Электронная исследовательская работа по теме Смешное и грустное в произведениях А.П.Чехова


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 23 г. Шахты Ростовской области
Электронная исследовательская работа
к 150-летию А.П.Чехова по теме
«Смешное и грустное в произведениях А.П.Чехова».
Выполнила: ученица 9 «А» класса
Запорощенко Светлана
Руководитель: Самина О.В.
г. Шахты 2009г.
Исследовательская работа выполнена в электронном виде, состоит из 11 презентаций, созданных в среде Power Point, связанных гиперссылками на презентацию под названием «Начало» (см. с этой презентации).
В работе использованы видео сюжеты, фотографии, сделанные учениками, музыка П.И.Чайковского, любимого композитора А.П.Чехова.
Цели исследовательской работы:
Углубить знания о жизни и творчестве А.П.Чехова.
Выяснить каким образом факты биографии связаны с содержанием произведений.
Чего больше и в чём причины смешного и грустного в творчестве писателя.
Задачи исследовательской работы:
Найти комические и трагические эпизоды в рассказах Чехова.
Выяснить при помощи анализа рассказов, каков бывает смех.
При выявлении роли художественных деталей в рассказах выяснить, всегда ли читателю смешно или грустно, когда смеётся или грустит писатель.
Узнать об особенностях чеховского юмора и грусти.
Привлечь внимание сверстников к чтению рассказов А. П. Чехова.
Ход работы:
Для ответа на вопросы:
Ι. «Откуда в произведениях А.П.Чехова смешное и грустное?»
а) проводим исследования биографии писателя.
ΙΙ.«Смешного или грустного больше в рассказах А.Чехова?»
а) анализируем рассказы;
б) анкетируем по изученным рассказам учащихся нашей школы;
в) исследуем критику.
Ι. Исследование биографии писателя с целью:
1). Рассмотреть биографию А.П.Чехова с двух сторон: грустное и радостное в жизни писателя.
2). Сопоставить выявленные факты биографии с тематикой и проблематикой рассказов.
3). Выяснить являлась ли биография источником для создания произведений.
(см. презентации «Радостные моменты жизни Чехова, запечатлённые в произведениях», «Источник грустных рассказов – жизнь…»)
Выводы:
Можно еще и еще перечислять те приметы таганрогской действительности 60 - 70-х годов прошлого века, которые радовал и нашли отражение в творчестве великого писателя-земляка.
Словом, ничто не ускользало от цепкого, острого взгляда юного Чехова, который жадно впитывал в себя жизненные впечатления. И то, что сильно взволновало в детстве и юности, было заново пережито в творчестве.
Минуло более100-лет с того дня, как Антон Павлович в последний раз отметил свой день рождения, а эти милые предметы и сегодня радуют нас и напоминают о Чехове, писавшем о безмерной ценности человеческой души, её благородстве, незащищенности и способности не терять себя в самых бесчеловечных условиях, когда понимаешь, что нет ничего прекраснее и величественнее хрупкого и не знающего "как надо жить" человека.
ΙΙ. .«Смешного или грустного больше в рассказах А.Чехова?»
а) Исследование творчества писателя: выявление особенностей ранних и поздних рассказов (анализ текстов).
Ранний Чехов плодовит, он еще не задумывается над закономерностями жизни, а просто высмеивает ее уродливые стороны, в его рассказах и повестях нет глубины образов.
Он описывает многообразие российской обывательской жизни, церковную жизнь, семейно-бытовые и общественные явления.
(Жизнь прекрасна, Смерть чиновника, Руководство для желающих жениться и др.).
Поздний Чехов 80х - 90х годов отказывается от юмористического подхода к жизни и переходит к проблемам общества.
Характеры героев становятся острее и четче. А.П. Чехов разоблачает тупого, сонного обывателя России, показывая его тусклую жизнь, невежественность, дикость и жестокость (Человек в футляре, Дом с мезанином, Палата 6).
Темы человеческих отношений, любви, становления личности, власти идеи над человеком, положения женщины в обществе А.П. Чехов рассматривает в нескольких рассказах. Все они (рассказы) выросли из небольших историй, анекдотов, забавных сценок и по своей сути превратились в сатирическое обличение современной Чехову действительност. (см. презентацию «Творчество»).
Презентация «Смешное в произведениях А.П.Чехова».
Цели:
1. Проследить как развивался в творчестве А.П.Чехова жанр – юмористические рассказы.
2. Выявить особенности смешного в рассказах писателя-земляка, основные темы, проблемы, сюжетные линии.
Презентация «Грустное в произведениях».
Цели:
1. Провести анализ рассказов А.П.Чехова с грустным сюжетом.
2. Определить их особенности.
Выводы:
Грустного в чистом виде в произведениях А.П.Чехова не существует.
Между смехом и печалью у него почти невидимая граница.
Смех сквозь слёзы и слёзы с улыбкой на устах.
Юмор — не отдельная часть творчества Чехова, это его взгляд на мир, видение жизни, неотделимое от иронии, трагической усмешки.
Писатель не мог пройти мимо беспорядков и неправоты жизни, но все написанное получало в его произведениях трагикомическое звучание, таковы особенности чеховского таланта. А читателю следует лишь понять это.
б) Анкетирование учеников школы, анализ их сочинений и ответов с целью проверки знания рассказов А.П.Чехова.
в) Исследование критики по проблеме (анализ высказываний о Чехове, статьи Зощенко «О комическом в произведениях Чехова»).Выводы:
Такое пренебрежительное отношение испытывал А.П.Чехов. Он не раз отрекался от юмористической литературы и говорил, что занят серьезными вещами.
Такое отношение к жанру в свою очередь усилило непонимание чеховского смеха, снизило его значение и усложнило недоразумение.
Комическое в произведениях Чехова, даже в первых его рассказах, есть явление высокой литературы.
Критикам наших дней надлежит окончательно освободить Чехова от неверных, пустых и пошлых толкований.
Чехов не был юмористом, он был сатириком. Но, как здоровый и полноценный человек, он, видимо, не считал сатиру высшей ступенью в литературе. Он стремился к утверждению жизни.
Выводы всей проделанной работы:
В произведениях Чехова огромное число оттенков комедийного и драматического.
Чем больше всматривался писатель в простейшие жизненные ситуации, тем к более неожиданным выводам приходил.
Юмористические обстоятельства вдруг оборачивались драмой, а печальные события превращались в фарс. Все это выражено в произведениях Чехова, где, как в жизни, переплетаются смешное и грустное.
Писателю хочется, чтобы люди были людьми и жили как люди. Наверное, поэтому в рассказах Антона Павловича все же больше грустного, чем смешного.
Драматизм содержания скрывается за комическими ситуациями, поступками героев, веселыми шутками. Но постепенно радостные интонации уступают место разочарованию.
Библиография:
Балдин А. Выдумать море // Первое сентября. – 2007. – 9 июня. – С.21-22
Берковский Н. Я. Чехов повествователь и драматург // Берковский Н. Я. Статьи о литературе. – М.-Л., 1962. – С.440
Веселовский А. Н. Историческая поэтика. — М., 1989
Веселовский А. Н. История или теория романа? — Л., 1939
Громов Л. П. О местном колорите в произведениях Чехова // Громов Л. П. Этюды о Чехове. – Ростов н/Д., 1951. – С.26-47
«…Таганрога я не миную»: Чехов и Таганрог / Под общ. Ред. В. Я. Лакшина. – Ростов н/Д., 1985. – С. 120-125
Ермилов В. Трудное время // Ермилов В. А. П. Чехов. – М., 1954. – С.168-196
Кожевникова Е. «В России появился первоклассный писатель»: К 100-летию со дня создания повести «Степь» // Таганрог. правда. – 1988. – 29 янв. – С.3
Кузичева А. П. Земная, подчас горькая и скучная дорога…: [«Мертвые души» Гоголя и «Степь» Чехова] //Чеховские чтения в Ялте. – М., 1978. – С.32-38
Кулешов В. И. Этюды о русских писателях. — М., 1975
Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. — СПб., 1993
Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. — М., 1987
Полоцкая Э. А. Начало духовной биографии героя. Счастливая пора детства // Полоцкая Э. А. Пути чеховских героев. – М., 1983. – С.38, 41-42
Седегов В. Творчество Чехова: Сборник статей. Вып. II. – Ростов н/Д., 1977. – С. 45-68
Сендерович М. Антон Чехов: драма имени // Русская литература. – 1993. - № 2. – С.30-41
Слово и образ. СПб. — М., 1964
Чехов М. П. Вокруг Чехова. Е. М. Чехова Воспоминания. – М., 1981. – С.35-37
Шапочка Е. А. «…Фантастический край» чеховского Приазовья // Чеховиана. Чехов и его окружение. – М., 1996. – С.279-290 Цилевич Л. Недалеко от Таганрога: [еврейская тема] // Вехи Таганрога. – 2003. - №18. – С.20-23
Яковлева А. Чехов и Природа // Яковлева А. Кто Вы, доктор Чехов? – Коломна, 2006. – С.102-124
Использованные сайты:
http://www.gramota.ru
Сайт Центральной Городской Публичной библиотеки имени А. П. Чехова г. Таганрог www.library. taganrog.ru
Официальный сайт г. Таганрога в разделе «Город. Выдающиеся таганрожцы» http://www/taganrog.ru
Экскурсия по чеховским местам Таганрога http:// bit.tsure.ru/chechov/rus/museum/tour_head.html
 Таганрог на старых почтовых открытках http://www.oldtaganrog.narod.ru
Чеховский центр http://www.antochekhov.ru
http://chehov.niv/ru
Свободная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org
Всё о Чехове http://www.chekhoved.com
Чеховский вестник http://www.chekhoviana.narod.ru/vestnik.htm
http://www.ilibrary.ru/author/chekhov/indox.html
Фотогалерея А. П. Чехова http://peoples.ru
А. П. Кузичева «Ваш Чехов» http://www.oba.wallst.ry/classcs/Russian/xix/Chekhov.htm