Конспект урока Русская народная сказка Иван – крестьянский сын и чудо-юдо.

Осинцевская МОУ СОШ, 5 класс
Урок: литература
Учитель: Овчинникова М.И.


Тема: Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».
Цели урока:
Обучающие:
- дать понятие фольклора, жанра, сказки;
- разъяснить виды сказок и их различие;
- показать красоту и богатство русского народного творчества на примере сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»;
- показать идейно-художественное своеобразие сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».
Развивающие:
- развивать зрительную память учащихся;
- развивать логическое и образное мышление учащихся;
- развивать коммуникативные навыки учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к книге;
- воспитывать бережное отношение к русскому народному творчеству как национальному достоянию;
- воспитывать уважительное отношение к ответам одноклассников.

Оборудование: учебник, тетрадь, словарь, иллюстрации сказок.
Литература:
Уроки литературы в 5 классе. Поурочные планы. – М.: Просвещение, 1996.
Уроки литературы в 5 классе. Под ред. Курдюмовой. М.: 1970.
Уроки литературы в 5 классе. Поурочные планы. – Волгоград, изд-во Грина А.Е., 2006.

Классификация сказок.
СКАЗКИ

О ЖИВОТНЫХ
ВОЛШЕБНЫЕ
БЫТОВЫЕ

Главными героями являются животные, обладающие человеческой речью и характером.
Главные герои – светлые и тёмные силы. Наличие волшебных предметов: ковёр-самолёт, скатерть-самобранка и т.д.
Главные герои – люди, одним из них непременно оказывается мужик, т.е. крестьянин. Он обладает смекалкой, наказывает жадных и нечестных.

«Теремок», «Коза», «Лиса и кот»
«Про Емелю дурака», «Василиса Прекрасная», «Бой на Калиновом мосту»
«Мужик и поп», «Барин и плотник», «Сердитая барыня»


Этап урока. Ход урока.
Методическое обоснование.


Организационный момент (1-2 мин.)
Учитель приветствует учащихся. Сообщает тему и цель урока.
Используется метод вводная беседа, помогающий учащимся снять напряжение после перемены, настроить их на рабочую деятельность урока, ознакомиться с новыми понятиями.


Основной этап (26-33 мин.)
Учитель задаёт вопросы учащимся о значении книги в жизни человека:
- для чего нужна книга человеку?
- какое значение имеет книга в жизни каждого школьника?
Книга учит жизни, мудрости, способствует умственному и нравственному развитию человека. Книга – источник знаний. Книга учит искусству слова.
Слово учителя.
Народное искусство слова родилось среди людей ещё в глубокой древности. Оно (народное искусство) называется фольклором. По-английски это значит «народная мудрость», знание. Так называют былины, сказки, песни, пословицы, загадки – жанры фольклора.
Запись терминов «фольклор», «жанр».
Приведите примеры жанров фольклора.
Народные песни и сказки, загадки, пословицы знают дети и взрослые, молодёжь и старики. Но не все ясно представляют себе, как создавалось устно-поэтическое творчество народа, насколько велика его ценность.
Вы знаете много загадок, пословиц, сказок. Какие вы знаете сказки?
Сказки начали создаваться ещё в глубокой древности народом, передавались в устной форме из века в век, от поколения к поколению. Над созданием сказки трудились сотни, тысячи людей, поэтому они называются народными сказками.
В результате коллективного творчества сказка изменялась, дополнялась новым содержанием. Поэтому часто одна и та же народная сказка имеет разные варианты.
(В качестве примера ученикам предложить самостоятельно прочитать дома и сопоставить сказки «Бой на Калиновом мосту» и «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».)
Сказки, как правило, сказываются, а не читаются. Эта традиция сохранилась с древних времён, когда люди ещё не знали письменности. Среди русского народа было много талантливых сказителей (термин записывается в тетрадь). Имена некоторых из них хорошо известны и сейчас. Например, мастерски рассказывала сказки няня А.С. Пушкина Арина Родионовна.
Народные сказки делятся на несколько групп:
Сказки о животных: «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Лисичка-сестричка и волк».
Волшебные сказки: «Про Емелю-дурака», «Царевна-лягушка», «Морозко».
Бытовые сказки: «Как поп работников морил», «Барин и плотник», «Сердитая барыня».
(Учащиеся приводят свои примеры и дополняют ими таблицу).
Во всех народных сказках отражена жизнь народа, его мечты о будущем, представление о добре и зле, о его судьбе и долге. Созданные народом, они отражают его борьбу за независимость, его веру в собственные силы.
К каким группам относятся сказки, приведённые в учебной хрестоматии («Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Белая уточка», «Кот и лиса», «Каша из топора»)?
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Белая уточка» - волшебные. В них есть противоборство добра и зла, положительных героев и тёмных сил, присутствуют волшебные предметы и превращения.
«Кот и лиса» - о животных. Главные герои – животные, наделённые человеческой речью, характером, поведением. Но волшебства нет.
«Каша из топора» - бытовая. Главные герои – обычные люди. Никакого вымысла, волшебства.
Подробнее остановимся на первой сказке, приведённой в хрестоматии, «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».
Учитель рассказывает сказку близко к тексту, неторопливо, с интонациями, близкими к разговорной речи.

Вопросы, заданные в начале урока, задают активный темп урока, мотивируют учащихся на рабочую деятельность урока.
Беседа о значении книги, о русском народном творчестве формирует у учащихся чувство уважения к книге, искусству слова, показывает важность бережного отношения к книге и национальному достоянию – фольклору.
Используется метод слово учителя, позволяющий учащимся хорошо усваивать материал, а учителю кратко, сжато и в полной мере разъяснить новую тему, новые понятия.


Также используется метод беседы с учителем, позволяющий учащимся делать выводы на основе собственного опыта (самостоятельные выводы запоминаются лучше).
Используется метод структурирования материала (схема). Принцип наглядности. Тренируется зрительная память учащихся. (Данный вид памяти является ведущим у учащихся среднего звена.)
Смена видов учебной деятельности, применение различных методов делает урок интереснее, разнообразнее, позволяет снять напряжение.




























Закрепление материала (10-15 мин.)
Закрепление проводится по вопросам:
Кем создавались сказки?
Что отражалось в народных сказках?
Назовите помощников Ивана – крестьянского сына и его врагов.
Выберите один из отрывков сказки и прочтите его медленно, плавно, так, как если бы рассказывали его своим друзьям.
Систематизация и осмысление полученных знаний учащимися.


Инструктаж домашнего задания (1-2 мин.)
Учащимся предлагается прочитать сказку, чтобы лучше знать её содержание и уметь ответить на вопросы, по которым велось закрепление.

Восприятие и осмысление домашнего задания, запись его в тетрадь.
Учитель за минимальный срок кратко объясняет требования и пути выполнения задания.


15