капитанской дочке».
- Третий урок: Изображение места действия в «Капитанской дочке».
География реальная и художественная. Авторский замысел и обстановка действия. Связь времени и места в художественном повествовании.
- Четвёртый и пятый уроки: Вымышленные лица в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Жизненные наблюдения, исторические факты – основа для создания образов в художественном произведении. Связь и взаимодействие персонажей романа. Семья Гринёвых и семья Мироновых, их нравственные устои. Противостояние честного и бесчестного в изображении дворян. Отношение автора к созданным им образам.
- Шестой и седьмой уроки: Исторические лица в романе «Капитанская дочка».
Единство исторической достоверности и художественного вымысла в образах исторических лиц. Вождь крестьянского восстания Пугачёв и его сподвижники. Императрица Екатерина Вторая. Место этих образов в романе, связь их с другими образами. Авторское отношение к образам исторических лиц.
- Восьмой урок: Правда искусства.
«Две правды» в «Капитанской дочке» и единая правда искусства, раскрывающего движения жизни, связь прошлого, настоящего и будущего. Народная основа произведения. Роль фольклора в создании художественных образов. Авторское отношение к изображаемому и духовный облик автора, открывающийся читателю. Вечность образов, созданных Пушкиным.
Основное направление работы над романом «Капитанская дочка» - от факта – к образу. В процессе подготовки к урокам я использую следующие виды заданий: комментарии к тексту, маленькие доклады об отдельных моментах творческой истории произведения, хронологические задачи, проблемные вопросы.
Ученики в качестве комментаторов готовят сообщения по широкому кругу вопросов:
- по хронологии (датировка событий крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачёва, событий жизни Пушкина и истории России в период создания романа);
- по историческим именам, упоминаемым в «Капитанской дочке» (граф Миних, А.П. Сумароков, В.К. Тредиаковский, Гришка Отрепьев, Пётр Третий, Елизавета Харлова, И.Н. Белобородов и др.);
- по словарю (пояснения к трудным, устаревшим словам и к словам общепонятным, но многозначным и очень важным в повествовании);
- по географии (места, изображённые в повести: Симбирск, Казань, Москва, Царское Село, оренбургские степи с их городами и крепостями; расположение этих мест на карте, расстояния между ними, средства передвижения и т.д.);- по эпиграфам (эпиграфы подлинные и сочинённые автором, их смысл, связь с содержанием);
- по фольклорным источникам, использованным в повести (песни, сказки, пословицы и поговорки).
Темы для докладов выбираются такие, чтобы раскрыть на наиболее ярких примерах суть работы Пушкина над жизненным материалом:
1. Внешность Емельяна Пугачёва и портрет его в пушкинской повести.
2 .Как А.С. Пушкин передал речь Пугачёва?
3. Судьба Афанасия Соколова и образ Хлопуши в романе.
4. Екатерина Вторая на портрете В.Л.Боровиковского и на страницах «Капитанской дочки».
5. Воспитание дворянского недоросля в жизни и в пушкинском романе.
6. Жизненные источники в изображении семьи Мироновых.
7. Последняя встреча Пугачёва с Гринёвым.
Источниками для комментариев и докладов могут служить:
- тексты «Капитанской дочки» и «Истории Пугачёва»;
- литературный комментарий к роману;
- Толковый словарь русского языка;
- Энциклопедический словарь;
- Детская энциклопедия и другая справочная литература.
Воспитательный аспект: Воспитание патриотического чувства к историческому прошлому России, нравственной позиции (по отношению к литературному образу).
Раздел 3. Заключение – анализ достигнутых образовательных результатов, оценка проделанной работы (рефлексия), рекомендации по возможному использованию результатов.
В процессе реализации данного проекта ученики 8 класса научаться:
- работать с историческими документами;
- делать необходимые выписки и конспекты;
- выстраивать монологическую речь, отстаивая свою точку зрения;
- работать в парах и группах, отвечая за конечный результат совместной работы;
- читать осмысленно художественный текст, выбирая и отмечая в нём необходимую информацию;
- сопоставлять исторические факты с художественным вымыслом;
- решать хронологические задачи, опираясь на исторические факты и знание художественного текста;
- готовиться к итоговым занятиям, обобщая полученные знания, изложив их в монологическое выступление или презентацию.
Полученные результаты проделанной работы можно использовать на уроках истории, географии, изобразительном искусстве.Раздел 4. Список использованных источников.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.
Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3. – С. 136-138.
Прищепа Е. М. «Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной профильной школе»//Литература в школе.-2004.№12. с.25-28
Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс "Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности" //Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. – с.102-106.
Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности на уроках литературы. - М.,1998.
Алдакаева Н.Г. Лабораторные и практические работы по литературе в 11 классе. – Образование в современной школе, 2003, № 6.
Гессен С. И. Основы педагогики.— [Электронный журнал «Согласие – Москва»] Режим доступа:http://soglasie.ioso.ru/library/works/9211.
Стукалова О.В. Полихудожественный подход к преподаванию литературы: воспитательный и адаптивный потенциал. – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.art-education.ru