Хамелеонство — явление социальное. (Урок-мастерская по рассказу А.П.Чехова Хамелеон)

явление социальное.
(«Мастерская» по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»)
Цель урока:
Обучение умению анализировать текст, находить в нем важные детали;
Обучение учащихся мыслить творчески и раскованно и самостоятельно выстраивать свои знания;
Развитие понятия о юморе и сатире;
Воспитание у учащихся позиции не равнодушного созерцателя жизни, а активного борца с социальным злом.
Оборудование урока:
Запись теоретических понятий (метафора, юмор, сатира);
Портрет писателя;
Компьютерная презентация;
Опорная схема-конспект.
Метафора – вид иносказания, перенос значения с одного слова на другое по сходству признаков.
Юмор – наиболее жизнеутверждающая и сложная форма комического.
Сатира – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки.

Эпиграф урока: «Краткость – сестра таланта».
А.П.Чехов.
I. Вступительное слово учителя.
1. Мы с вами поговорим сегодня о творчестве замечательного русского писателя А.П. Чехова. Вы знакомы с ним, прочитали много его произведений и, надеюсь, полюбили их. Мне хочется поделиться с вами интересным фактом из биографии писателя.
А.П.Чехов родился 29 января 1860 года в городе Таганроге. «Моя фамилия, – писал он 30 лет спустя, - ведет свое начало из Воронежских недр, из Острогожского уезда. Мои дед и отец были крепостными у помещика Черткова». Егор Михайлович Чех, дед писателя, способный и предприимчивый человек, выкупился на волю со всей семьей и занял должность управляющего имением графа Платова на юге.
Вот видите, мы можем считать Чехова своим земляком.
2. Вы прочитали, ребята, рассказ «Хамелеон». Это небольшое по объему произведение, но оно несет в себе глубокий философский смысл. Недаром мы взяли эпиграфом сегодняшнего урока слова Чехова о таланте.
Рассказ «Хамелеон» создавался в начале литературной деятельности писателя, в 80-е годы, точнее в 1884 году. Именно в это время Чехов особенно близко воспринимал обличительные традиции Салтыкова-Щедрина, относился с глубоким уважение к творчеству великого сатирика. Восхищение не могло не привести к развитию в творчестве Чехова сатирических традиций, который Салтыков создавал и утверждал.
Давайте вспомним с вами, что такое сатира и юмор (презентация).
3. Обратимся к рассказу, у вас была возможность дома его прочитать и подумать над текстом.
Мы с вами посмотрим, что собой представляют герои рассказа и как они меняют свой облик.
II. Работа в педагогической мастерской.
1.Сегодня мы проведем занятие в педагогической мастерской и вместе постараемся прийти к истине. На этом уроке вы – не ученики, я – не учитель, мы сотрудники. Наша цель – раскованно и творчески мыслить и самостоятельно выстраивать свои знания.
С чего мы начнем работу в нашей мастерской?
В свои тетради запишите слово «хамелеон», как и называется рассказ Писать можно вдоль, поперек, по диагонали – как захочется. Можно и нарисовать, только быстро. К этому слову попробуйте подобрать слова-ассоциации, т.е. то, что приходит в голову при произнесении слова «хамелеон».
(«Индуктор» – мотивация творческой деятельности)
Обменяйтесь тетрадями с соседом по столу и допишите ему слова, которых не хватает у него, на ваш взгляд.
Какие же слова вы записали в свои тетради?
/Цвет, окраска, притворяться, хитрый, /
А теперь посмотрим определение слова «хамелеон» в толковом словаре.
/Подготовленный ученик читает определение. Определение на слайде презентации./
Но вернемся к нашему рассказу и выясним, почему он так называется, кто в нем в действительности хамелеон.
Посмотрите на схему (схема на слайде). Она поможет вам в дальнейшей работе. Наша с вами задача: понять, сколько хамелеонов в тексте и доказать, что они меняют свой облик.
Что подсказывает нам схема?
/Очумелов, Хрюкин, толпа/
Но это нам еще нужно доказать. Итак, задание по группам:
- 1-я группа найдет признаки хамелеонства в Очумелове;
- 2-я группа рассмотрит поведение Хрюкина;
- 3-я группа докажет, что и толпа – это большой хамелеон.
Свои размышления обязательно подтверждайте словами из текста. На эту работу у нас 5-6 минут. Итак, в путь, на поиск чеховских хамелеонов.
(Создание творческого продукта)
/Работа учащихся с текстом/
III. Беседа по содержанию рассказа.
А теперь, ребята, следующий этап нашей мастерской – социализация. Давайте вспомним рассказ, станем на базарной площади возле дровяного склада и понаблюдаем.
Вот шествует с узелком и решетом с крыжовником полицейский надзиратель Очумелов по базарной площади. Кстати, ребята, это важная чеховская деталь, мы еще к ней обратимся позже.
1-я группа представит нам свои размышления о смене окраски Очумелова.
/Группа дает свой ответ/
Верно, черты хамелеонства в нем наглядны и интенсивны.
Но давайте внимательно всмотримся в то, что происходит. Через изменения Очумелова Чехов создает у нас впечатление, что деспотизм и рабство являются двумя концами одной и той же цепи.
Кто из вас заметил, сколько раз меняет свой облик Очумелов?
/6 раз/
Как же это происходит? Я вам дам направление нашей дальнейшей работы.
Услышав шум на базарной площади, чуя «беспорядок», Очумелов становится в охранительно-деспотическую позицию, принимает вид человека «власть имущего», говорит строго, начальственно, отрывистым тоном, небрежно, не кончая фразы, пропуская слова.
Давайте обозначим красным цветом это состояние Очумелова.
(На слайде появляется красный кружок)
Что же происходит дальше?
/Высказанное в толпе предположение, что собака принадлежит генералу жигалову, заставляет Очумелова принять другую окраску: он берет под защиту собаку, виновником в его глазах оказывается Хрюкин./
Может, мы такое состояние Очумелова обозначим зеленым цветом?
(К красному кружку добавляется зеленый)
Кто разрешит сомнения Очумелова?
/Городовой. Городовой отводит предположение, что собака принадлежит генералу. Очумелов вновь возвращается к своей исходной «расцветке»: он проявляет свою власть по отношению к собаке и ее хозяину/.
Какой исходный цвет?
/Красный/
(На слайде добавляется красный кружок)
Чьи сомнения сеют панику в душе Очумелова?
/Городового. «А, может быть, и генеральская» Сомнения городового и подтверждение из толпы заставляют Очумелова принять «защитную окраску» уже большей, чем во 2-м случа, интенсивности./
Какой это будет цвет?
/Темно-зеленый./
(На слайде добавляется темно-зеленый кружок)
Обратим внимание на то, как достигается комический эффект: резкими перебоями стиля Очумелова – от нежно-заботливого до резкого.
Какое новое лицо появляется на площади и какова его роль?
/Прохор – повар генерала./
Отрицание принадлежности собаки генералу Прохором возвращает Очумелову близкую к 1-му и 3-му случаям окраски: он снова принимает в решении судьбы собаки начальственный тон.
Каким цветом мы обозначим эту окраску?
/Светло-красный./
(На слайде добавляется светло-красный кружок)
Какая же версия самая достоверная?
/Собака принадлежит брату генерала./
Это вновь «перекрашивает» Очумелова. Холопское умиление его не знает границ. Но при таком раболепии Очумелов не забывает и своей грозной роли власть имущего.
Как же обозначить нынешнее его состояние?
/Светло-зеленый/
(На слайде добавляется светло-зеленый кружок)

Вот какая цветовая гамма у нас получилась. Демонстрируя все эти превращения Очумелова, Чехов реализует метафору («его бросает то в жар, то в холод»). Обратимся к записи на слайде. Подтвердите текстом рассказа.
Чехов – мастер детали. Мы уже говорили об узелке и решете с крыжовником. Какую роль они играют в рассказе?
/Они создают впечатление о только что проявленной власти и о том, что устранение «беспорядков» производится небескорыстно./
А вот новая шинель О чем она говорит?
/Что можно сказать о личности, если более заметна в ней шинель./
2. Итак, у нас получился такой абстрактный хамелеон. Но мы помним, что он у нас не один. Всмотримся внимательно, мы же недалеко стоим, нам все видно. А 2-я группа представит нам еще одного притвору.
/Ученики рассказывают о Хрюкине./
К сожалению, мы можем говорить о типичности «хамелеонства» как явления.
Что делал Хрюкин с собакой?
/Дразнил, бил. Он чувствует свою власть над ней, он в положении сильного./
Но он в полной зависимости. От кого?
/От Очумелова./
Как же превращается Хрюкин? Посмотрим схему. (На слайде схема)
Торжествует.


Раболепствует, заискивает.


Еще надеется.

Рабски смиряется, умолкает.
Опять обращаем внимание на деталь – палец. Как он выглядит в начале и в конце?
/Палец, поднятый вначале как знамя, в конце стыдливо опускается вниз./
Значит, это тоже хамелеон.
3. А что же толпа? Как она себя ведет? Об этом нам расскажет 3-я группа.
/Учащиеся рассказывают свои наблюдения./
Сначала тишина. Ни души. Это говорит о пассивности. Толпа равнодушна к судьбе собаки и Хрюкина.
Чего ждет толпа?
/Куда будет направлена сила./
Убедившись, что сила не на стороне Хрюкина, толпа смеется. А после его поражения окончательно определяется.
Каким образом?
/ «Толпа хохочет над ним»./
IV. Вывод (рефлексия): Значит, хамелеонство не личная черта каждого, а явление социальное. Это общественное явление становится страшным именно в своей распространенности, всеобщности, будничности.
В каких еще произведениях Чехова мы сталкиваемся с хамелеонством и раболепием?
/ «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»/
V. Домашнее задание.
Спасибо, ребята, за урок, за ваше творчество. За совместную работу в нашей мастерской, за ваше неравнодушие. Хочется надеяться, что ни один из вас не будет похож на хамелеона в жизни.
А не ли подобных людей рядом с вами? Приглядитесь и поразмышляйте об этом.
Домашнее задание: небольшое эссе на тему: «Есть ли хамелеоны в современной России?»














ОСК к рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»

Кто Хамелеон в рассказе?

Очумелов
(Узелок и решето с крыжовником, шинель)
«Его бросает то в жар, то в холод»



– Елдырин
Хрюкин – Повар
(Укушенный палец Собака генерала
Как знамя) Прохор




Толпа
«Толпа хохочет над ним»

Хамелеонство – не личная черта каждого, а явление социальное.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515