Методическая разработка родительского собрания на тему:Конфликт и выход из него









Родительское собрание на тему:


«Конфликт и выход из него»

























Тему родительского собрания подготовили:
учитель физической культуры
Ишкинина Татьяна Валерьевна
психолог школы
Овсянникова Марина Владимировна


Тема «Конфликт и выход из него»

Форма проведения: беседа, игры с элементами драматизации.

Цель:
рассмотреть конфликт как общее понятие, определяющее взаимоотношения между людьми (в школе, семье);
показать причины возникновения конфликтов;
отметить значение роли посредничества в различного рода конфликтах.

Подготовка:
найти соответствующий материал по теме.
подготовить учащихся с докладами.
отрепетировать сценки конфликтных ситуаций.

Содержание классного часа.

Часть первая. Теоретическая

Доклад учащегося по теме: «Почему возникают конфликты?»

Конфликт это различные виды противодействия, противоборства личностей и групп по поводу рассогласованных, существенно значимых для них целей, интересов, ценностей, установок, а также осознанная практическая деятельность по преодолению противоречий.
Наряду с понятием конфликта используются близкого по смыслу, но не тождественные по содержанию термины «конкуренция», «соперничество», «соревнование», «враждебность», «кризис», «противоречие».
Конкуренция особый тип противоборства, цель которого получение выгоды, прибыли либо благоприятного доступа к дефицитным материальным и духовным ценностям. В конкуренции четко обозначены и осознаваемы цель и конечный результат. Конкуренция может сопровождаться, конфликтом, а может не сопровождаться. Особенность конкуренции в применении только тех форм борьбы, которые признаны в качестве морально-правовых в обществе или организации.
Соперничество борьба за признание личных достижений обществом, группой, индивидами. Для него характерна демонстрация взаимного превосходства путем достижения престижных общезначимых целей. Соперничество может вылиться в конфликт, а может протекать спокойно. Объектом соперничества бывают лучшие социальные или профессиональные позиции, награды, оценка подчиненных, признание коллег либо вышестоящего руководства.
Соревнование более формализованный и мирный тип соперничества, при котором четко определены и записаны формы и цели соперничества.
Враждебность фиксированная психологическая установка, готовность к конфликтному поведению. Враждебность не всегда выливается в конфликт, также как не в любом конфликте доминирует враждебность .
Кризис состояние системы, при котором невозможно одновременное удовлетворение интересов двух и более групп, стремящихся к разным целям.
Противоречие объективное, не всегда осознаваемое, внешне проявляемое состояние системы, при котором рассогласованы интересы, цели, ценности ее элементов. Противоречие всегда лежит в основе конфликта. Но конфликт, в отличие от противоречия, внешняя форма проявления противоречия, противоборствующее поведение по поводу противоречия.

«Роль посредника в конфликтах». Пояснение к теме
Разрешение конфликтной ситуации противоборствующих сторон часто в жизни осуществляется с помощью посредника, т.е. человека, который способен вникнуть в причину непонимания, разрядить эмоциональную обстановку, найти оптимально выгодное для обеих сторон решение. Предлагаемая игровая форма участия посредника в различных смоделированных конфликтных ситуациях, поможет учащимся быть не только активными участниками разыгрываемых жизненных сценок, но и как бы независимыми арбитрами, имеющими свой объективный взгляд со стороны.
В классе выбирается группа ребят, которым доверяется роль посредников. Организуется конкурс «Лучший миротворец». Подведение итогов конкурса проводится каждое полугодие всем классом на собрании.
Учитель объясняет детям, что в любой конфликтной ситуации они должны оставаться дружественными по отношению ко всем сторонам, так как они выполняют роль миротворца, а не судьи. Напоминает требование компетентности зная процедуру разрешения конфликта, действуйте уверенно и профессионально, умейте, где этого требует ситуация, проявить власть (настойчивость,
требовательность), но не забывайте, что нужно подчиняться старшим (родителям, психологу, учителям).

Доклад учащегося по теме: «Каким должен быть посредник в конфликте?»

Профессионализм посредника означает:
1.Быть серьезным и твердым, но вместе с тем «теплым» и «позитивным».
2.Высказывать доверие и заботу.
3.Быть ответственным, т. е.:
нейтральным;
демонстрировать уважение;
не вовлекать и не вовлекаться в конфликт;
не руководствоваться эмоциями;
не давать советов, не навязывать свои идеи для поиска решения;
не действовать свысока, принять вашу ответственность серьезно.
Правила управления конфликтом:
не прерывайте собеседника.
говорите правду.
не переходите на личности.
по-настоящему работайте над решением проблемы.

Шаги посреднического процесса:

1.Приблизьтесь к спорящим.
2.Успокойте их, если необходимо.
3.Представьтесь и спросите их имена, если вы еще не знакомы.
4.Объясните свою компетентность.
5.Получите согласие.
6.Объясните процесс сотрудничества.
7.Начните процесс посредничества;
не делайте предположений;
слушайте;
повторяйте услышанное;
проверяйте;
получайте больше информации;
предлагайте множество решений;
достигайте соглашения.
8.Закончите на позитивной ноте.

Три результата конфликта:

1.Победа поражение одна сторона удовлетворена, другая не
удовлетворена.
2.Поражение поражение обе стороны не удовлетворены результатом.
3.Победа победа обе стороны приходят к согласию.

Посредничество в любом конфликте:
создает более мирную среду;
снижает враждебность, напряженность, фрустрацию;
способствует доверию, дружбе, самоуважению, уверенности в себе;
учит принимать решения, решать проблемы, контролировать эмоции;
объединяет людей, предупреждает насилие и физические оскорбления.

В своей работе посредники, кроме участия в разрешении конфликтов, могут:
придумывать смешные сценки на тему посредничества и показывать их ученикам;
создать классный уголок «миротворцев», где в шуточной форме смогли бы обыгрывать результаты своей деятельности;
рисовать плакаты, описывающие процесс посредничества, и расклеивать их в школе;
выступать как наставники, т.е. обучать маленькую группу учеников нахождению путей выхода из конфликтов.

Вывод: такие деловые игры дают хорошие результаты в реальной жизни, во взаимоотношениях ребят между собой, в семье, в отношениях между учениками и учителями

Часть вторая. Практическая
Тема «Тренажер общения»
Выработка групповых правил

Типичные правила:
1. «Конфиденциальность» то, что происходит в группе, не обсуждается вне занятий, с другими людьми.
2. «Стоп» если участник не желает дальше обсуждать свой опыт, он говорит «стоп». Обсуждение после этого прекращается.

Учащиеся высказывают свое согласие или несогласие с правилами. После короткого обсуждения они принимают их путем голосования. Если кто-то не согласен с каким-то правилом, то обсуждение продолжается.

Упражнение 1 «Триады»

Формируются триады: «клиент», «советник» и «посредник». «Клиент» пытается определить пять свойств личности, над которыми он хотел бы поработать: одни усилить, а другие ослабить или свести к нулю. «Советник» помогает ему в этом задании. Он пытается определить наиболее важные, по его мнению, свойства личности. «Посредник» наблюдает за разговором. Если в ходе беседы наступают непонимание, противоречия, затруднения, то он предлагает попробовать другие варианты. Советов по содержанию беседы «посредник» давать не стремится, так как это не входит в круг его обязанностей. После составления программы личностного совершенствования идет смена ролей в триадах. Каждый должен побывать в роли «клиента», «советника» и «посредника».

Упражнение 2 «Сделайте «узеллюдей»

Ученики разбиваются на группы по 57 человек. Группы встают в тесные кружки. Каждый участник правой рукой берется за чью-нибудь руку. Не следует каждому брать руку соседа. Затем то же делается левой рукой. Никто не должен держать обе руки одного человека. Цель игры развязать узел, не отпуская рук. Учащиеся могут перешагивать, изгибаться и разговаривать, пока держатся за руки. Узел считается развязанным, когда группа образует круг (иногда два пересекающихся круга). Если учащиеся начинают терять надежду, их нужно подбодрить: почти все такие узлы могут быть развязаны.

Упражнение 3 «Десять „я"»

Учащиеся на листочке пишут в колонку десять"я",затем напротив каждого "я" записывают те мысли, которые приходят в голову. Например: «Я люблю шоколад».

Упражнение 4 «Фантастическая обратная связь»

Ученики садятся лицом друг к другу в два круга внешний и внутренний. Каждый смотрит на сидящего напротив, расслабляется и высказывает ассоциации, которые у него возникают. Как вариант тренер может предложить представить сидящего напротив каким-нибудь животным. Тот, кто вызвал ассоциации, задает любые уточняющие вопросы: «Как ведет себя это животное? Оно агрессивное или нет?» и т. д. Затем ученики меняются ролями. После этого внешний круг по часовой стрелке пересаживается на одного человека. Так образуются новые пары, и все повторяется. Таких пересадок может быть трипять, в зависимости от настроения группы. В завершение учащиеся все обобщают и делают выводы о своих свойствах и о своем отношении к другим участникам.

Упражнение 5 «Танец на пальцах»

Учащиеся поднимают обе руки, прикасаются кончиками пальцев к кончикам пальцев соседа и делают любые движения, используя все пространство. Танец продолжается 35 минут. После танца партнеры сообщают друг другу о своих чувствах, что понравилось в поведении партнера, а что вызывало противоречивые чувства. Это делается одновременно во всех парах. Затем внешний круг пересаживается по часовой стрелке на одного человека. Упражнение повторяется 35 раз.



Часть третья. Игры с элементами драматизации.
Тема «Взгляд на конфликт со стороны»
(Шуточные сценки, сказки с конфликтом)

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не всегда люди видят проблемы одинаково. Прочитайте эту старинную индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов. Помогите слепым мудрецам узнать, как на самом деле выглядит слон. Перепишите конец сказки.


Мудрецы и слон
(Шуточная сказка)

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, сказал один мудрец, мы ощупаем его». «Хорошая идея, сказали другие, тогда мы узнаем, какой он слон».
Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад.
«Слон похож на веер!» закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» воскликнул он.
«Вы оба не правы, сказал третий, он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост.
«Слон похож на копье», воскликнул четвертый.
«Нет, нет, закричал пятый, слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона.
Шестой мудрец подергал слоновий хобот. «Вы все не правы, сказал он, слон похож на змею».
«Нет, на веревку!» «Змею!» «Стену!» «Вы ошибаетесь!» «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

Вывод
Учитель: Вы смеялись, когда мы читали эту сказку? В чем же было дело? Вы правы! Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
Были ли мудрецы действительно мудрыми? У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии. Они так до сих пор и не знают, как выглядит слон.


Дополнительная информация к теме «Конфликт и выход из него»
Основные понятия:
«Глобальные» утверждения, которые обвиняют и оскорбляют личность в целом, а не конкретный поступок. Например: «Ты всегда... ты никогда... ты плохой... ты эгоист». В конфликтных ситуациях необходимо избегать «Ты» -утверждений, «глобальных» утверждений. Для оценки каких-то событий желательно использовать «Я» - утверждение.

«Мы» - утверждение используется для объединения усилий конфликтующих сторон. Например: «Ребята, давайте попробуем вместе разобраться в данной ситуации».

«Ты» - утверждение заставляет слушателя чувствовать себя виноватым или осуждаемым. Это заставляет человека больше защищаться, чем стараться решить проблему. Например: «Ты всегда одалживаешь у меня деньги и никогда не отдаешь и т.д.» В «Ты» - утверждении есть оценка действия, неприятного для говорящего: «... никогда не отдаешь»

«Я» - утверждение применяется для выражения своего отношения к событиям. Однако посреднику при разрешении конфликта нужно пользоваться им крайне осторожно.

Активное слушание собеседник проявляет деятельное, энергичное участие в разговоре, давая понять, что ему близки высказываемые проблемы, и только 50% того, что сказано, бывает понято или даже просто услышано другими людьми. Следовательно, в посредничестве и общении вообще активное слушание является решающим.
Альтернатива (от лат. «попеременный») выбор одного из двух единственно возможных решений.

Антипатия чувство нерасположения, неприязни, отвращения.

Мозговой штурм совместное решение проблемы, разбор ее с разных сторон и всевозможных подходов. Помогите конфликтующим сторонам выдвинуть различные идеи и варианты возможных решений. Сообщите, что при выдвижении идей критика отсутствует. Идеи фиксируются для дальнейшего анализа. Иногда полезно выделять те моменты, в которых есть согласие сторон. Предлагайте, но не навязывайте. Помните, вы можете подавать идеи, но вы не можете советовать, что делать.

Принятие кроме понимания, в процессе общения наблюдается процесс принятия. Если понимание это насколько говорящие одинаково представляют себе предмет обсуждения, то принятие это насколько они соглашаются с высказываниями друг друга. В разрешении споров необходимо добиваться согласия, т. е. нахождения общего решения.
Перефразирование не обязательно повторение того, что говорит другой. Это скорее способность выразить основные моменты сказанного. После того как первый одобрит пересказ второго, второй говорит на заданную тему, а первый пересказывает.







ЛИТЕРАТУРА





Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешение конфликтов. Казань,1992.
Зосимовский А.В. Управление конфликтными ситуациями в целях нравственного воспитания. М.,1971.
Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.,1991.
Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. М., 1986.








13PAGE 15


13PAGE 14315




15