Сообщение по теме «Продуктивные задания как ресурс достижения метапредметных и личностных результатов обучающихся


МОУ «Гимназия г. Вольска Саратовской области»
Продуктивные задания
как ресурс достижения
метапредметных и личностных результатов обучающихся.
Калашникова О.А.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Октябрь 2013 г.
Продуктивные задания как ресурс достижения метапредметных и личностных результатов обучающихся.
«...Развитие личности обучающихся на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» - так постулирует цель и основной результат современного российского образования ФГОС НОО.
В Стандарте принципиально новыми являются Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (в частности, к личностным и метапредметным результатам образовательной деятельности), включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий.
При организации учебного процесса в системе Л.В. Занкова у ребенка одновременно формируются и совершенствуются все группы универсальных учебных действий (УУД)
Чтобы раскрыть это утверждение, необходимо принять в качестве аксиомы утверждение о том, что цель обучения - развитие личности ребенка.
Это означает, в первую очередь, осознанное отношение ребенка к процессу познания на каждом этапе. Именно мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке и т.п. составляют группу ЛИЧНОСТНЫХ УУД.
Поскольку в системе Л.В. Занкова ребенок является субъектом процесса, он учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя и т.п., то есть развивает РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД.
Целью действий ребенка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет целый комплекс ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД: работает с информацией, осуществляет анализ, синтез, устанавливает причинно-следственные связи, создает высказывания в устной и письменной форме, использует общие приемы решения задач и т.д.
Необходимо, чтобы на уроке были созданы условия для продуктивной коммуникации между учениками и учителем и между самими учениками. Это является непременным условием как для решения детьми учебных задач, так и для того, чтобы учитель мог определять зону ближайшего развития каждого ученика и строить работу с ориентацией на нее. В процессе учения они будут контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию и т.п. Это значит, что будут развиваться и КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД.
Основная форма проведения урока - диалог, что является и средством воспитания школьников, развития их речи, их коммуникативных способностей.
Важнейшим средством, организующим процесс обучения и воспитания обучающихся, является учебник. Для ученика - это источник информации, средство ее усвоения и самоконтроля. Для учителя - сценарий процесса обучения на уроке. Важно учитывать развивающее значение содержания, объем, глубину, логику развертывания, характер учебных заданий.
Курс математики, являясь частью образовательной развивающей системы Л.В.Занкова, несет в себе ее характерные черты, сохраняя при этом свою специфику. Содержание курса направлено на решение определённых задач, которые отражают планируемые результаты обучения математике в начальных классах, предусмотренных ФГОС 2009 г.:
научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
создать условия для овладения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретения навыков измерения, пересчёта, прикидки и оценки, создания наглядного представления о записи и выполнении алгоритмов;
обеспечить приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
научить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, научить действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять и интерпретировать данные.
Решению названных задач способствует особое структурирование определённого в программе материала.
Курс математики построен на интеграции нескольких линий: арифметики, алгебры, геометрии, математического анализа, вероятности и статистики, информатики и истории математики.
Достижение цели оптимального общего развития каждого ребёнка при сохранении его психического и физического здоровья (Л.В. Занков) реализуется в образовательном пространстве благодаря целостной дидактической системе, включающей дидактические принципы, методические свойства, организационные формы, средства изучения результативности.
Содержание заданий учебников направлено на достижение личностных и метапредметных результатов. Рассмотрим задание 89 1 класс часть 2.
70485081915
Какой рисунок «лишний»?
Сколько всего птиц на рисунках?
На сколько птиц больше, чем самолетов?
На сколько летающих птиц больше, чем нелетающих?
Это задание способствует развитию умения воспринимать и понимать информацию на слух. Формулировка задания «Какой рисунок «лишний»?» создает коллизию из-за своей неоднозначности. Прошу ученика выбрать один рисунок, а в классе непременно возникнают разные варианты ответов (лишним по разным основаниям могут быть и самолеты (не живые, не птицы), и пингвины (не летают), и попугай с голубем (везде одинаковые предметы, а на этом рисунке разные) и т.д.).
Задание требует переключения внимания с текста на рисунки, способствуя развитию умения работать с информацией, представленной в разной форме. Рисунки могут быть упорядочены по признакам «птицы», «летающие объекты», «одинаковые объекты». Дополнительные трудности возникают из-за того, что множества птиц и летающих предметов пересекаются (развитие умения находить и упорядочивать информацию). Большое количество рисунков способствует развитию умения понимать и удерживать информацию, представленную в неявном виде. Отвечая на четыре поставленных в задании вопроса, учащиеся развивают умения интерпретировать и обобщать информацию. Характер задания ориентирует на дискуссию, обмен мнениями (развитие умения передавать партнеру важную для учебной задачи информацию). Поиск признака для выделения «лишнего» рисунка развивает умения описывать, сравнивать объекты, выделять существенные признаки, а также умение группировать и систематизировать объекты, формулировать выводы по результатам наблюдений (ответ на вопрос: какой же рисунок все-таки «лишний»?). В ходе выполнения задания могут быть высказаны разные точки зрения, что неизбежно потребует критического осмысления информации. Это способствует развитию умений подвергать сомнению полученную информацию, находить в ней сомнительные места, выделять противоречивую информацию.
Обладая свойствами многоаспектности, многогранных связей, задания позволяют косвенно способствовать формированию основ российской гражданской идентичности, воспитанию чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, самоидентификации учащихся. Например, «Что на свете бывает только одно?» - такой вопрос задаётся при изучении числа и цифры 1. Для ответа на вопрос предлагается ряд рисунков, ориентируясь на которые, ребёнок ответит «Моя мама», «Наша страна - Россия».
При знакомстве с числами и цифрами рассматривается история происхождения систем нумерации, образование названий чисел, их использование. При знакомстве с историческими сведениями о происхождении единиц измерения различных величин и приборов для их измерения ученикам даётся возможность узнать, какими были мерки различных величин в давние времена и постепенно прийти к современным единицам измерения. Помочь формированию целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур призваны сюжеты, привлекаемые для создания заданий.
Развитию навыков сотрудничества со сверстниками в разных учебных ситуациях помогают задания, предполагающие работу в парах, группах, классе, т.е. задания, в которых требуется провести совместное исследование, обсудить создавшиеся выводы, представить и защитить своё мнение, составить задание для одноклассников.
Развитие умений принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств для её решения (регулятивные УУД) достигается системами вопросов в задании (локальные учебные задачи) или к комплексу задач (перспективные учебные задачи). Учебный материал излагается таким образом, что ориентировочная основа действий учащихся выстраивается постепенно посредством таких приёмов, как «показ понятия вместе с его противоположностью», «варьирование существенных и несущественных признаков понятия или способа действия»
Большое внимание уделяется формированию умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата. В учебниках приведены задания, в которых ученики перед выполнением составляют план своих действий, сначала из 1-2 действий, затем из 2-3 и более действий.
Для развития умения самостоятельно выстраивать и оформлять последовательность своих действий ученикам предлагаются образцы планов действий в явном виде для выполнения и преобразования.
В учебниках часто используются ситуации, позволяющие обсудить разные способы решения проблемы (приводятся разные рассуждения детей о способах вычислений, решения задач и т.п.) причём, в одних случаях эти способы равноценны (одинаковой степени сложности), в других случаях одни более рациональны, а другие менее рациональны. Ученики учатся оценивать каждое мнение, обосновывать своё согласие или несогласие с ним.
Организация учебного процесса в деятельностном ключе отводит ведущую роль активной, разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника:
-коллизии, возникающие во время урока создают познавательный мотив (желание узнать, открыть, научиться) и «провоцируют» действия по приобретению недостающих знаний;
-выявление общих свойств понятий и освоение учащимися общего способа действия позволяет осознанно применять приобретённые знания в новых ситуациях;
-формирование умения контролировать свои личные действия, действия партнёра, действия группы – как после их завершения, так и по ходу, развивают у школьников основы познавательной рефлексии;
-применение освоенных знаний для решения различных задач позволяет реализовать внутрипредметную, межпредметную и надпредметную интеграцию.
В результате реализации деятельностного подхода:
развиваются навыки самостоятельной работы;
формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;
возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе.
Дидактический принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся класса, включая слабых, требует создания каждому ученику условий для продвижения в общем развитии. Поэтому учёт особенностей учащихся носит комплексный характер и осуществляется на каждом этапе обучения: при восприятии цели, мотивации учения, решении учебных задач, определении способов действий и т.д. Содержание заданий позволяет включить в активную учебную деятельность детей с разным уровнем познавательной деятельности. Реализовать вышеназванный принцип помогают разноуровневое содержание, дифференцированная структура заданий, многоаспектные задания.
В Стандарте записано «Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения», что подчёркивает ответственность учителя начальных классов за успешное будущее каждого ребёнка.