Урок литературы 11 класс

Суд - реабилитация "Вас всех в свидетели зову" (о жизни и творчестве Осипа Мандельштама)

Цель: создать условия, способствующие формированию коммуникативной культуры учащихся; продолжить формирование умения давать всестороннюю характеристику; развивать речевые навыки в условиях деловой игры.

Воспитательная цель: подвести учащихся к осмыслению собственного отношения к окружающей действительности; к пониманию того, что сопереживание, сочувствие – формы гуманистического отношения между людьми; воспитывать культуру ведения дискуссии, толерантность к существованию различных точек зрения на один и тот же факт.

Методические приемы: выступление учащихся; инсценирование слов учителя.

Оборудование: портреты О. Мандельштама и Сталина; выставка книг; слайдовая презентация, выставка иллюстраций, плакаты

Музыкальное оформление: песни в исполнении А. Пугачёвой.

Ход урока:

Структура урока - суда

1. Сообщение темы. Постановка цели урока. Знакомство с участниками процесса.

2. Ролевая игра – судебное разбирательство.

1. Выступление 1 группы обвинения: прокурора, свидетелей

2. Выступление 2 группы защиты: адвоката, свидетелей.

3. Прения сторон.

4. Вынесение общего решения суда.

3. Итоги.


- Итак, начинаем заседание суда.
















Заседание суда.

Секретарь: Суд идет! Прошу всех встать!

Судья. Прошу всех садиться. Сегодня проводится открытое судебное разбирательство, будет рассматриваться дело Осипа Эмильевича Мандельштама, 1891 года рождения, обучавшегося в Петербургском университете на историко-филологическом факультете, писателя и поэта, обвиняемого в контрреволюционной деятельности.

Наша задача: вникнуть во все обстоятельства дела, определить степень вины или невиновности подсудимого и вынести обвинительный или оправдательный приговор.

Основным правилом для разбирательства станут слова афинского архонта Солона: «Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон».

Суд предупреждает: все свидетели обязаны говорить правду, только правду и ничего, кроме правды.

Сейчас мы выслушаем сторону обвинения. Предоставляем слово прокурору.

Прокурор: Уважаемый суд! Вам предстоит сегодня вынести свое решение о виновности Мандельштама. Обвинение намерено доказать вам, что он переступил нравственную черту, которую никому не позволено переступать, бросил вызов власти. Он автор стихов, где были сказаны неслыханно резкие слова в адрес Сталина.

Судья: Уважаемая сторона обвинения! Располагаете ли вы вескими доказательствами вины подсудимого?

Прокурор: Ваша честь! Мы готовы доказать вину подсудимого. В своем доказательстве мы будем опираться на документ - текст стихотворения. Он является главным доказательством вины подсудимого:

Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны.
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны.
Тараканьи смеются глазища,
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей,
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет.
Как подкову, кует за указом указ –
Кому в лоб, кому в пах, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него – то малина.
И широкая грудь осетина.

Судья: Слово свидетелю обвинения.

1 свидетель обвинения: Ваша честь! Товарища Иосифа Виссарионовича Сталина называет «кремлёвским горцем»! Эти стихи высмеивают вождя. Это неслыханно. Мандельштам сравнивает жирные пальцы с червями, усы заставляют вспомнить о тараканах, «тараканьи смеются глазища». С нескрываемой издевкой характеризует изрекаемое Сталиным: «Он один лишь бабачит и тычет». Разве такое можно допустить! Поэт не уважает товарища Сталина и ненавидит его. Это оскорбление личности вождя. Что же будет за подобное оскорбление?

Судья: Приглашается свидетель обвинения.

2 свидетель обвинения: Уважаемый суд! Сторона обвинения считает, что Мандельштам оскорбил не только вождя, но и его окружение. Он называет соратников «сбродом тонкошеих вождей», полулюдьми, которые предаются унизительным занятиям: «Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет». Нарисованный в стихотворении образ Сталина свидетельствует не об уважении к вождю: он здесь похож на бандита: «Что ни казнь для него – то малина». Слово «малина» подразумевает, что Сталин получает наслаждение от подписи указов, несущих смерть огромному количеству людей. Получается, что он злодей! «Кому в пах, кому в бровь, кому в глаз».
Мандельштам виновен.

Судья: Приглашается свидетель обвинения.

3 свидетель обвинения: Уважаемый суд! Мандельштам утверждает, что Сталин наставил между людьми непроницаемые перегородки, отец не доверяет сыну, муж – жене, и все заключены в стены одиночества и страха. Поэт намекает на состояние общества: «наши речи за десять шагов не слышны». Поэт написал карикатуру на «вождя народов». Он выбирает слова жесткие, колючие, хлещущие, как пощечина. Сталин не осетин, он грузин.
Эти антисталинские стихи были не единственные. В 1931 году он написал стихи «Я вернулся в мой город». Прошу это учесть.

Судья: Слово свидетелю обвинения.

4 свидетель обвинения: Уважаемый суд! Сторона обвинения считает, что нужно принять во внимание то, что товарищ Сталин все делал на благо народа. Он заботился о людях, как родной отец. «Жить стало лучше, жить стало веселее», как говорил вождь. В стране изменился уклад жизни десятков миллионов городских и сельских жителей. Развернулась гигантская стройка, преодолевались огромные трудности. Создавались новейшие по тем временам промышленные комбинаты, автомобильные, тракторные заводы. Стали показывать фильмы о трудовых подвигах рабочих и колхозников. 30-е годы – это время грандиозных свершений, которые изменили облик страны. Величие это было достигнуто единством власти, вся страна стала огромным «стальным» кулаком, который вождь направлял в сторону правого дела. Это лучшие годы в истории нашей страны.

Судья: Уважаемые обвинители! Есть у вас дополнения к ранее сказанному?

Прокурор: Уважаемый судья! Мы привели веские, на наш взгляд, доказательства вины. Просим учесть это при вынесении приговора.

Судья: Слово адвокату.

Адвокат: Уважаемый суд! Представители обвинения привели аргументы, доказывающие вину нашего подзащитного. Мы намерены их опровергнуть. Мы, напротив, готовы доказать, что поступок поэта – это проявление сильной натуры.

Судья: Слово свидетелям защиты. Располагаете ли вы аргументами, смягчающими вину подзащитного?

1 свидетель защиты: Уважаемый суд! Мандельштам жил на границе двух миров. Заканчивалась одна эпоха и начиналась новая. Революцию он принял безоговорочно, связывая с ней представления о начале новой эры. Очень скоро поэт понял, что ради завтрашнего торжества идей добра и справедливости принижается достоинство личности. Среди поэтов он был одним из первых, кто так рано смог рассмотреть опасность, угрожавшую человеку, которого без остатка подчиняет себе время. Восславить эпоху, в которую он жил, поэт не мог – он с огромной силой выразил ее трагизм. Осип Мандельштам не мог молчать, когда большинство молчало. Он пишет:

За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чаши своей.
Мне на плечи кидается
Век- волкодав.
Но не волк я по крови своей

Судья: Приглашается свидетель защиты.

2 свидетель защиты: Уважаемый суд! 30-е годы вошли в историю не только как годы невиданного массового энтузиазма советских людей, но и не менее массовых репрессий против советского народа. 30-е годы – это эпоха экономических преобразований и политической диктатуры, расцвет культа личности Сталина. Он установил полный тотальный контроль над сферами общественной и политической жизни.
Репрессии, беззаконие стали нормой жизни. Подписи под сфабрикованными делами вымогались угрозами, руганью, лживыми обещаниями, карцерами, избиениями. В это время расстреливали за инакомыслие без суда и следствия. Физически истреблялись лучшие люди, мешающие окончательному установлению тирании Сталина. Только в 30-е годы были репрессированы более 15 тысяч поэтов и писателей. Это Николай Гумилёв, Исаак Бабель, Николай Клюев, Сергей Клычков, Имай Насыри, Хадия Давлетшина, Даут Юлтый и многие другие
·. Широко применялись карательные меры государства против своих граждан. Мандельштам был в числе немногих, кто бросил вызов самодержцу. Он ощущает грандиозность и трагичность эпохи:

Наливаются кровью аорты,
И звучит по рядам шёпотком:
- Я рожден в девяносто четвертом,
- Я рожден в девяносто втором
И в кулак зажимая истёртый
Год рожденья – с гурьбой и гуртом,
Я шепчу обескровленным ртом:
- Я рожден в ночь со второго на третье
Января в девяносто одном
Ненадёжном году – и столетья
Окружают меня огнём.

Судья: Слово свидетелю защиты.

3 свидетель защиты: Уважаемый суд! Невозможно без боли думать о страданиях советских людей, подвергнутых пыткам, загнанных в лагеря, расстрелянных в безумные годы сталинских репрессий. Невозможно без боли говорить о жизни Осипа Мандельштама в 30-годы. Он не смог примириться со сталинским режимом. Поэтому он и написал стихи про «кремлевского горца, душегуба и мужикоборца». Здесь дан образ диктатора Сталина. Общество задушено произволом властей: «Мы живем, под собою не чуя страны. Наши речи за десять шагов неслышны». Этим стихотворением Мандельштам подписал себе смертный приговор. Это был героический поступок, акт мужества.

Судья: Слово свидетелю.

4 свидетель защиты: Уважаемый суд! Отделять свою судьбу от судьбы народа, страны, от судеб своих современников Мандельштам не захотел. Он твердил об этом настойчиво и громко:

Пора вам знать: я тоже современник,
Я человек эпохи Москвошвея.
Смотрите, как на мне топорщится пиджак,
Как я ступать и говорить умею!

Попробуйте меня от века оторвать! –
Ручаюсь вам, себе свернете шею.

Вековать с тем веком, который выпал на долю поэта, становилось все труднее: он буквально выталкивал человека. Об этом Мандельштам сказал в одном из самых известных стихотворений «Я вернулся в мой город, знакомый до слез». В этом стихотворении раскрывается ужас, вся трагичность эпохи, когда люди от страха не могут спать по ночам, они не знали, будут ли они живы. Здесь город населен уже не теми, кто дорог поэту, а мертвецами. И все в нем - черная лестница, вырванный с мясом звонок, ассоциирующаяся с кандалами дверная цепочка – навеяно ужасом ожидания «гостей» из ГПУ. Стихотворение пронизано ощущением страха и отчаяния, ожиданием ареста. В ожидании ареста жили тогда многие.

Я вернулся в мой город, знакомый до слез.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских ночных фонарей,
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург! Я ещё не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! У меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.

Песня «Я вернулся в мой город»

1 свидетель защиты: Уважаемый суд! Сталин установил тоталитарный режим, ввел понятие «враг народа». Этот термин сразу освобождал от необходимости всяческих доказательств идейной неправоты человека: он давал возможность всякого, кто в чем-то не согласен со Сталиным, кто был заподозрен во враждебных намерениях, всякого, кто был оклеветан, подвергнуть самым жестоким репрессиям. Сотни и сотни тысяч людей, простых тружеников и высоких руководителей, были одинаково бесправны и обездолены перед могущественной машиной уничтожения. Страна превратилась в единый спецлагерь, где в обстановке всеобщей подозрительности вершились настоящие злодеяния. Стихи позволяют нам понять психологию человека в страшные трагические годы, когда в стране бушевал террор.

Мы с тобой на кухне посидим,
Сладко пахнет белый керосин;
Острый нож, да хлеба каравай
Хочешь, примус туго накачай.
А не то веревок собери
Завязать корзину до зари,
Чтобы нам уехать на вокзал,
Где бы нас никто не отыскал

Судья: Следствие закончено. Приступаем к прениям сторон.

Прокурор: Уважаемый суд! История – самый объективный и самый бесстрастный судья. Предлагаю следующий пример в защиту тоталитарного режима. Представитель одной из основных философских школ Древнего Китая – школы закона – отмечал, что истинная добродетель «ведет свое происхождение от наказания». Установление добродетели возможно лишь «путем смертных казней и примирения справедливости с насилием». Государство функционирует на основе следующих принципов:
1) полное единомыслие; 2) преобладание наказаний над наградами;
3) жестокие кары, внушающие трепет, даже за мелкие преступления; 4) разобщение людей взаимной подозрительностью, слежкой и доносительством.

Адвокат: Уважаемые участники судебного процесса! Сторона защиты просит учесть все доводы в пользу нашего подзащитного и вынести оправдательный приговор.
Осип Мандельштам выступил против несправедливости. С покоряющим мужеством переносил он перспективу расстрела. Сильный, настоящий был человек.

Судья: Выслушайте приговор сталинского суда:

Слушали: дело № 19390 о Мандельштаме Осипе Эмильевиче, 1891 года рождения. Поэт и писатель.

Постановили: Мандельштама Осипа Эмильевича – за контрреволюционную деятельность заключить в исправительный трудовой лагерь сроком на 5 лет. Считать срок с 30 апреля 1938 года.

Дело сдать в архив.

Адвокат: Уважаемый суд! Дело сдать в архив. А человека? В это время он писал:

Лишив меня морей разбега и разлета
И дав стопе упор насильственной земли,
Чего добились вы? Блестящего расчета.
Губ шевелящихся отнять вы не могли.

2 свидетель защиты: Уважаемый суд! Следы поэта затерялись в пересыльном лагере под Владивостоком, откуда пришла к родным последняя весточка. А дальше начинается легенда. Вернувшиеся из лагеря утверждали, что встречали там чудаковатого худого человека, одетого в лохмотья, которого не трогали даже самые отпетые уголовники. Наоборот, они подкармливали его и всячески оберегали, а он читал им стихи, которые писал на обрывках бумаги.

3 свидетель защиты: Уважаемый суд! В июне 1940 года брата Осипа Мандельштама, Шуру, вызвали в загс Бауманского района и вручили ему свидетельство о смерти Осипа Эмильевича. Возраст – 47 лет, дата смерти – 27 декабря 1938 года. Причина смерти – паралич сердца. Это можно перефразировать: “Он умер, потому что умер”. Ведь паралич сердца – это и есть смерть. И еще прибавлено: артериосклероз.

Судья: Предоставляем слово защите.

Адвокат: Уважаемый суд! Так в чем вина Осипа Мандельштама? Просто

Он иначе сочетал слова,
Может, в этом всё его несчастье.
И секрет недоброй этой власти –
Колдовства, безумства, мастерства.

У Мандельштама был необыкновенной силы поэтический талант. Судьба поэта была трагичной. Впрочем, как и сотен тысяч других, кто жил в его время и кто никогда не писал стихов Улица, на которой он жил, теперь носит его имя:


Это какая улица?
Улица Мандельштама.
Что за фамилия чертова –
Как ее не вывертывай,
Криво звучит, а не прямо.

Мало в нем было линейного,
Нрава он был не лилейного,
И потому эта улица,
Или, верней, эта яма
Так и зовется по имени
Этого Мандельштама.

Судья: Итак, прозвучали разные мнения по рассмотренному делу.
Учитывая вышесказанное, я объявляю главным виновником смерти Осипа Эмильевича Мандельштама Сталина.
Сталин создал в стране атмосферу неправды и произвола. Он установил тоталитарный контроль над всеми сферами жизни, от которого страдал весь народ. Жестоким был Сталин, жестоким было время, жестоки были и нравы того времени. Люди были безгласны, безответны перед властью. Мы убедились, что власть Сталина, установившего в стране тоталитарный режим, когда ему должны были служить верой и правдой, была неправедна и безгранична. Произвол, возведенный в ранг государственной и партийной политики, не только отнял жизнь, но на долгие годы сделал имя Мандельштама проклятым для народа под хитроумным нагромождением лжи и вздорных политических обвинений.

- На этом слушание по делу объявляется закрытым.































13PAGE 15


13PAGE 14815




15