Урок литературного чтения по теме Народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

Тема: Народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение относить сказочных героев к одной из групп.

Ход урока


·. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
– Дома вы перечитали сказку. А насколько вы были внимательны, сейчас увидим.
– Сколько иллюстраций к сказке вы встретили в книге?
– Расскажите, что изобразил художник.
– Попробуем найти в тексте сказки те предложения, которые подходят к иллюстрации.
– В какой части будем искать предложения к первой иллюстрации? (Во второй части.)
– Прочитайте их. («Иван ... шесть голов под калинов мост сложил».)
II. Развитие умений.
Беседа об особенностях сказки.
– Какие сказочные элементы вы нашли в сказке? Что заметили? (Необычные волшебные события, герои и пр.)
1. Беседа о героях сказки.
– В каждой сказке есть свои герои. Одни добрые, смелые, честные, им сопереживает читатель. Это положительные герои сказки
– Кто к ним относится в этой сказке? (Иван – крестьянский сын.)
– Какой он? (Добрый, храбрый, трудолюбивый. Он добивается своей цели настойчиво, целеустремлённо.)
– В сказке есть отрицательные герои. Кого мы называем отрицательными героями? (Злые силы; те, кто желает плохого положительным героям.)
– Назовите отрицательных героев нашей сказки. (Чудо-юдо о шести, девяти и двенадцати головах.)
– Какое оно? (Злое, жестокое, хвастливое.)
– А что делают старик со старухой, братья, конь Ивана? (Они помогают Ивану.) Они так и называются – «герои-помощники».
– Расскажите, как и чем помогал Ивану каждый из этих героев. Родители тоже помогли – не стали удерживать Ивана дома.
2. Выполнение задания в тетради (с. 2, №III.2).
– Прочитайте отрывки, в которых есть упоминание о них.
– Кто из героев бывает только в сказке? (Чудо-юдо.)
3. Наблюдение над особенностями волшебной сказки.
– Это одна из примет того, что наше произведение является сказкой.
– Давайте отыщем и другие сказочные приметы:
1) Особые начало (зачин) и концовка сказки.
2) Троекратный повтор действия.
3) Сказочные время и место действия (чужедальняя сторона, жили-были, некоторое царство, некоторое государство).
4) Наличие волшебных предметов.
5) Наличие особых сказочных слов, устойчивых словосочетаний, чисел.
Чтение понравившегося отрывка.
Работа в парах. Один читает, другой оценивает правильность и выразительность чтения. Потом меняются ролями.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?

·
·
·. Итог урока
– Чему учит эта сказка? (Волшебная сказка стремится вызвать восхищение сильным, мужественным героем, который защищает свою Родину, и осудить злодея. Она выражает уверенность своих создателей в торжестве добра.)
– Почему эта сказка и сейчас привлекает внимание читателей? (Нам близки и понятны чувства, поступки героя сказки. То, что раньше ценилось в людях: смелость, настойчивость, трудолюбие, – ценится и сейчас.)


·V. Домашнее задание

Подготовиться к пересказу любой части сказки













13 PAGE 14215



Заголовок 315