Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения личностных и образовательных результатов»



Выступление на педсовете.

Тема: Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения личностных и образовательных результатов.

Значительное место в полноценном развитии личности отводится внеурочной деятельности, особенностью которой является не предметный, а личностный результат.
Все мы с вами согласны, что ребенок развивается в любое время – будь это игра или учеба, встречи или экскурсии, кружки или спортивные мероприятия. И каждый из нас понимает, что задача школы заключается в том, чтобы помочь подрастающему поколению подготовиться к самостоятельной взрослой жизни. Поэтому важно научить ребенка ориентироваться в потоке информации, ставить собственные поисковые задачи в разных областях знаний, находить осмысленные основания для решения и оценивания своих возможностей.
Сейчас, как и раньше, мы - воспитатели занимаемся внеклассной внеурочной работой.
Внеурочная деятельность в нашей школе организуется по следующим направлениям развития личности:
-гражданско-патриотическое
- нравственное;
- воспитанник и его здоровье;
- семья и школа;
И реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, конкурсы, соревнования, и т. д.
Внеурочная деятельность по гражданско-патриотическому направлению, на мой взгляд, это воспитание гражданственности, патриотизма, нравственных чувств и этического сознания, трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде; воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, интеллектуальных и творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, развитие навыков самостоятельной работы школьников и умение применять полученные знания на практике.
Работу по этому направлению мы развиваем у детей такие навыки как интеллект, мышление, воображение, творческие способности. Сюда входит интеллектуальные игры, подготовка к предметным неделям. Такая форма работы дает свои положительные результаты.
Кроме этого мы много внимания уделяем кружковым занятиям. Большая половина класса посещают кружки по интересам в школе, с удовольствием ходят на «Инфознайку», «Теремок», «Баскетбол», посещают и кружки вне школы - это футбол, художественная школа. Тесно сотрудничаем с библиотекой им. Белинского. Сотрудники библиотеки проводят различные мероприятия по разным тематикам, учащиеся готовятся к мероприятию, а затем с удовольствием принимают участие. Часто с работниками библиотеки вместе выбираем тему занятия. К сожелению, по сравнению с начальной школой, дети всё меньше стали брать книги в библиотеке для чтения. На кружке «Теремок» учащиеся получают положительные эмоции, положительный заряд, развивается память, речь, дети учатся находить контакт друг c другом, самоутверждаются, занимаются тетрализованной деятельностью. На занятиях широко применяется групповая форма работы, что обеспечивает высокую результативность в проведении открытых мероприятий. Главное достоинство групповой работы в том, что ученики учатся слышать друг друга. И полученные знания в таких кружках дети могут использовать в своей жизни для дальнейшего совершенствования. Это оказывает положительное влияние, как и на успешность в учебе, так и на условия для общекультурного и личностного развития ребенка.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций – основные задачи в нравственном направлении, решаемые во внеурочной деятельности.
Во время экскурсий, прогулок, спортивных соревнований важно учить учащихся и показывать примером, как вести себя со взрослыми и сверстниками.
Здесь также важен сам педагог, его поведение, для того, чтобы формировать устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми.
Необходимо обеспечивать учащихся множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, истории и духовно-нравственной культуре народов Российской Федерации, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах.
Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.

Приоритет здорового образа жизни должен быть сформирован в школе, ведь именно в школьный период формируется здоровье человека на последующую жизнь. Кружок по баскетболу дети посещают 3 раза в неделю. Кроме этого мы проводим ежедневные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, ежедневные утренние зарядки , физкультминутки, беседы и встречи с медицинским персоналом школы. Эта внеурочная деятельность помогает укреплению и сохранению здоровья учащихся.
Наряду с направлением воспитанник и здоровье во внеурочной деятельности большое место занимает и направление семья и школа, которое предполагает тесное сотрудничество с родителями.
Большую роль в этом направлении играют беседы и родительские собрания.
Организуя внеурочную совместную деятельность особенно важно заботиться о создании атмосферы доброжелательного общения, взамопонимания, эмоциональной отзывчивости. Непременным условием организации эффективных взаимоотношений является подход к школьнику как к растущей и нравственно развивающей личности. Это означает признание за ребенком любого школьного возраста определенных прав, предъявление к нему посильных требований, проявление внимания, уважения, доверия и обращение к его интересам и склонностям.

Таким образом, воспитание во внеурочной деятельности ориентировано на становление личностных характеристик выпускника школы:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.



Подготовила Азарова Н.К., воспитатель

7-го класса.

15