Рабочая программа по внеурочной деятельности ЗДОРОВЕЙКА

Результаты освоения курса внеурочной деятельности ЗДОРОВЕЙКА

Ожидаемые результаты

В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
осуществлять активную оздоровительную деятельность;
формировать своё здоровье.

Учащиеся должны знать:
факторы, влияющие на здоровье человека;
причины некоторых заболеваний;
причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
основные формы физических занятий и виды физических упражнений.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности ЗДОРОВЕЙКА

Личностные результаты освоения обучающимися содержания программы:

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметные результаты освоения обучающимися содержания программы:

характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметные результаты освоения обучающимися содержания программы:

планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;
расширять свой двигательный опыт за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

























Содержание курса внеурочной деятельности ЗДОРОВЕЙКА

Самопознание. Части тела, их функциональное предназначение. Внутренние органы; предназначение. Рост и развитие человека. Периодизация развития. Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам.
Правила межличностного общения: предупредительность, представление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения.
Дружба. Взаимовлияние людей, способы конструктивного решения конфликтных ситуаций. Поведение на улице и в общественных местах Правила поведения с незнакомыми людьми.
Родственные связи - семья. Правила семейного общения. Права ребёнка в семье. Правила групповой деятельности.

Гигиена тела. Кожа и её придатки (ногти, волосы). Функциональное предназначение. Уход за кожей, волосами и ногтями. Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями.

Профилактика инфекционных заболеваний. Микромир: микробы, простейшие, грибки, вирусы. Взаимодействие человека с микромиром. «Хорошие» и «Плохие» микробы. Представление об инфекционных заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от болезни: мытьё рук, ношение маски, одноразовые шприцы и т.д.- Представление об активной защите - иммунитете.

Бытовой и уличный травматизм. Опасные факторы современного жилища, школы игровой площадки. Ожоги. Опасность при пользовании пиротехническими средствами. Электротравма. Опасность при игре с острыми предметами. Падение с высоты. Опасность открытого окна. Катание на перилах, прыжков с крыш, гаражей и т.д., элементарные правила безопасности при катании на велосипеде. Правила пользования роликами, экипировка. Опасность, которая подстерегает роллера на улице. Оказание первой помощи при простых травмах(ссадинах, царапинах, поверхностных ранах). Укусы зверей, змей, насекомых.





















Содержание занятий

Тема 1. Причины болезни. (1час)
Слово учителя. Повторение девиза «Уроков здоровья». Анализ стихотворения. Оздоровительная минутка. Повторение мудрых слов.
Тема 2. Признаки болезни. (1час)
Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Грипп». Оздоровительная минутка. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Практическая работа по составлению правил «Как помочь больному?»
Тема 3. Как здоровье? (1час)
Игра- соревнование «Кто больше знает?». Тест «Твоё здоровье», Оздоровительная минутка. Практическая работа «Помоги себе сам».
Тема 4. Как организм помогает себе. (1час)
Повторение причин болезни. Рассказ учителя. Режим дня. Оздоровительная минутка. Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?». Составление памятки «Как правильно готовить уроки».
Тема 5. Здоровый образ жизни. (1час)
Встреча с докторами Здоровья. Повторение правил. Анализ ситуации. Игра «Вставь словечко». Оздоровительная минутка. Мудрые слова доктора Свежий Воздух.
Тема 6. Какие врачи нас лечат. (1час)
Повторение составляющих здорового образа жизни. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Самоанализ здоровья.
Тема 7. Инфекционные болезни. (1час)
Слово учителя. Словарная работа. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Поднялась температура»
Тема 8. Прививки от болезней. (1час)
Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении С.Михалкова «Прививка». Оздоровительная минутка. Игра «Полезно – вредно».
Тема 9. Какие лекарства мы выбираем. (1час)
Игра «Кто больше знает?» Беседа «Из чего получают лекарства». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова.
Тема 10. Домашняя аптечка. (1час)
Игра «Светофор здоровья». Анализ ситуации. Работа над стихотворением С. Михалкова «Для больного человека» Аптека дома. Оздоровительная минутка. Это полезно знать!
Тема 11. Отравление лекарствами. (1час)
Беседа по теме. Игра – соревнование «Кто больше?» Оздоровительная минутка. Признаки лекарственного отравления. Помоги себе сам! Практическая работа.
Тема 12. Пищевые отравления. (1час)
Повторение признаков лекарственного отравления. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Признаки пищевого отравления. Первая помощь при отравлениях.
Тема 13. Если солнечно и жарко. (1час)
Повторение правил поведения при пищевом отравлении. Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Забыла Таня про обед» Оздоровительная минутка. Признаки солнечного ожога. Практическая работа «Помоги себе сам!»
Тема 14. Если на улице дождь и гроза. (1час)
Повторение правил. Беседа по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Правила поведения при грозе. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам!
Тема 15. Опасность в нашем доме. (1час)
Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Мама приходит с работы» Правила безопасного поведения в доме. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья».
Тема 16. Как вести себя на улице. (1час)
Рассказ учителя. Правило перехода улицы в местах, где нет светофора. Игра «Светофор здоровья». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Заучивание слов. Правила безопасности поведения в транспорте.
Тема 17. Вода – наш друг. (1час)
Встреча с доктором Вода. Правила поведения на воде. Обсуждения стихотворения И. Емельянова. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». Когда опасность рядом.
Тема 18. Как уберечься от мороза. (1час)
Работа с отрывком из сказки С. Михалкова «Мороз и морозец». Признаки обморожения. Оздоровительная минутка. Составление правил. Игра «Полезно – вредно».
Тема 19. Чтобы огонь не причинил вреда. (1час)
Повторение правил поведения на воде. Беседа «Чем опасен огонь?» Игра «Светофор здоровья». Обсуждение ситуаций. Оздоровительная минутка. Правила поведения при пожаре в доме. Практическая работа «План эвакуации при пожаре».
Тема 20. Чем опасен электрический ток. (1час)
Повторение правил поведения при пожаре в доме. Рассказ учителя. Словарная работа. Первая помощь пострадавшему. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья».
Тема 21. Травмы. (1час)
Виды травм. Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах (практическая работа в парах). Оздоровительная минутка. Заучивание слов.
Тема 22. Укусы насекомых. (1час)
Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Вдруг какой – то страшный зверь» Признаки аллергии. Помоги себе сам. Оздоровительная минутка. Словарная работа. Заучивание слов.
Тема 23. Что мы знаем про собак и кошек. (1час).
Беседа о домашних животных. Обсуждение стихотворения. Правила обращения с животными. Оздоровительная минутка. Составление правил. Это интересно!
Тема 24. Отравление ядовитыми веществами. (1час)
Виды отравлений. Игра – соревнование «Кто больше знает?» Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья» Признаки отравления ядовитыми веществами. Словарная работа. Первая помощь при отравлениях.
Тема 25. Отравление угарным газом. (1час)
Беседа по теме. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Признаки отравления угарным газом. Помоги себе сам (составление правил). Игра «Вставь пропущенные слова».
Тема 26. Как помочь себе при тепловом ударе. (1час)
Рассказ учителя. Признаки теплового удара. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Игра «Светофор здоровья».
Тема 27. Растяжение связок и вывих костей. (1час)
Повторение «Какие бывают травмы». Рассказ учителя. Признаки растяжения связок и вывиха костей. Оздоровительная минутка. Практическая работа в группах.
Тема 28. Переломы. (1час)
Виды переломов. Знакомство с правилами. Оздоровительная минутка. Практическая работа в парах.
Тема 29. Если ты ушибся или порезался. (1час)
Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Таня пальчик наколола» Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Словарная работа. Практическая работа в парах.
Тема 30. Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело. (1час)
Беседа по теме. Если соринка попала в глаз. Оздоровительная минутка. Когда крошка попала в горло. Если что-то попало в ухо. Отгадывание кроссворда «Органы».
Тема 31. Укусы змей. (1час)
Рассказ учителя. Это интересно! Признаки укусы змеи. Оздоровительная минутка. Первая помощь при укусе змеи. Отгадывание кроссворда.
Тема 32. Расти здоровым. (1час)
Рассказ учителя о неизлечимых болезнях века. Оздоровительная минутка. Решение задач.
Тема 33. Воспитай себя. (1час)
Беседа по теме. Тест «Оцени себя сам». Оздоровительная минутка.
Тема 34. Я выбираю движение. Обобщающий урок.(1час)
Урок – праздник «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!»















































Тематическое планирование

2 класс


п/п
Содержание темы
Количество часов



Всего
Аудито-рные
Внеауди-торные

1
Почему мы болеем
3
1
2

2
Кто и как предохраняет нас от болезней
2
1
2

3
Кто нас лечит
1

1

4
Прививки от болезней
2
1
1

5
Что нужно знать о лекарствах
2
1
1

6
Как избежать отравлений
2
1
1

7
Безопасность при любой погоде
2
1
1

8
Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте
2
1
1

9
Правила безопасного поведения на воде
1
1


10
Правила общения с огнем
1
1


11
Как уберечься от поражения электрическим током
1

1

12
Как уберечься от порезов, ушибов, переломов
1
1
1

13
Как защититься от насекомых
1

1

14
Предосторожности при обращении с животными
1

1

15
Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом
2
1
1

16
Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении
2
1
1

17
Первая помощь при травмах
3
1
2

18
Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос
1

1

19
Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек
1

1

20
Сегодняшние заботы медицины
3
3


Итого
34
16
18














Календарно – тематическое планирование
2 класс

Дата
Тема урока
Ко-во
часов
Оборудование
Основные виды учебной деятельности


План.
Факт.





Почему мы болеем




Причина болезни
1
Карточки с тестом «Твоё здоровье»
Словесные: рассказ, беседа по теме
Наглядные:
Практические: упражнения по теме, игра-соревнование, тест, оздоровительная минутка




Признаки болезни
1






Как здоровье?
1



Кто и как предохраняет нас от болезней




Как организм помогает себе сам?
1
Плакат «Режим дня школьника»
Памятка «Как правильно готовить уроки»
Стихотворение С. Михалкова «Разве что-то есть на свете»
Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения
Наглядные: плакат «Режим дня школьника», стихотворение С. Михалкова «Разве что-то есть на свете»
Практические: упражнения по теме, тест, оздоровительная минутка




Здоровый образ жизни
1



Кто нас лечит




Какие врачи нас лечат
1
Вопросы валеологического самоанализа
Стихотворение Э. Успенского «Всем известный математик»
Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения
Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Разве что-то есть на свете»
Практические: валеологический самоанализ, оздоровительная минутка

Прививки от болезней




Инфекционные болезни
1
Стихотворение С. Михалкова «Поднялась температура»
Стихотворение С. Михалкова «Прививка»
Словесные: рассказ, беседа по теме, анализ стихотворения
Наглядные: запись слов «инфекция» и «иммунитет», стихотворение С. Михалкова «Поднялась температура»
Практические: игра, оздоровительная минутка




Прививки от болезней
1



Что нужно знать о лекарствах




Какие лекарства мы выбираем
1
Пиши и говори правильно: «аллергия» и «антибиотики»
Памятка «Безвредных лекарств не бывает»
Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения
Наглядные: запись слов «аллергия» и «антибиотики», лекарственные препараты
Практические: валеологический самоанализ, анализ ситуации, оздоровительная минутка




Домашняя аптечка
1



Как избежать отравлений




Отравление лекарствами
1
Сказка К. Чуковского «Айболит»
Памятка «Признаки лекарственного отравления»
Памятка «Признаки пищевого отравления»
Памятка «Помоги себе сам»
Словесные: беседа по теме
Наглядные: сказка К. Чуковского «Айболит»
Практические: проверка пульса, оздоровительная минутка




Пищевые отравления
1



Безопасность при любой погоде




Если солнечно и жарко
1
Памятка «Признаки солнечного ожога»
Памятка «Правила поведения при грозе»
Стихотворение Ф. И. Тютчева «Люблю грозу в начале мая»
Картина К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»
Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения
Наглядные: стихотворение Ф. И. Тютчева «Люблю грозу в начале мая», картина К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»
Практические: «Помоги себе сам», оздоровительная минутка




Если на улице дождь и гроза
1



Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте




Опасность в нашем доме
1
Стихотворение Э. Успенского «Мама приходит с работы»
Стихотворение С. Михалкова «Возле площади затор»
Памятка «Правила безопасного поведения в доме»
Правила перехода улицы
Правила поведения в транспорте
Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения
Наглядные: стихотворение Э. Успенского «Мама приходит с работы», стихотворение С. Михалкова «Возле площади затор»
Практические: игра, оздоровительная минутка




Как вести себя на улице
1



Правила безопасного поведения на воде




Вода - наш друг
1
Стихотворение С. Михалкова «У моста стоит Авось»
Памятка «Когда опасность рядом»
Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения
Наглядные: стихотворение С. Михалкова «У моста стоит Авось»
Практические: игра, оздоровительная минутка

Правила общения с огнем




Чтобы огонь не причинил вреда
1
«План эвакуации школы при пожаре»
Словесные: беседа по теме
Наглядные: план эвакуации школы
Практические: разбор ситуаций, игра, оздоровительная минутка


Как уберечься от поражения электрическим током




Чем опасен электрический ток?
1
Памятка «Первая помощь пострадавшему»
Словесные: беседа по теме
Наглядные: памятка
Практические: игра, оздоровительная минутка

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов




Травма
1
Стихотворение «Если я буду осторожен»
Словесные: беседа по теме, заучивание слов
Наглядные: стихотворение
Практические: первая помощь при травме, оздоровительная минутка

Как защититься от насекомых




Укусы насекомых
1
Стихотворение С. Михалкова «Вдруг какой-то страшный зверь»
Памятка «Когда опасность рядом»
Пиши и говори правильно: «пинцет»
Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения
Наглядные: запись слова «пинцет», стихотворение С. Михалкова Вдруг какой-то страшный зверь»
Практические: признаки аллергии, оздоровительная минутка

Предосторожности при обращении с животными




Что мы знаем про собак и кошек
1
Стихотворение «Не зря собака тех кусает»
Правила обращения с животными

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения
Наглядные: стихотворение «Не зря собака тех кусает»
Практические: правила обращения с животными, «Помоги себе сам», оздоровительная минутка

Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом




Отравление ядовитыми веществами

1
Пиши и говори правильно: «дезинфекция», «дезодорант»
Признаки отравления угарным газом
Стихотворение С. Маршака «Заклубился дым угарный...»
Стихотворение «Если в доме появился дым»
Словесные: беседа по теме, заучивание слов
Наглядные: стихотворение «Если в доме появился дым», С. Маршака «Заклубился дым угарный...»
Практические: правила обращения с животными, «Помоги себе сам», оздоровительная минутка




Отравление угарным газом
1



Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении




Как помочь себе при тепловом ударе

1
Признаки теплового удара
Признаки обморожения
Стихотворение С. Михалкова «Мороз и Морозец»
Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения
Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Мороз и Морозец»
Практические: «Признаки теплового удара», «Признаки обморожения», «Помоги себе сам», оздоровительная минутка




Как уберечься от мороза
1



Первая помощь при травмах




Растяжение связок и вывих костей
1
Стихотворение С. Михалкова «Таня пальчик наколола»
Пиши и говори правильно: «марганцовка»
Признаки растяжения связок
Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения
Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Таня пальчик наколола»
Практические: «Помоги себе сам», оздоровительная минутка




Переломы
1






Если ты ушибся или порезался
1



Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос




Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело
1
Плакаты по теме (глаз, ухо, нос)
Словесные: беседа по теме
Наглядные: плакаты по теме
Практические: упражнения по теме, опрос, оздоровительная минутка

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек




Укус змеи
1
Признаки укуса змеи
Первая помощь при укусе змеи
Словесные: беседа по теме
Наглядные: плакаты по теме
Практические: упражнения по теме, опрос, оздоровительная минутка

Сегодняшние заботы медицины




Расти здоровым
1
Правила здорового образа жизни
Тест «Оцени себя сам»
Словесные: беседа по теме
Наглядные: плакаты по теме
Практические: оздоровительная минутка




Воспитай себя
1






Я выбираю движение
1

























Планируемые результаты изучения учебного курса «Здоровейка»
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.
Основные результаты спортивно-оздоровительного направления учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815




Заголовок 515