Рабочая программа по биологии 6 класс Сонин

Пояснительная записка
Статус документа
Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» п.3.6. ст. 28,
- требования Федерального Государственного образователдьного стандарта (ФГОС),
- учебный план школы,
- календарный учебный график,
- примерная или авторская программа по предмету,
- федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ;
- Положение о содержании и структуре рабочей программы по учебному предмету МБОУ Денисовская СШ.
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по биологии 5-9 кл., издательство «Дрофа», авторы Сонин Н.И., Захаров В.Б., Плешаков А.А.
Учебник: Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений - М.: Дрофа, 2013.
Цели и задачи изучения биологии в 6 классе
Изучение  биологии в 6 классе  направлено  на  достижение  следующих  целей:
- освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
овладение умениями:
- применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии;
- работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Форма промежуточной аттестации
Тестирование
Место предмета в базисном учебном плане
Примерная программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии на ступени основного общего образования выделено 245 часов, в том числе в 6 классе – 34-х часов (1 час в неделю), 7-9 классах – по 68 часов ( по 2 часа в неделю). Систему, многообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона. Для изучения местной флоры и фауны, в том числе культурных растений, домашних и сельскохозяйственных животных, грибов, рекомендуется использовать 34 часа учебного времени из регионального компонента.
Результаты освоения программы
Личностные результаты
* Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
* Выстраивание собственного целостного мировоззрения.
* Осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
* Оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
* Оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы.
* Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
* Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
* Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
* Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
* Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
* В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
* Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
* Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
* Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
* Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
* Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
* Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
* Вычитывать все уровни текстовой информации.
* Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
* Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
* Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты
Планируемые результаты обучения биологи в 6 классе
В результате изучения курса учащиеся должны усвоить:
основные биологические и экологические понятия,
иметь представление о биологии как науке,
о клетке как единице живого,
о способах питания и дыхания животных и растений,
о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания.
Должны называть (приводить примеры):
Общие признаки живого организма;
Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений;
причины и результаты эволюции;
примеры природных и искусственных сообществ, наследственности, изменчивости и приспособленности растений к среде обитания.
Характеризовать (описывать):
Строение и функции клеток растений, животных, грибов и бактерий;
Деление клетки;
Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайника как комплексного организма;
Обмен веществ и превращение энергии;
Особенности питания растительных организмов;
Размножение, рост и развитие растений, грибов бактерий;
Среды обитания организмов, экологические факторы среды;
Природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность растений к жизни в сообществе.
Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):
Взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов и организма и среды как основу их целостности;
Роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;
Необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
Ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.
Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):
Организмы бактерий, грибов, растений, лишайников;
Клетки, органы и системы органов растений;
Наиболее распространенные и исчезающие виды растений региона;
Съедобные и ядовитые грибы.
Соблюдать правила:
Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;
Проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;
Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
Поведения в природе;
Здорового образа жизни человека;
Выращивания культурных растений.
Владеть умениями:
Излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;
Использовать рисунки;
Самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты
* Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Регулятивные УУД:
* Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
* Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД:.
* Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
* Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
* Вычитывать все уровни текстовой информации.
* Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
* Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Содержание учебного курса

Раздел 1: СТРОЕНИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Тема 1.1: Чем живое отличается от неживого
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Тема 1.2: Химический состав клеток
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Лабораторные работы: 1.Определение состава семян пшеницы.
Тема 1.3: Строение растительной и животной клеток
Клетка – элементарная единица живого. Ядерные и безъядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.
Лабораторные работы: 2.Строение клеток живых организмов.
Тема 1 4: Деление клетки
Деление – важнейшее свойство клеток. Два основных типа деления – митоз и мейоз. Роль хромосом при делении клеток. Одинарный и двойной набор хромосом.
Тема 1.5: Ткани растений и животных
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Тема 1.6: Органы и системы органов
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист, строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольных и двудольных растений. Система органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
Лабораторные работы: 3.Корневые системы. 4.Строение почки. 5.Простые и сложные листья. 6.Строение семян. 7.Строение цветка.
Тема 1.7. Организм как единое целое
Взаимосвязь клеток, тканей, органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.
Раздел 2: ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА
Тема 2.1: Питание и пищеварение
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
Демонстрации: Действие желудочного сока на белок, слюны на крахмал.
Тема 2.2: Дыхание
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
Демонстрации: Опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян. Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Тема 2.3: Передвижение веществ в организме
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Гемолимфа, кровь, ее составные части (плазма, клетки крови).
Лабораторные работы: 8.Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю растений.
Тема 2.4: Выделение
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.
Тема 2.5: Опорные системы
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.
Лабораторные работы: 9.Строение костей животных.
Тема 2.6: Движение
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.
Лабораторные работы: 10.Движение инфузории туфельки.
Тема 2.7: Регуляция процессов жизнедеятельности
Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.
Тема 2.8: Размножение
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных. Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Лабораторные работы: 11.Вегетативное размножение растений.
Тема 2.9: Рост и развитие
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша. Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Лабораторные работы: 12. Прорастание семян. 13. Прямое и непрямое развитие насекомых.
Раздел 3: ОРГАНИЗМ И СРЕДА
Тема 3.1: Среда обитания. Факторы среды
Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.
Тема 3.2. Природные сообщества
Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.
4. ОБОБЩЕНИЕ
Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организм

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности


дата
Тема занятия
Форма организации
Вид деятельности

1
1.09
Многообразие живых организмов, их основные свойства.
Игра в команде
Биологическая игра.

2
2.10
Мейоз и его биологическое значение Сравнение двух типов деления клеток.
Работа в парах и малых группах
Исследование.

3
4.10
Характеристика тканей животных.
Работа в парах и малых группах
Исследование

4
4.11
Лист.
Работа в группах
Проект

5
2.12
Плоды: значение и разнообразие.
Игра в команде
Биологическая игра

6
1.02
Питание и пищеварение животных
Семинарское занятие
Конференция

7
3.02
Транспорт веществ животных
Работа в группах
проектная работа.

8
2.04
Бесполое и половое размножение растений и грибов.
Семинарское занятие
Конференция

9
4.04
Рост и развитие растений.

Работа в группах
проектная работа

10
2.05
Среда обитания и экологические факторы.
Семинарское занятие
Круглый стол.


Тематическое планирование


Раздел программы
Количество
часов

1
Строение и свойства живых организмов
17

2
Многообразие живых организмов
14

3
°Организм и среда
1


Резервное время
2

ИТОГО
34



Лабораторные работы
и оснащенность образовательного процесса
учебным оборудованием для выполнения
практических видов занятий, работ
по биологии (базовый уровень).
(Программа основного общего образования по биологии. 6-11 классы.
Авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова)

Темы лабораторных или практических работ
Необходимый минимум (в расчете 1 комплект на 2 чел.)
Факт
Дата прове
дения
Тема урока

№ 1
Строение клеток живых организмов
Микроскоп - 1
набор микропрепаратов
а) растительных тканей и органов – 1 (на класс)
б) животных тканей (Человека) – 1 (на класс)
10

5

5
III.09


IV.09
Лабораторная работа Строение растительной клетки.
Лабораторная работа Строение животной клетки.



№ 2
Ткани живых организмов
Микроскоп – 1
набор микропрепаратов
а) растительных тканей и органов – 1 (на класс)
б) животных тканей (Человека) – 1 (на класс)
10

5

5
III.10

V.10
Лабораторная работа Ткани растений
Характеристика тканей животных

№ 3
Распознавание органов у растений и животных
Коллекция членистоногих – 1 (на класс)
гербарий (коллекция) – 1 (на класс).
1
II.11



IV.11


II.12


IV.12


Органы цветковых растений. Лабораторная работа «Строение корня»

Побег. Лабораторная работа
«Строение побега»

Цветок. Лабораторная работа
«Строение цветка»

Строение семян, их функции. Лабораторная работа
«Строение семян»

№ 4
Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю
Лупа – 1
Скальпель - 1
5
5
IV.01
Корневое и воздушное питание растений. Дыхание растений. Лабораторная работа: Выявление роли света и воды в жизни растений

№ 5
Строение костей
Набор спилов костей и костей – 1 (на класс)

1
III.03
Скелетные образования у растений и животных. Работа по таблицам. Лабораторная работа: строение кости

№ 6
Движение инфузории туфельки
Микроскоп – 1
Пробирка – 1
Пипетка – 1
Предметное стекло - 1
10
10
10
10
IV.03
Особенности строения органов передвижения. Распознавание на таблицах органов движения животных. Лабораторная работа: Движение инфузории туфельки

№ 7
Прямое и непрямое развитие насекомых
Коллекции насекомых -1 (на класс)
5
I.05
Рост и развитие
животных. Лабораторная работа
«Прямое и непрямое развитие насекомых»

№ 8
Прорастание семян
Чашка Петри - 1
5
II.04
Бесполое и половое размножение растений и грибов. Составление схемы.


Контрольные работы


Тема урока
Дата проведения

1
Контрольная работа « Организм – единое целое»
III.01

2
Итоговая контрольная работа
IV.05






Развернутое календарно-тематическое планирование
6 класс (34 часа)
№ п\п
Наименование темы, урока
Дата
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Лабораторные
работы, практические работы, демонстрации
Контроль знаний
Домашнее задание

1 четверть

Тема 1. Строение и свойства живых организмов – 19 часов

1
Многообразие живых организмов, их основные свойства. Биологическая игра.
I.09
Живые организмы
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
суть понятий и терминов: «клетка», «ядро», «мембрана», «оболочка», «пластида», «органоид», «хромосома», «ткань», «орган», «корень», «стебель», «лист», «почка», «цветок», «плод», «семя», «система органов», «пищеварительная система», «кровеносная система», «дыхательная система», «выделительная система», «опорно-двигательная система», «нервная система», «эндокринная система», «размножение»;
основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;
что лежит в основе строения всех живых организмов;
строение частей побега, основных органов систем органов животных, указывать их значение.
Учащиеся должны уметь:
распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани, основные органы и системы органов растений и животных;
исследовать строение основных органов растения;
устанавливать основные черты различия в строении растительной и животной клеток;
устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями;
исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах;
обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма.

Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
работать с дополнительными источниками информации;
давать определения;
работать с биологическими объектами.


Фронтальный


2
Химический состав клетки. Заполнение таблицы.

II.09
Особенности химического состава живых организмов. Неорганические вещества, органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки


Самостоятельная работа


3
Лабораторная работа Строение растительной клетки.

III.09
Клетка элементарная частица живого. Строение растительного организма. Строение клетки. Строение и функции ядра

Лабораторная работа Строение растительной клетки
Индивидуальный.
Лабораторная работа


4
Лабораторная работа Строение животной клетки.

IV.09
Клетка элементарная частица живого. Строение животного организма. Строение клетки. Строение и функции ядра

Лабораторная работа Строение животной клетки
Тестирование.
Лабораторная работа


5
Деление клетки. Составление схемы.

I.10
Деление клетки как основа роста и развития живого организма.
Митоз, сущность и биологическое значение


Индивидуальный.
Самостоятельная работа


6
Мейоз и его биологическое значение Сравнение двух типов деления клеток. Исследование.
II.10
Мейоз, сущность и биологическое значение


Индивидуальный.
Самостоятельная работа


7
Лабораторная работа Ткани растений

III.10
Строение растительного организма: ткани. Понятие «ткань». Типы тканей растений (образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная), их значение, особенности строения

Лабораторная работа «Ткани растений»
Фронтальный.
Лабораторная работа


8
Характеристика тканей животных. Исследование
IV.10
Строение организма животного: ткани. Типы тканей: эпителиальная, соединительная, их строение и функции


Индивидуальный.
Самостоятельная работа


2 четверть

9
Органы цветковых растений. Лабораторная работа «Строение корня»
II.11
Строение растительного организма: органы. Понятие «орган». Органы цветковых растений. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы.
Личностные результаты обучения
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;
развитие навыков обучения;
формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;
формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
осознание значения семьи в жизни человека;
уважительное отношение к старшим и младшим товарищам
Лабораторная работа «Строение корня»
Индивидуальный.
Лабораторная работа


10
Побег. Лабораторная работа
«Строение побега»
III.11
Строение и значение побега. Почка. Стебель как осевой орган побега.


Лабораторная работа
«Строение побега»
Индивидуальный.
Лабораторная работа


11
Лист. Проектная работа
IV.11
Строение и функции. Простые и сложные листья


Самостоятель-ная работа


12
Цветок. Лабораторная работа
«Строение цветка»
I.12
Цветок, его значение и строение. Соцветия.

Лабораторная работа
«Строение цветка»
Индивидуальный.
Лабораторная работа


13
Плоды: значение и разнообразие. Биологическая игра
II.12
Плоды: значение и разнообразие.


Самостоятельная работа


14
Строение семян, их функции. Лабораторная работа
«Строение семян»
III.12
Строение семян двудольных и однодольных растений

Лабораторная работа
«Строение семян»
Индивидуальный.
Лабораторная работа


15 - 16
Органы и системы органов животных. Работа с таблицами и муляжами. Лабораторная работа: Распознавание органов и систем органов у животных
IV.12
II.01
Строение организма животного: системы органов (пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения), их строение и функции

Лабораторная работа: Распознавание органов и систем органов у животных
Тестирование.
Самостоятельная работа


3 четверть

17
Контрольная работа
« Организм – единое целое»
III.01



тестирование


Тема 2. Жизнедеятельность организма

18
Корневое и воздушное питание растений. Лабораторная работа: Выявление роли света и воды в жизни растений
IV.01
Жизнедеятельность растений: питание Фотосинтез, его значение в жизни растений и биосферы
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
суть понятий и терминов: «почвенное питание», «воздушное питание», «хлоропласт», «фотосинтез», «питание», «дыхание», «транспорт веществ», «выделение», «листопад», «обмен веществ», «холоднокровные животные», «теплокровные животные», «опорная система», «скелет», «движение», «раздражимость», «нервная система», «эндокринная система», «рефлекс», «размножение», «половое размножение», «бесполое размножение», «почкование», «гермафродит», «оплодотворение», «опыление», «рост», «развитие», «прямое развитие», «непрямое развитие»;
органы и системы, составляющие организмы растения и животного.
Учащиеся должны уметь:
определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных;
объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;
обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;
наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;
исследовать строение отдельных органов организмов;
фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
соблюдать правила поведения в кабинете биологии.

Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
организовывать свою учебную деятельность;
планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);
составлять план работы;
участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;
работать с текстом параграфа и его компонентами;
составлять план ответа;
составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;
узнавать изучаемые объекты на таблицах;
оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.


Составление схемы


19 - 20
Питание и пищеварение животных. . ОБЖ. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика. Конференция
Дыхание животных. Составление схемы
I.02
II.02
Различия организмов по способу пи. тания: травоядные животные, хищники, трупояды, симбионты, паразиты


Индивидуальный.
Самостоятельная работа


21
Транспорт веществ в растении. Работа с таблицами и муляжами
III.02
Транспорт веществ, его значение. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса минеральных веществ


Самостоятельная работа


22
Транспорт веществ животных проектная работа.
IV.02
Особенности переноса веществ в организмах позвоночных животных. Кровеносная система, её строение, функции. Гемолимфа, кровь, её составные части


Индивидуальный, самостоятельная работа


23
Выделение. Работа с таблицами и муляжами
I.03
Жизнедеятельность растений и животных: выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов


Индивидуальный


24
Характеристика обмена веществ и энергии растений и животных. Тестирование.
II.03
Жизнедеятельность животных и растений: обмен веществ и превращение энергии. Сущность и значение обмена веществ и превращения энергии. Обмен веществ.


Письменный, практическая работа


25
Скелетные образования у растений и животных. Работа по таблицам. Лабораторная работа: строение кости
III.03
Опорные системы растений и животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных.

Лабораторная работа: строение кости
Индивидуальный, самостоятельная работа


26
Особенности строения органов передвижения. Лабораторная работа: Движение инфузории туфельки
IV.03
Движение животных. Приспособления к передвижению млекопитающих животных в наземной среде. Двигательные реакции растений.

Лабораторная работа: Движение инфузории туфельки
Индивидуальный, самостоятельная работа


4 четверть

27
Характеристика нервной и эндокринной системы животных
ОБЖ. Влияние наркотических и психотропных веществ на здоровье человека и профилактика употребления.
I.04
Жизнедеятельность растений и животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость. Рефлекс. Нервная система, особенности её строения.
Личностные результаты обучения
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;
развитие навыков обучения;
формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;
формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
осознание значения семьи в жизни человека;
- уважительное отношение к старшим и младшим товарищам

Самостоятельная работа


28
Бесполое и половое размножение растений и грибов.
Конференция
II.04
Жизнедеятельность растений и животных: размножение. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных. Бесполое размножение растений. Споры.


Письменный, самостоятельная работа



29
Бесполое и половое размножение животных. Работа по таблицам. Тестирование.
III.04
Жизнедеятельность животных: размножение. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.


Индивидуальный, самостоятельная работа



30
Рост и развитие растений проектная работа.

IV.04
Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Рост и развитие растений. Распространение семян и плодов.


Индивидуальный, самостоятельная работа


31
Рост и развитие
животных. Лабораторная работа
«Прямое и непрямое развитие насекомых»
I.05
Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных.

Лабораторная работа
«Прямое и непрямое развитие насекомых»
Индивидуальный,


32
Среда обитания и экологические факторы. ОБЖ. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Круглый стол.
II.05
Экологические факторы, их влияние на живые организмы. Влияние факторов неживой природы (температура, свет, влажность) на живые организмы. Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания
Учащиеся должны знать:
суть понятий и терминов «среда обитания», «факторы среды», «факторы неживой природы», «факторы живой природы», «пищевые цепи», «пищевые сети», «природное сообщество», «экосистема»;
как тот или иной фактор среды может влиять на живые организмы;
характер взаимосвязей между живыми организмами в природном сообществе;
структуру природного сообщества.

Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
организовывать свою учебную деятельность;
планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);
составлять план работы;
участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;
работать с текстом параграфа и его компонентами;
составлять план ответа;
составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;
узнавать изучаемые объекты на таблицах;
оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Личностные результаты обучения
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;
развитие навыков обучения;
формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;
формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
осознание значения семьи в жизни человека;
уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.


Индивидуальный, самостоятельная работа


33
Промежуточная аттестация - тестирование
18.05



Тестирование



34
Итоговая контрольная работа
IV.05



Тестирование



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315