Урок литературы на тему Конфликт двух поколений в романе Отцы и дети


МБОУ «КУСТОВСКАЯ СОШ»


План-конспект открытого урока

Цель урока: создать условия дляраскрытия образов главных героев романа, определения основных
линий конфликта Базарова и П.П.Кирсанова;
2) развития речи, внимания, памяти, логического мышления учащихся, навыков работы с текстом;
3)воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи, уважения мнения товарища.
Оборудование: учебник-практикум, портрет И.С. Тургенева, роман «Отцы и дети».
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1.Орг. момент.
2. Проверка д/з.
Фронтальный опрос
Каким образом можно охарактеризовать эпоху 50-60 гг. 19 века, т.е. то время, когда создавался и печатался роман « Отцы и дети»?
Объясните смысл названия романа.
Назовите представителей «отцов» и «детей» в романе. Запишите их на доске в соответствующую колонку.
3. Этап актуализации новых ЗУН.
а) целеполагание ( на основе темы урока попробуйте самостоятельно сформулировать цель урока)
б) слово учителя: Сегодня на уроке мы попробуем проанализировать отношения, которые складываются между отцами и детьми в романе.
Между кем в романе разгорается острый спор, конфликт? (между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Васильевичем Базаровым)
Что такое конфликт?
(конфликт – столкновение, противоборство, противоречие, важное для раскрытия содержания произведения)
Какой композиционный элемент использует автор во всех главах, где идет спор? (диалог)
4. Этап усвоения новых ЗУН.
а) Беседа по вопросам:
На ваш взгляд, конфликт , представленный в романе односторонний или имеет много линий, много сторон?
Какие линии, по-вашему, можно выделить?
б)Запись на доске и в тетради:
линия спора:
Различие героев в социальном и психологическом облике.
линия спора:
Идеологический конфликт ( принципы аристократов и нигилистов)
3 линия спора:
Спор о русском народе
линия спора:
Расхождение о взглядах на искусство
в) Анализ 1 линии спора:
Знают ли друг о друге Базаров и Кирсановы до встречи? ( только лишь по словам Аркадия)
Что автор выделяет во внешнем виде Базарова? Что дает портрет для понимания характера самого человека?
Какие черты характера Павла Петровича вы могли бы назвать, прочитав его портретное описание?
Вспомните о происхождении Базарова и Кирсанова. С какой целью Аркадий рассказывает о своем дяде? ( Кирсанов идет по стопам своего отца, а Базаров считает, что каждый человек сам себя воспитывать должен; Для того чтобы вызвать жалость к своему дяде)
г) Анализ 2-4 линий спора ( работа по группам)
2 линия спора:
Прокомментируйте спор Базарова и П.П.Кирсанова в 8 главе. Кто победил, на ваш взгляд, в споре?
Нигилисты –это кто? Объясните принципы нигилистов? Каковы ,на ваш взгляд, недостатки во взглядах Базаров

3 линия спора:
Каким представляют себе характер русского народа П.П.Кирсанов и Базаров?
Зачитайте и прокомментируйте.
Кого из них крестьяне скорее признают? Докажите текстом.
Проследите за речью героев. Что можно отметить в языке Базарова и П.П.Кирсанова?
4 линия спора:
В чем расходятся взгляды Базарова и Кирсанова на искусство, природу?
Вспомните, что говорит Базаров об искусстве в других главах? Как можно оценить позицию?
Кто является на самом деле противником Базарова в этой линии спора: П.П или Ник.П.?
д) Обсуждение проблемных вопросов:
Как вы считаете, можно ли сказать, что Базаров и Кирсанов - типичные представители своего времени?
Есть ли в этих героях что-то общее? (да, сильное самолюбие, не поддаются чужим влияниям, умеют подчинять себе других)
Что вы принимаете в Базарове и с чем можете поспорить?
Как вы считаете, какова авторская позиция относительно Базарова?
5. Закрепление ЗУН.
Творческая работа.
Существует ли в наше время конфликт отцов и детей? Что общего у него с конфликтом в романе?
6. Подведение итогов.
7. Д\з: выпишите из романа цитаты, объясняющие отношение героев к любви и к ее месту в жизни человека.
8.Рефлексия.