Методическая разработка открытого урока на тему В Петербурге Достоевского или Лик мира сего

Государственное областное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Липецкий индустриально-строительный колледж»


Методическая разработка
Открытого урока по литературе «В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего».










Липецк 2015
Методическая разработка открытого урока
Преподаватель: Колесникова Н.Ф.
Группа: 4-14
Тема: «В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего»»
Тип урока: комбинированный.
Цели:     
Образовательные - рассмотреть образ Петербурга в русской литературе; показать необычность изображения Достоевским Петербурга; подвести к осмыслению главного конфликта романа между Раскольниковым и миром, который он отрицает.
Развивающие - развивать логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять, работать с текстом художественного произведения, умение формулировать  и излагать  свою точку зрения, развивать творческие способности студентов..
Воспитывающие – воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека; воспитывать чувство ответственности, духовности, нравственности, любви к людям,   способность к сотрудничеству.
Оборудование урока: роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; аудиозапись музыкального произведения: Мендельсон ре минор (1часть); презентация «Достопримечательности  Санкт–Петербурга»; ПК учителя; мультимедийный проектор; раздаточный материал.
Формы работы: групповая, коллективная, индивидуальная.

Ход урока
Организационный момент (5 -7 мин.) (Мобилизация внимания студентов. Создание мотивации к действиям на уроке. Создание ситуации, при которой студенты сами определяют цель и задачи урока)
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Давно стихами говорит Нева, Страницей Гоголя ложится Невский, Весь Летний сад - "Онегина" глава, О Блоке вспоминают Острова, А по Разъезжей бродит Достоевский...
(С.Я. Маршак)
Сегодня на уроке мы отправляемся в заочное путешествие в литературный Петербург.
У каждой эпохи свой образ Петербурга. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему.
Ребята, а какой Санкт-Петербург в вашем представлении? Современный Петербург?
Стадия вызова.
На фоне музыкального произведения: Мендельсон ре минор демонстрируются слайды  с видами современного города.
История литературного Петербурга началась в 18 веке и связана с именами Ломоносова, Сумарокова, Державина
Для поэтов XVIII (2 мин): Ломоносова, Сумарокова, Державина - Петербург предстает как "преславный град", "Северный Рим", "Северная Пальмира". Им чуждо видеть в городе будущего какое-то трагическое предзнаменование (стихотворения звучат).
Воспевают город и художники слова 20 века (2 мин.): А. Блок, А. Ахматова.
В 19 веке появляется город-призрак, где соседствует странное и повседневное, реальное и фантастическое. Эта традиция изображения Петербурга открывается в русской литературе именами Пушкина и Гоголя.
Петербург в описании А.С. Пушкина (2 мин.)
Презентация (слайды)
Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Сказка, холод и гранит... А.С. Пушкин
Петербург для поэта - воплощение петровского духа, "Петра творенье", символ созидательных сил России.
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит
Образы Петербурга и его творца Петра в поэме «Медный всадник» двойственны. Петербург - город величия и славы, но в то же время это город суеты, забот, повседневных тревог "маленького человека".
Петербург в описании Н.В. Гоголя (3 мин.)
Презентация (слайды)
Все мы вышли из его шинели. Ф. Достоевский
В произведениях Н.В. Гоголя образ Петербурга меняется: великолепие отступает перед проблемами обезличивания человека. В "Петербургских повестях» автор создаёт загадочный и таинственный образ столицы. Здесь сходят с ума, трагически ошибаются, кончают жизнь самоубийством, просто умирают. Холодный, равнодушный, бюрократический Петербург враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии.
В повести "Невский проспект" (Невский проспект - своего рода символ Петербурга, его лицо-маска):
В повестях "Нос", "Шинель" и "Записки сумасшедшего" большое композиционное значение имеет образ петербургского департамента, гротескные характеры чиновников и тема "маленького человека".
Определенные параллели к этому можно найти и в "петербургской" вставной новелле из "Мертвых душ" - "Повести о капитане Копейкине".
Отметим, что в поэтическом мире Гоголя существует устойчивая ассоциативная связь между праздностью, злом, дьяволом и фантасмагорией. И всё это характерно для гоголевского Петербурга.
Петербург в описании Н.А. Некрасова (3 мин.)
(фрагмент из стихотворения "Размышление у парадного подъезда" читает ученик).
Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Н. Некрасов
Одной из любимых тем лирики Некрасова было изображение Петербурга, где Некрасов прожил 40 лет. В молодости ему пришлось влачить жизнь голодного бедняка, на себе испытать нужду и лишения, а также узнать все превратности жизни в трущобах столицы. Петербург предстал перед читателем резко разделенным на два мира - владельцев "роскошных палат" и обитателей подвалов, "счастливцев" и "несчастливцев".
С сердечной болью описывал Некрасов петербургские углы и ютящийся в них нищий, голодный люд. Вместо роскошных дворцов и великолепных ансамблей Петербурга Некрасов показал окраины, где "каждый дом золотухой страдает", где "штукатурка валится и бьёт тротуаром идущий народ", где мерзнут дети на "ложе своем". На улицах красивого города он видит прежде всего людей униженных и обиженных, видит картины, которые до него старательно обходили поэты: у памятника Петру I он замечает "сотни сотен крестьянских дровней, которые у присутственных мест дожидаются"
Роскошную столицу, один из красивейших городов мира, Некрасов увидел глазами бедняка и описал ее с горячим сочувствием к несчастным и обездоленным, с ненавистью к сытым, праздным и богатым.
Фрагмент из книги Н.А.Некрасова "Петербургские улицы":
"И я спустился в душные подвалы, поднялся под крыши высоких домов и увидел нищету, падающую и падшую нищету, стыдливо прикрывавшую лохмотья свои, и нищету, с отвратительным расчетом выносящую их на показ.
И сильней поразили меня такие картины неизбежные в больших и кипящих народонаселением городах, глубже запали в душу, чем блеск и богатства твои, обманчивый Петербург! И не веселят уже меня твои гордые здания и все то, что есть в тебе блестящего и поразительного".
Петербург в описании Ф.М. Достоевского (3 мин.)
Презентация
В белую ночь мгновенно озарил душу Достоевского скорбный облик Петербурга. Н. А. Анциферов
Образ Петербурга занимает видное место и в творчестве Ф.М.Достоевского. Около тридцати лет прожил Достоевский в Петербурге. Здесь создавалась большая часть его произведений, в том числе и романы "Записки из мертвого дома", "Униженные и оскорбленные", "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы".
Многие места в Петербурге связаны с именем великого писателя. Среди них - дом в центре города на углу Кузнечного переулка, где в 1846 году и с 1878 по день смерти 09 февраля 1881 года жил Ф.М.Достоевский.
В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок к Гоголю и Некрасову, особенно к Некрасову. И в этом мы сегодня убедимся.
Беседа по содержанию романа «Преступление и наказание»
- Какое влияние оказал город на судьбы героев романа “Преступление и наказание?” – этот вопрос станет нашим путеводителем по страницам романа Ф.М.Достоевского “ Преступление и наказание”. - Вспомните схему анализа образа города: из каких частей она состоит?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Работа в группах (по количеству рядов): восстановите образ города у Достоевского. Задания для групповой работы (7 мин). 1 группа: дайте характеристику пейзажам в романе
часть 1, гл.1 –«отвратительный и грустный колорит» городского дня;
часть 2: гл.1: повторение предыдущей картины
часть 2, гл.2: «великолепная панорама Петербурга»;
часть 2, гл.6: вечерний Петербург;
часть 4, гл.5: вид из окна комнаты Раскольникова;
часть 4, гл.6: грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова.
2 группа: сопоставьте сцены уличной жизни
часть 1: гл.1: пьяный в телеге, запряжённой огромными ломовыми лошадьми;
часть 2: гл.2: сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние;
часть 2: гл.6: шарманщик и толпа женщин у распивочной;
часть 5: гл.5: смерть Катерины Ивановны.
3 группа: составьте описания интерьеров
часть 1, гл.3: каморка Раскольникова;
часть 1, глава 2: описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова;
часть 1, глава 2: угол Мармеладовых;
часть 4, глава 3: трактир, где исповедуется Свидригайлов;
часть 4, глава 4: комната Сони.


Составляющие образа
            Характерные признаки

1.
Пейзаж
Темно, душно, грязно, пыль, “грязь, вонь и всякая гадость”, “грязные и вонючие дворцы домов Сенной площади”. Вызывает чувство омерзения общее в описании – впечатление духоты, а у героя город вызывает чувство угнетения. Запись: пейзаж прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Улицы города, где люди кишат, вызывают в его душе чувство глубочайшего омерзения.

2.
Сцены уличной жизни
– ребенок, распевающий “Хуторок”; – пьяная девочка на бульваре; – сцена с утопленницей; – пьяные солдаты и другие – у каждого своя судьба и каждый бьется в одиночку, но, собравшись вместе, в толпу, они забывают о горе и рады поглазеть на происходящее. На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу. Запись: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки. От встреч с этими людьми у Раскольникова остается ощущение чего – то грязного, жалкого, безобразного и в то же время увиденное вызывает у него чувство сострадания к «униженным и оскорбленным».

3.
Интерьеры
Каморка Раскольникова – “шкаф”, “гроб”; грязно, кругом – желтые обои. Комната Мармеладовых – “закопченная дверь”, “дырявая простыня” в качестве перегородки. Комната Сони - “уродливый сарай”. Убогие, жалкие помещения, страх остаться без жилья не могут способствовать развитию личности героев. В этих комнатах страшно жить – в них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые, и дети. Запись: интерьер петербургских трущоб создает атмосферу духоты, безысходности и обездоленности. Неприглядная картина, как будто это другой город.


- Чем необычен Петербург Достоевского? (Это город-гигант, поражающий своими контрастами: роскошные особняки и дворцы, красивые проспекты разодетые женщины – трущобы, глухие дворы).
- Что вы узнали о Петербурге? Каким его изображает писатель? Город–гигант. Узкие улицы, теснота, грязь, вонь.
Петербург Достоевского - город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных. Петербург Достоевского - город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
Петербург Достоевского - это город одиночества.
Петербург Достоевского - «город, в котором невозможно быть».
Вывод: создание образа Петербурга – важный приём для раскрытия идеи романа.
Дом задание (1 мин.): напишите (на выбор) сочинение-миниатюру «Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание») или составить синквейн.































Рисунок 1 Заголовок 215