Методическая разработка практического занятия по основам латинского языка и медицинской терминологии Терминологическое словообразование


ПРАВИТЕЛЬСТВО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОЗЫБКОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка
открытого практического занятия
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Дисциплина: ОП.01 Основы латинского языка с медицинской терминологией
Раздел 4. Клиническая терминология
Тема 4.2. Терминологическое словообразование
Курс: 2
Новозыбков
2015
Содержание методической разработки
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Методический блок……………………………………………………………..4
1.1.Тема и цели занятия…………………………………………………………..5
1.2.Межпредметные связи………………………………………………………..6
1.3.Оснащение занятия…………………………………………………………...6
1.4.План занятия…………………………………………………………………..7
1.5.Технологическая карта занятия………………………………………………8
2.Информационный блок…………………………………………………………9
2.1.Организационный момент. Актуальность темы…………………………….9
3. Контролирующий блок……………………………………………………….10
3.1.Фронтальный опрос………………………………………………………….10
3.2. Речевая зарядка……………………………………………………………...12
3.3.Индивидуальный опрос …………………………………………………….13
4.Физкультминутка……………………………………………………………...15
5.Закрепление…………………………………………………………………….16
5.1. Игра «Расшифруй термин»…………………………………………………16
5.2.Тест – контроль………………………………………………………………17
5.3. Внеаудиторная самостоятельная работа…………………………………..22
6.Подведение итогов…………………………………………………………….23
7. Домашнее задание…………………………………………………………….23
8. Приложение……………………………………………………………………24
Введение
Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по дисциплине ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальностям среднего профессионального образования 31.02.01 Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело.
Методическая разработка состоит из методического блока, информационного блока, контролирующего блока, заданий на формирование знаний, умений и навыков, эталонов ответов, списка используемой литературы и приложения.
Методическая разработка по теме «Терминологическое словообразование» ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией» предназначена для проверки освоения студентами данной темы и соответствующих профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций:
Код Наименование результата обучения
ОК. 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК.2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество;
ОК.3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК.4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложения на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития;
ОК.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК. 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК.7 Брать ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий;
ОК.12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности;
ПК.3.7 Оформлять медицинскую документацию
1.Методический блок
1.1. Тема и цели занятия
Тема: «Терминологическое словообразование»
Вид занятия: практическое занятие
Тип занятия: урок закрепления знаний
Время проведения: 90 минут
Место проведения: кабинет №5
Цели занятия:
Образовательные:
проконтролировать степень усвоения знаний, умений обучающихся по теме «Терминологическое словообразование», изученных и сформированных на предыдущем занятии;
систематизировать знания обучающихся по теме «Терминологическое словообразование»;
оценить результаты усвоения обучающимися знаний и умений по данной теме.
Развивающие:
Способствовать формированию умению разбора терминов с помощью выполнения практических упражнений;
Способствовать формированию умения структурировать клинический термин; переводить клинический термин с латинского языка на русский и с русского на латинский язык;
Способствовать формированию клинического и логического мышления;
Способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения учебных и профессиональных задач, оценивать их выполнение.
Воспитательная:
Способствовать формированию у обучающихся внимания, ответственности при выполнении своих обязанностей;
Способствовать формированию интереса к изучению латинского языка;
Способствовать формированию интереса к избранной профессии.
Методическая:
Продемонстрировать возможности использования на занятии информацинно-коммуникативных, интерактивных технологий, использование продуктивных методов ведения занятий.
Методы:
Словесный метод передачи информации: рассказ, объяснение преподавателя, беседа;
Метод наглядности: наблюдение, демонстрация слайдов;
Проблемный метод: постановка проблемы перед обучающимися;
Практический метод: устные и письменные упражнения;
Метод оценки и контроля: тематическое тестирование, таблицы.
Принципы занятия: наглядности, доступности обучения, сознательности и активности обучающихся, связи теории с практикой, связи обучения с всесторонним развитием личности.
Форма организации занятия: сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой формы работы.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Знать:
Элементы латинской грамматики и способы словообразования;
Глоссарий по специальности;
Латинские и греческие наименования анатомических образований внутренних органов
Требования к умениям:
Уметь:
Правильно читать и писать на латинском языке анатомические и клинические термины;
Образовывать термины с помощью приставок, корней и суффиксов греческого происхождения;
Переводить клинический термин с латинского языка на русский и с русского на латинский язык;
Объяснять значение терминов по знакомым терминоэлементам.
Междисциплинарные связи
ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл
ОГСЭ.03 Иностранный язык
ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи
ОГСЭ.06 История медицины
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины
ОП.02 Анатомия и физиология человека
ОП.03 Основы патологии
ОП.09 Психология
МДК.02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья
Оснащение занятия:
Материально-техническое:
Учебная аудитория;
Столы, стулья;
Доска;
Компьютер;
Проектор.
Визуальное:
Мультимедийная презентация по теме «Терминологическое
словообразование».
Методическое оснащение:
Методическая разработка открытого практического занятия по теме «Терминологическое словообразование»;
Проверочные задания, глоссарий.
Литература:
1.Основные источники:
Городкова Ю.И. Латинский язык для студентов медицинских колледжей и училищ. –Ростов н./Дону:Феникс, 20011. – 315
Савина Г.П. Основы латинского языка и медицинской терминологии. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006. – 318.
Дополнительные источники:
Панасенко Ю.Ф. Основы латинского языка с медицинской
терминологией.- М.:ГЭОТАР – Медиа, 2011. – 352с.
1.4. План занятия
№ п/пЭлементы занятия Время
1. Организационный момент 5 минут
2. Контроль исходного уровня:
1)фронтальный опрос;
2)речевая разминка;
3)индивидуальный опрос. 25 минут
3. Физкультминутка 5минуты
4. Закрепление:
1)игра « Расшифруй термин»
2)тест-контроль 35 минут
5. Внеаудиторная самостоятельная работа 10 минут
6. Подведение итогов занятия 7 минут
7. Домашнее задание 3 минут
8. Итого 90 минут

1.5. Технологическая карта занятия
№ п/пСодержание Методическое обоснование
1. Организационный момент:
Приветствие
Проверка готовности студентов и аудитории к занятию
Отметка отсутствующих
Вступительное слово преподавателя (сообщение темы, цели, плана занятия) Подготовка студентов к работе, организация внимания, соблюдение ЕПТ. Мобилизует и психологически настраивает студентов к занятию.
2. Контроль исходного уровня:
1)фронтальный опрос;
2)речевая разминка;
3)индивидуальный опрос. Развитие речевых умений и навыков, правильности произношения латинских и греческих наименований анатомических образований.
Контроль знаний по разделу «Клиническая терминология»
3. Физкультминутка Снимает напряжение, стресс.
4. Закрепление:
1)игра « Расшифруй термин»
2)тест-контроль Коррекция и закрепление знаний по теме занятия.
5. Внеаудиторная самостоятельная работа Оценка умения работать с различными источниками информации.
6. Подведение итогов занятия Анализ достижения целей занятия, подведение итогов работы студентов на занятии.
7. Домашнее задание Ориентация на подготовку к следующему занятию.
2.Информационный блок
2.1.Организационный момент занятия
Взаимное приветствие. Беседа с дежурным группы. Контроль внешнего вида, готовность аудитории к занятию.
Формулировка темы, целей занятия.
Преподаватель: Тема занятия: «Терминологическое словообразование».
Зачем медицинскому работнику знать клиническую терминологию? Как часто она встречается в профессиональной медицинской речи?
Часто, до 80%. Поэтому говорят: «Invia est in medicina via sine lingua latina» - Непроходим путь в медицину без знания латинского языка.
Это является основанием для изучения клинической терминологии, правил терминологического словообразования? Конечно.
Преподаватель: Во время нашего занятия мы должны с вами научиться:
Правильно читать и писать на латинском языке анатомические и клинические термины;
Образовывать термины с помощью приставок, корней и суффиксов греческого происхождения;
Переводить клинические термины с латинского языка на русский и с русского на латинский язык;
Объяснять значение терминов по знакомым терминоэлементам.
3. Контролирующий блок
3.1. Фронтальный опрос:
Преподаватель: Занятие начнем с контроля знаний с использованием разнообразных методов и форм (фронтальный опрос, речевая разминка, заполнением схем, решение ситуационной задачи, тест – контроль). Отвечайте на вопросы, контролируйте, корректируйте, дополняйте ответы друг друга.
№п/пВопросы Эталон ответов
1. Дайте определение понятия «Словообразование» Словообразование – это раздел науки о языке, который отвечает на вопросы:
1)как построены (т.е. из каких частей состоят) слова;
2) как они образованы (т.е. от чего и с помощью чего).
2. Назовите составные части латинских слов. Составные части латинских слов, как и в русском языке, следующие: приставка, корень, суффикс и окончание.
3. Что такое корень слова? Корень – это обязательная часть слова, имеющая самостоятельное значение, одинаковое для всех слов, содержащих этот корень.
4. Что такое аффикс? Аффикс (лат. аffixus – прикрепленный) – часть слова, имеющая грамматическое значение и видоизменяющая значение корня.
5. Как подразделяются аффиксы по положению относительно корня? По положению относительно корня аффиксы подразделяются на:
- префиксы - (лат.praefixum – впереди прикрепленный) – аффиксы, стоящие перед корнем;
-суффиксы - (лат. suffixus – прикрепленный сзади) – аффикс, стоящий после корня;
-флексии – (лат. flexio – изгиб, сгибание) – окончание, последняя часть слова, изменяющаяся при склонении, спряжении и т.д. .6. Что такое основа слова? Основа слова – это вся неизменяемая часть слова, которая остается, если отнять окончание.
7. С помощью приставок и суффиксов от одного корня можно образовать различные слова. Назовите способы словообразования в латинском языке. Различают следующие способы словообразования:
-префиксация – образование слова с помощью приставок;intramuscularis – внутримышечныйintra + muscularis внутри + мышечный;- суффиксация – образование слова с помощью суффиксов.Суффикс “it” обозначает заболевание воспалительного характера:bronchitis – бронхит, воспаление бронхов.Суффикс “al” переводит существительное в прилагательное:vertebra – позвонок, а vertebralis –  позвоночный.
- префиксально-суффиксальные производные – это способ словообразования одновременным присоединением приставки и суффикса.
paranasalis - околоносовой  (para + nas + al + is).- безаффиксальные способы словообразования.Сложные слова образуются путем чистого сложения основ:hystologia – учение о тканиhyst + logia ткань + учение
8. Кто является автором большинства клинических терминов? Автором большинства клинических терминов является Гиппократ.
9. Какой латинской приставке соответствует русское значение «против»? anti-
10. Какими приставками вы обозначите:
-нарушение;
-слабость;
-усиление. dys-;
hypo-;
hyper-.
11. Какой терминоэлемент указывает на оперативное удаление, избавление от чего-либо? -ectomia-
12. Термин «-tonia» обозначает тонус, напряжение. Какими терминами обозначаются:
-отсутствие тонуса;
-расстройство тонуса;
-снижение тонуса? atonia;
dystonia;
hypotonia.
Речевая разминка
Преподаватель: Назовите латинское наименование анатомических образований.
№ п/пРусское наименование Латинское наименование
1. аорта aorta,ae,f2. вена vena, ae,f3. сосуд vas, vasis,n4. сердце cor, cordis, n
5. легкое pulmo, pulmonis, m
6. печень hepar, hepatis, n
7. пищевод esophagus, esophagi, m
8. поджелудочная железа pancreas, pancreatis, n
9. почка ren, renis,m10. яичник ovarium, ovarii,n11. маточная труба tuba uterina12. матка uterus, uteri, m
13. мочевой пузырь vesica urinaria14. кожа cutis, cutis, f
15. голова caput, capitis, n
16. лопатка scapula, ae, f
17. сустав articulatio, articulaionis, f
18. кость os, ossis,n19. ребро costa, ae,f20. грудная клетка thorax, thoracis, m
21. большеберцовая кость tibia, ae,f22. малоберцовая кость fibula, ae, f
23. нос nasus, i, m
24. глаз oculus, I, m
25. ухо auris, auris, f
26. ключица clavicula, ae,fПреподаватель: прочитайте латинские наименования анатомических образований (за учителем хором, 3 студента).
Aorta, vena, vas, cor, pulmo, hepar, esophagus, pancreas, ren, ovarium, tuba uterina, uterus, vesica urinaria, cutis, caput, scapula,encephalon, articulatio, os, costa, thorax, tibia, fibula, nasus, oculus, auris, clavicula.
3. 3.Индивидуальный опрос.
Преподаватель: Назовите греческие названия анатомических образований:
№п/пРусское название Греческое название
1. сердце cardia-
2. желудок gastr-
3. почка nephro-
сустав arthr-
рот stomat-
мышца my-
кожа derm-
глаз ophthalm-
вена phleb-
нос rhin-
живот lapar-
легкое pneum (on)-
мочевой пузырь cyst-
кость osteo-
ухо ot-
почечная лоханка pyel-
сосуд angio-
Работа с учебником Г.П. Савина. Основы латинского языка и медицинской терминологии.
Преподаватель: Поставьте нужные приставки. Упражнение №2, стр. 242.
№ п/пТермин на русском языке Термин на латинском языке
ослабление (отсутствие тонуса) atoniaповышенное давление (напряжение) hypertoniaпониженное давление (напряжение) hypotoniaповышенное содержание сахара в крови hyperglykaemiaнедостаточное содержание сахара в крови hypoglykaemiaнарушение нормальной кишечной флоры dysbacteriosisрасстройство функции щитовидной железы dysthyreosisповышенная функция щитовидной железы hyperthyreosisпониженная функция щитовидной железы hypothyreosisжаропонижающие средства remedia antipyretica
3.5. Работа по карточкам.
Преподаватель: Вычлените приставки, объясните её значение и всего термина. Один студент у доски.
№ п/пТермин на латинском языке Значение приставки Значение всего термина
paranasalis (нос) para - около околоносовой
subcutaneous (кожа) sub - под подкожный
intercostalis (ребро) inter – меж, между межреберный
hyperthermia (температура) hyper – над, сверх температура сверх нормы
pericardium (сердце) peri–вокруг, со всех сторон перикард, околосердечная сумка
apnoe (дыхание) a –не, без отсутствие дыхания
dystrophia(питание) dys – расстройство, нарушение нарушение питания
reanimatiorе-восстановлениe восстановление жизнедеятельности
suprascapularis (лопатка) supra –сверху, на поверхности надлопаточный
hypotonia (напряжение, давление) hypo – под, ниже пониженное давление

3.6.Преподаватель: Используя суффикс, характеризующий воспалительный процесс, образуйте названия воспалительных заболеваний. Работа у доски.
№ п/пАнатомические образования Название термина
носа rhinitis
гортани laryngitis
бронхов bronchitis
слизистой оболочки полости рта stomatitisжелудка gastritis
суставов arthritis
уха otitisмочевого пузыря cystitis
почек nephritis
околопочечной лоханки paranephritis
4.Физкультминутка.Преподаватель: Мы хорошо поработали, немного устали. Давайте отдохнем, чтобы подготовиться к выполнению следующих заданий.
Гимнастика для глаз:
1 – посмотреть влево;
2- посмотреть вправо;
3- посмотреть вниз;
4 –посмотреть вверх;
5 – посмотреть на кончик носа;
6 – посмотреть вдаль;
7 – плотно закрыть глаза.
5.Закрепление
Игра «Расшифруй термин»
Преподаватель предлагает студентам расшифровать термины.
№ п/пТермин Значение термина
CystoscopiaИнструментальный осмотр мочевого пузыря
PyodermitisГнойное воспаление кожи
AngiomaОпухолевидное образование сосудистой ткани
Hydrophobia Боязнь воды
ArthiritisВоспаление суставов
BronchoectasiaРасширение бронхов
7. DystrophiaНарушение питания
8. CardialgiaБоли в области сердца
9. NephroectomiaРассечение почки
10. GlycaemiaСодержание сахара в крови
11. CholestasisЗастой желчи
12. StomatologiaУчения о заболеваниях полости рта
13. Amnesia Отсутствие памяти

5.2.Тест-контроль
Тест.
Найдите слова со значением «инструментальный осмотр»:
otorrhagiaangiogrammarhinoscopiaencephalopathia2. Подберите недостающую часть термина … cardium – внутренняя оболочка сердца. 2. В каком термине содержится понятие «понижение содержания»:
hyperplasiahaematomabronchitishypoglycaemia3. Определите термин, обозначающий название заболевания воспалительного характера:
bronchitishaematuriahyperaemiamyoma4. Найдите термин со значение «боль» -
cystoscopiaenteroptosiscardialgianephrostomia5. Допишите недостающую часть термина…systolia – нарушение ритма сердечных сокращений.
extra
dysan
anti
6. Найдите термин со значением «обильное выделение мочи»
anura
polyuriahaematuriaoligouria7. Подберите недостающую часть термина … logia – наука о крови.
ophthalm -
haemat –
histo –
dermat –
8. В каком термине содержится понятие «противоядие»:
antidotumhypotoniadysenteriagastrotomia9. В каком термине содержится – «опухоль сосудистой ткани»:а) melanoma;б) angiopathia;в) scleroma;г) angioma.
10. Найдите термин обозначающий «охлаждение»:
а)hypothermiaб)transplantatioв)hyperthermiaг)anaemia11. Дайте перевод термина «tachycardia»
а) замедленное сердцебиение
б) нарушение ритма
в) учащенное сердцебиение
г) неритмичность
12. Найдите термин, обозначающий «повышение тонуса»:
а) atoniaб) dystonia
в) hypertonia
г) hypotonia

Эталоны ответов
Найдите слова со значением «инструментальный осмотр»:
в) rhinoscopia2. В каком термине содержится понятие «понижение содержания»:
г) hypoglycaemia3. Определите термин, обозначающий название заболевания воспалительного характера:
а) bronchitis4. Найдите термин со значение «боль» -
в) cardialgia5. Допишите недостающую часть термина…systolia – нарушение ритма сердечных сокращений.
б)dys6. Найдите термин со значением «обильное выделение мочи»
б)polyuria7. Подберите недостающую часть термина … logia – наука о крови.
б)haemat –
8. В каком термине содержится понятие «противоядие»:
а)antidotum9. В каком термине содержится – «опухоль сосудистой ткани»: г) angioma.
10. Найдите термин обозначающий «охлаждение»:
а)hypothermia11. Дайте перевод термина «tachycardia»
в) учащенное сердцебиение
12. Найдите термин, обозначающий «повышение тонуса»:
в) hypertonia
Критерии оценки
«5» - 0-1 ошибки
«4» - 2-3 ошибки
«3» - 4-5 ошибок
«2» - 6 и более ошибок

6.Внеаудиторная самостоятельная работа
Преподаватель: Основателем большинства клинических терминов является Гиппократ. Его называют «Отцом медицины» (доклад студентов на тему «Гиппократ – отец медицины»)



Подведение итогов занятия:
Преподаватель:
оценивает достижение поставленных целей занятия;
оценивает результаты работы группы;
оценивает результаты работы каждого студента.
Домашнее задание:
подготовить кроссворды по теме «Терминологическое словообразование»: 15 вопросов по горизонтали, 15 вопросов по вертикали;
подготовиться к итоговому занятию.
Литература:
Городкова Ю.И. Латинский язык для студентов медицинских колледжей и училищ. –Ростов н./Дону:Феникс, 20011. – 315
Савина Г.П. Основы латинского языка и медицинской терминологии. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006. – 318.