«Толерантность и веротерпимость как достояние Казахстана».


HYPERLINK "http://mitropolia.kz/ru/novosti/sob/507--l-r.html" «Толерантность и веротерпимость как достояние Казахстана».
Проблема регулирования религиозных отношений являются важной сферой внутренней политики, от которой во многом зависит состояние межнационального взаимодействия, психологический климат и общественно-политическая ситуация в стране.
Исторически Казахстан всегда был перекрестком, местом встречи и диалога различных религий, культур и цивилизаций Востока и Запада. Унаследованная современным поколением казахстанцев, терпимость в духовной сфере является хорошей основой для сохранения гражданского мира в настоящем и будущем. В сфере религиозных отношений в Казахстане проводится взвешенная государственная политика.
В процессе трансформации современного Казахстана от получения независимости к демократическому обществу проблемы государственно-конфессиональных отношений занимают особое место.
Православие в Казахстане является вторым по численности верующих после ислама религиозным направлением. История православия в Казахстане претерпевало немало взлетов, и падений. На современном этапе, после обретения Казахстаном независимости, мы можем говорить возрождение религиозной жизни, в том числе и православной церкви.
В течение первого десятилетия независимости политика казахстанских властей в целом соответствовала принципам светского государства, провозглашенным в Конституции 1992 года и принятом в том же году законе «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях»: обеспечение свободы совести, невмешательство государства в религиозную жизнь граждан и равноправие всех конфессий. Были сформулированы три основных принципа государственной политики в сфере свободы совести: нейтралитет, толерантность, паритет. В 1993 году в Конституцию было внесено положение о запрете на деятельность религиозных и общественных объединений, «провозглашающих или на практике реализующих... религиозную нетерпимость» (ст.55). Это положение позднее было воспроизведено и в Конституции 1995 года (ст.5.3), правда, в новом варианте - «религиозная нетерпимость» была заменена более широкой формулировкой о «разжигании религиозной розни». Кроме того, в Конституции появилась статья 20.3, запрещающая «пропаганду или агитацию... религиозного... превосходства». Надзирающие органы по религиозным делам - Совет по делам религий при правительстве РК и Совет по связям с религиозными организациями при Администрации Президента РК - в 90-е годы были расформированы. Вопросы координации связей с религиозными объединениями были переданы в ведение Министерства информации и общественного согласия.
В то же время казахстанское государство с момента своего возникновения заявило о недопустимости вмешательства религии в политику. Законы 1992 года «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» и 1996 года «Об общественных объединениях» не допускали образование и деятельность партий на религиозной основе и определили принципы деятельности религиозных организаций при праве каждого на свободу вероисповедания. Нормами Закона 1992 года установлено, что религиозные объединения не вправе участвовать в выборах органов государственной власти и управления.
В целом, законодательство 90-х годов заложило необходимые правовые основы государственно-конфессиональных отношений и обеспечило равные возможности для религиозных объединений. Вплоть до второй половины «нулевых» годов политика властей Казахстана в религиозной области удостаивалась позитивных оценок со стороны международных правозащитных организаций, государственных учреждений западных стран, ведущих мониторинг соблюдения религиозных свобод, и, собственно, религиозных организаций, в том числе и тех, кто занимается в Казахстане миссионерской деятельностью.
Отношения мусульманской общины Казахстана с православными христианами традиционно носят стабильный и взаимоуважительный характер. Эта традиция берет начало со времен Великой Отечественно войны. В тяжелые военные и послевоенные годы Казахстан продолжал принимать ссыльных священников, многие из которых нашли приют у местных жителей, в том числе и мусульман. Так, отбывавшего ссылку в Актюбинской области, на глухой железнодорожной станции Челкар, священноисповедника Николая, в будущем ставшего митрополитом Алматинским и Казахстанским, спас от смерти простой мусульманин-татарин. Осенью 1942 г. он подобрал его, полуживого, лежащего без памяти на дороге, отвез в больницу, а затем приютил в своем доме.
Также и митрополит Алматинский и Казахстанский Иосиф (Чернов), находясь с 1954 по 1956 гг. в ссылке в Кокшетау, был принят в многодетную мусульманскую казахскую семью, где жил как уважаемый член этой семьи.
Определенные шероховатости, возникающие иногда из-за деятельности православных миссионеров в среде этнических мусульман, обе стороны стараются сгладить или, по крайней мере, не афишировать. Такой же характер носят взаимоотношения казахстанского государства с Русской православной церковью Московского Патриархата, чьей канонической территорией считается Казахстан – местные иерархи РПЦ демонстрируют полную лояльность и энергичные усилия по поддержанию межконфессионального согласия. Несмотря на определенное сокращение православной паствы из-за эмиграции лиц восточно-славянских национальностей, число православных объединений в Казахстане постоянно росло. Все они находятся под юрисдикцией РПЦ. В 2003 году решением Священного Синода РПЦ был образован Казахстанский митрополичий округ в составе шести епархий.
11 октября 2011 года были приняты Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» и Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений». 
Как подчеркнул Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев: «Мы гарантируем и обеспечиваем полное равноправие всех религий и межконфессиональное согласие в Казахстане. Мы уважаем и развиваем лучшие традиции Ислама, других мировых и традиционных религий, но строим современное светское государство».
Это говорит о том, что наше светское демократическое государство с многонациональным и многоконфессиональным составом, не допускает привилегий какой-либо одной религии, но при этом не забывает об исторически сложившихся основных конфессиях и заинтересована в сохранении межконфессионального баланса.
По инициативе Президента Казахстана Назарбаева Н.А. успешное проведение в Астане четырех съездов лидеров мировых и традиционных религий показало не только правильность внешнеполитического курса страны, но и стало свидетельством эффективности казахстанской модели межконфессионального согласия и диалога.
На съезде 23-24 сентября 2003 года в Астане о Русской Православной Церкви в Казахстане сказано: «В течение веков у церкви были непростые отношения со светским обществом и государством. Их цели и аргументы не во всем совпадают, но есть возможности для согласования и объединения усилий в решении актуальных вопросов физического и духовного бытия, нравственного здоровья отдельного человека и нации в целом».
Очередной, пятый съезд состоится в 2015 году в г.Астане.  Астанинские межрелигиозные форумы стали огромным вкладом Казахстана в глобальный диалог цивилизаций и укрепление взаимоотношений между конфессиями. Именно так сегодня воспринимается Казахстан на международной арене. В эти дни казахстанская модель межконфессионального согласия получила широкое признание в мировом сообществе, как эталон гармоничных межконфессиональных отношений в полиэтническом и поликонфессиональном государстве. Мировое сообщество признает Казахстан как успешное государство, демонстрирующее высокие темпы политического и экономического развития. Нас знают и уважают как страну, сумевшую обеспечить баланс между представителями различных конфессий. Наличие очень значительного христианского меньшинства (порядка трети всего населения) сильно выделяет Казахстан из числа остальных центральноазиатских государств.
Вот, например, оценка эксперта британского Keston Institute Романа Лункина: «Исключением, которое скорее подтверждает общую для Средней Азии неблагоприятную ситуацию для религиозных меньшинств, является ситуация в Казахстане...». Аналитическая записка, подготовленная международной организацией, осуществляющей мониторинг религиозной ситуации в Казахстане для правительства США в 2005 году, констатировала: «Не отмечено нарушений прав человека на основании религиозной принадлежности», «нет сведений о заключении или задержании по религиозному признаку».
О том, что ислам и православие стали важными столпами духовности нашей страны, неоднократно говорил Президент Нурсултан Назарбаев. Так, посещая 7 января 2012 г. Свято-Успенский собор в г. Астане, Глава государства заметил: «Как птица не может летать с одним крылом, так и государство не может двигаться с одним крылом. Оба крыла – ислам и православие – основные религиозные конфессии в нашей стране. Все мы люди, единые на этой земле, но мы разные, по языку, по внешнему виду, по религии. Но великое терпение всегда является основой для мирной жизни».
Отношения Православной Церкви и Республики Казахстан принято называть толерантными. Вопрос о значении и объеме понятия «толерантность» на сегодняшний день продолжает оставаться дискуссионным и неоднозначным. Ни один исследователь пока не смог дать четкого, полного определения.
Для пояснения обратимся к известным источникам – словарям. Словари XX века определяют «толерантность» (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие, добровольное перенесение страданий) как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям.  До последнего времени многими исследователями понятие «религиозная толерантность» отождествлялось с понятием «веротерпимость».Так, например, Словарь Брокгауза и Ефрона сводит толерантность в основном к веротерпимости. Исторический анализ становления и развития представлений о веротерпимости мы можем найти в трудах Ж-Ж Руссо, Б.Расселом, В.В.Бартольдом, И.А.Крывелёвым, В.В.Кудрявцевым и др.
Очень интересна, на наш взгляд, характеристика определения толерантности в Преамбуле Устава ООН: «Проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Для нашего государства эта лексема звучит как никогда актуально.
Точка зрения, не допускающая приоритета каких-либо конфессий и проповедующая абсолютную свободу религии, имеет своих сторонников в народных массах. Данный вывод можно сделать на основе социологического исследования Института развития Казахстана (ИРК), проведённого в 1996 г.12. Толерантная группа («с дружелюбием», «нейтрально», «с терпимостью») составила 89,3 %; откровенно нетерпимы («плохо», «конфликтно») — 2,4 %. Такая цифровая ситуация является показателем достаточно высокой веротерпимости в нашем обществе на бытовом уровне. Во многом благодаря активной деятельности руководителей конфессий и национальных диаспор у нас сегодня отсутствуют религиозное противостояние и межнациональные конфликты.
Е. Б. Деминцева и Д. М. Бондаренко говорят о сегодняшней толерантности как фундаментальном универсальном принципе, на котором должны базироваться и мир в целом, и отдельные общества. Проще говоря, толерантность может существовать только в тех случаях, когда человек пробует посмотреть на ситуацию глазами «другого».
В нашем понимании «толерантность» не равносильна безразличию, она используется как синоним «терпимости».
Терпимость - это русское понятие, которое возникло из православного отношения к жизни. Оно означает, что, мы, православные, должны относиться к другим людям так же, как к нам, ко всем, относится Сам Бог. Мы должны терпеть несовершенство других, понимая, что и сами несовершенны. Таким образом, терпимость предполагает активную оценку действительности: чёткое разделение хорошего и плохого, и терпение по отношению к тому, что ещё не в силах измениться к лучшему. Православное понимание передает и кладезь русской культуры - пословицы. Терпимость - одно из фундаментальных качеств человека русской души. В сборнике «Христианский дух в пословицах и поговорках» дается такая мудрость: «Бог терпел и нам велел», «За терпение есть спасение».
Отношение Русской Православной Церкви к деятельности государственной политики и представителям других конфессий мы представим так же в форме пословицы из упомянутого выше сборника: «Доброе братство милее богатства».
С самого начала истории независимого Казахстана Русская православная церковь, в частности, ее митрополичий округ в РК, была и остается по сей день надежным партнером государства в проведении политики укрепления межконфессионального мира и стабильности в обществе.
Православная церковь является постоянным участником диалога религий и цивилизаций. Представители православия активно выступают в ходе форумов, конференций, круглых столов различного уровня. Делегации высокого уровня представляли Русскую православную церковь на всех четырех съездах лидеров мировых и традиционных религий в Астане. Для участия в работе IV Съезда в 2012 г. в столицу Казахстана прибыл Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В своем выступлении он подчеркнул: «Казахстан и его гостеприимная столица уже в четвертый раз становятся глобальной площадкой обсуждения проблем общемирового характера на основе диалога религиозных традиций. Нельзя не порадоваться тому, что при участии государственных структур лидеры мировых и традиционных религий имеют здесь прекрасную возможность собраться вместе и поразмыслить о том, как ответить на вызовы, единые не только для наших религиозных общин, но и для большинства народов мира».
Можно без преувеличения сказать, что созданная в Казахстане модель взаимоотношений государства и религиозных объединений, основанная на демократических принципах уважения прав и свобод человека, на балансе общественных и религиозных интересов, на отношениях партнерства и стремления к взаимопониманию – это итог целенаправленной политики Главы нашего государства. Это подтверждает, например, открытие в центральной части города Актобе Водно-зелёного бульвара Единства и Согласия в 2009 году при участии президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Годом ранее президенты Казахстана и России посетили открытие мечети Нур Гасыр и Свято-Никольского кафедрального собора, которые расположены по обеим сторонам бульвара. Такое расположение символизирует «духовное объединение мировых религий и толерантность в обществе». Этим поступком Глава государства Нурсултан Назарбаев еще раз доказал, что в государственно-религиозных отношениях наша страна придерживаемся позиции развития партнерства мечети и церкви с государством и властью, усиления места и роли религии в общественной жизни общества. Создавшееся в Республике Казахстан мусульманско-православное содружество можно с твердой уверенностью назвать образцовым и поучительным для многих. Добрые традиции уважения и веротерпимости - наше бесценное богатство, которое мы обязаны сохранить и приумножить.
Вместе с тем необходимо отметить, что миграция славянского населения из Республики Казахстан объективно привела к сокращению количества православных христиан в стране.
Как известно, все религии освящены святостью и призывают к миру и согласию. И поэтому духовное, нравственное и гуманитарное просвещение – это совместная задача и государства, и религиозных объединений.
Казахстанская модель - это тесное взаимодействие государства и религии ради настоящего и будущего нашей страны на принципах уважения прав и свобод человека.