Конспект урока по русскому языку на тему «Обобщение изученного о частях речи. Морфологический разбор частей речи».



Учитель: Колесниченко Т.Н.
Тема: «Обобщение изученного о частях речи. Морфологический разбор частей речи».
Ход урока:
Цели: повторить и обобщить материал по теме «Части речи»; закрепить навыки правописания орфограмм в частях речи; повторить все виды разборов.
Оборудование: раздаточный материал (карточки), использование интерактивной доски (презентация).
1.Вступитеольное слово учителя.
Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить экскурсию в г. Частиреченск для того, чтобы повторить всё, что мы уже изучили по данной теме. Билеты, вероятно, продаются в этой кассе. Давайте прочитаем объявление.
Д…рогие(3) р…бята, в наш… касс… вы мож…те(1) купить б…леты на автобус, совершающий рейс по маршруту (3) «Школа-Частиреченск».
Администрация.
Запись в тетради темы урока, текста объявления.
-Объясните орфограммы в этом предложении;
-Выполните разборы.
Касса открылась. Переходим к повторению.
2.1Задания по карточкам:
А) Нагоняешь(3)
Н...кто Кое(что)
Н…что Кое(кто)
Н…который Н…сколько
Н…чего Н…кого
Б) Ёлочка (3)
Пр…красен Р…стениеАкац…и Ц…ферблатРа(з,с)фасовать Ра(з, с)жечь
Павиль…нСуч…я

В) Ра (з, с)пол…житься у руч…я; зар…сли ежевики; устойчивый ц…клон; ж…лудь, ч…рный; отц…м; полотенц…м; в больш…м здании; стереж…т; на свеж…м воздухе; ш…в; товарищ…м; в чуж…м краю; ре…кий крик; б…рюзовоее небо; красивое (3).
2.2.Работа у доски:
Ш…рстка, ч…тный, ч…рточка, ш…в, ш…рох, станц…я, подр…сли на грядке, прор…дить ростки, доб…раться до ночлега, пол…жить карандаш, предл…гать ему.
- А сейчас я представлю водителя нашего автобуса… Это имя существительное с его друзьями: именем прилагательным, им.числительным, местоимением, причастием, деепричастием и глаголом.
- Итак, какую часть речи мы называем им. существительным? Им. прил.? И т.д. (Отв. уч-ков.).
Все заняли свои места. Наш автобус отправляется дальше. Но почему мы едим так медленно? Наверное, много лишних слов взяли с собой. Давайте проверим.
2.3.Игра «Четвёртое лишнее».
1.Сколько, какой, чей, мы.
2.Я, ты, меня, себя.
3.Снегопад, снежинка, подснежник, снегоуборочный.
4.поседел от старости, седая борода, посидел с удочкой, серебряная седина.
- Теперь наш автобус быстрее поехал, а чтобы нам было веселее, я прочитаю стихотворения о нескольких частях речи: им.существительное:
Имя существительное
Очень впечатлительноеИмя существительное.Убедят его легкоДва вопроса: кто? и что?
Обозначит все предметы:Кто? ворона, что? кометы,Кто? зайчонок, что? гроза,Книга, речка, стрекоза.Так предметы называй,По вопросам узнавай.
Имя прилагательное
Сильно любознательноеИмя прилагательное.В чём предметов-то секрет?На вопросы дай ответ:
Он какой? Она какая?Сильный, добрая, родная.А оно? Оно смешное,Тёплое и озорное.
Эти признаки важны,Речь обогатить должны.
Глагол
Любит ДЕЙСТВИЯ глагол:Встал, умылся и пошёл.
Что же делает предмет?Даст такой глагол ответ:Смотрит, думает, читает,Любит, знает, сострадает.
СОСТОЯНИЯ душиТы в глаголы запиши.
- Ну вот, долгая дорога осталась позади, а впереди… Что случилось? Почему у ворот Частиреченска стража? Оказывается, чтобы проникнуть туда, необходимо выполнить задания (презентация): (3-й-7-й слайды-задания выполняются в тетрадях по вариантам).
- Ну а теперь мы с лёгкостью можем ехать дальше!!! Итак, наш автобус подъезжает к школе. Что же изучают школьники в г.Частиреченске? Давайте заглянем в класс: ребята повторяют склонения существительных. Расскажите о них. (отв. уч-ся). Какие морфологические признаки мы знаем им.сущ.? (отв. уч-ся). Правильно!!!!
- Итак, ребята, наше с вами путешествие подошло к концу. Жители г.Частиреченска остались довольны нашим визитом. Они благодарны за участие и ждут нас еще раз в гости!!!!
4.Подведение итогов. Выставление оценок.
5.Д/з. §5 упр.28.