Конспект урока по русскому языку на тему Обобщение знаний о частях речи

Предмет: Русский язык
Класс: 4 «омега»
Тема урока: Чему я научился на уроках русского языка?
Тип урока: урок контроля и оценки
Цель урока: Обобщение полученных знаний по изученным разделам в 1-3 классах.
Задачи:
Выявить умения:
определять границы предложения.
определять части речи.
выделять из предложения словосочетания.
определять грамматические значения частей речи.
Формируемые УУД:
Личностные:
- осознание учащимися ценности и практической важности изучаемой темы;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные:
- умение принимать и сохранять цель урока;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Ход урока:
Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: сформировать самооценку готовности к уроку.
Личностные УУД: самооценка готовности к уроку.
Метапредметные УУД: учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.
- Сегодня у нас на уроке гости, пожалуйста, повернитесь и поприветствуйте.
- Ребята, начинаем наш урок. Какое у вас сейчас настроение?
- Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно, будьте активны, внимательны!

II. Создание учебной ситуации.
- Зачем нам изучать русский язык? (Ответы)
- Чему мы учимся на уроках русского языка? (Ответы)
- Насколько хорошо вы умете делать задания по русскому языку?
- Как вы думаете, на каком уровне вы овладели знаниями и умениями на уроках русского языка? (Не знаем)
- Хотите ли выяснить? (Да)
- Значит, какая задача урока ? (Выяснить, что мы уже умеем, а чего еще нет).
- Итак, сегодня вы будете работать в позиции "учителя" и позиции "учащихся". Согласны? (Да).
- Если вы будете работать в роли учителя, то вы должны контролировать и оценивать свою и работу своих одноклассников по единым критериям.
- Давайте определим критерии, по которым мы будем оценивать работу друг друга. ставим "галочку".

Лист оценивания

Критерии
Умею
Не умею






































III. Контроль и оценка использования способа действия.

Задание 1. Границы предложений.
Дается текст без знаков препинания (без точек).
Ранним утром ты идешь в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берез. На траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. Звуки их чудесных песен разносятся по всей окрестности. В конце рощи стоит пень.
- Определите границы предложений. (Взаимопроверка)
САМОПРОВЕРКА.
- Что мы делали? (Определяли границы предложений).
- Значит, по каким критериям будете оценивать свою работу? (Критерии «Границы предложений).
- Оцените свою работу на Листе оценивания.

Задание 2. Тип текста.
- Определите, какой тип текста. (повествование)
- Какие еще типы текстов мы знаем?
САМОПРОВЕРКА.
- По каким критериям будете оценивать свою работу? (Критерии Тип текста).
- Оцените свою работу на Листе оценивания.

Задание 3. Части речи.
- Выпишите из текста третье предложение и над каждым словом укажите, к какой части речи относится то или иное слово. А если не знаете, какая это часть речи, то отмечаем знаком вопроса.

На траве играют золотые лучи утреннего солнца.
Фронтальная проверка.
САМОПРОВЕРКА.
- По каким критериям будете оценивать свою работу? (Критерии Части речи).
- Оцените свою работу на Листе оценивания
Задание 4. Главные члены предложения.
- Выделите главные члены предложения.
На траве играют золотые лучи утреннего солнца.
САМОПРОВЕРКА.
- По каким критериям будете оценивать свою работу? (Критерии Главные члены предложения).
- Оцените свою работу на Листе оценивания
Задание 5. Словосочетания (главные и зависимые слова)
- Выпишите из этого предложения все возможные словосочетания. Затем укажите главные и зависимые слова. Над стрелкой пишем вопрос (работа в паре, проверка на доске)
На траве играют золотые лучи утреннего солнца.

играют на траве
золотые лучи
лучи солнца
лучи на траве
утреннего солнца
- Что мы делали?
САМОПРОВЕРКА.
- По каким критериям будете оценивать свою работу? (Критерии Словосочетания ).
- Оцените свою работу на Листе оценивания

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА.

Задание 6. ОГЗ и ГЗ. Состав слова.
- Найдите в предложении слово или слова, которые соответствуют данной схеме.

- Назовите ОГЗ. (1 слово - обозначает процесс – называет действие. 2 слово – обозначает признак – называет признак)
- Теперь укажите ГЗ этих слов.



- Все ли ГЗ этих слов указали? (Нет. В слове утреннего не можем определить род)
- А как же нам быть? (Найти слово, от которого зависит слово «Утреннего»)
- Какое же это слово? (солнца)
- Запишите это слово. Назовите ОГЗ. (предмет)
- А теперь укажите ГЗ.




- В слове «солнца» выделите части слова. Т.е. нужно сделать разбор слова по составу.
- Что мы делали?
САМОПРОВЕРКА.
- По каким критериям будете оценивать свою работу? (Критерии Состав слова. ОГЗ и ГЗ)
- Оцените свою работу на Листе оценивания

Задание 7. Фонетический разбор слова. РЕЗЕРВ
- Итак, мы с вами работали над текстом. Выписали предложение и работали над ним. Предложение разделили на словосочетания. Затем работали над словом.
А теперь скажите, над чем мы еще не работали? (будем работать) (над словом)
- Молодцы!
- Я предлагаю слово «играют». Сделайте фонетический разбор этого слова.










- Что мы делали?
САМОПРОВЕРКА.
- По каким критериям будете оценивать свою работу? (Критерии - фонетический разбор слова).
- Оцените свою работу на Листе оценивания

IV. Рефлексия.
Цель: Развивать рефлексивные умения. Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.
Личностные УУД: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные УУД: умение делать выводы.
- В течение урока мы оценивали себя «Умею\не умею». Внимательно посмотрите на лист самооценивания и подумайте, над чем вы хорошо умеете работать. А над какой темой еще надо поработать. А сейчас поставьте себе оценку за урок.
- Молодцы!

ђ Заголовок 215