Открытый урок по русскому языку Путешествие по океану Лексики.


«Путешествие по океану Лексики»
Цель урока: Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика» в нетрадиционной форме
Задачи:
Образовательные: формировать умение подбирать антонимы, синонимы, омонимы; находить прямое, переносное значение слов; различать однозначные и многозначные слова,совершенствовать умение работы со словарями разных типов
Развивающая: развивать творческое мышление, активность учащихся,совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся
Воспитательная: привить любовь к слову, повысить интерес к русскому языку, воспитывать бережное отношение к родному языку
Оборудование: выставка «В мире словарей», карта островов в океане Лексики, проектор, компьютер, экран, компьютерная презентацияТип урока: обобщающий урок-путешествие
Форма: нетрадиционная
Ход урока:
Вступительное слово учителя: Дорогие ребята! Сегодняшний урок и обычный, и особенный одновременно. Обычный, потому что мы будем говорить о вещах, вам хорошо знакомых. Особенный тем, что мы совершим путешествие по океану
АннограммаЛексика. Целью нашего путешествия является обобщение знаний по теме «Лексика». Ведь Лексика – это бескрайний океан знаний. Чтобы отправиться в такое путешествие, необходимо иметь лингвистическое здоровье. Компасом будут служить ваши знания.
Мы приветствуем на нашем корабле почетных пассажиров –уважаемых директоров нашего района Давайте сделаем первую запись в нашем «судовом журнале» - тетради: число. Классная работа.
В наше плавание возьмем корзину знаний.
Что вы знаете по теме лексика?
СЛАЙД 2 (карта). Познакомимся с картой путешествия.
СЛАЙД 3.
Первый остров – Остров однозначных и многозначных слов.
- Расскажите о жителях этого острова!
- Где можно узнать о лексическом значении слова? Кто является нашими помощниками в этом? Правильно, словари. Итак, мы прибываем в бухту Словарей.
СЛАЙД 4. Каждый словарь – почетный житель острова.
- Посмотрите внимательно, какие из энциклопедических словарей вам уже знакомы?
- С какими из лингвистических словарей вы знакомы? Какие сведения мы можем узнать из этимологического словаря? В нашей библиотеке много различных словарей – пусть они станут вашими верными помощниками!
Как сказал А.Франс, «словарь – это Вселенная в алфавитном порядке».
Задание 1 Составить предложение с прямой речью, используя высказывание А.Франса
СЛАЙД 5.
Жители острова Однозначных и многозначных слов очень доброжелательны и хотят с вами познакомиться.
Давайте им докажем, что слово ЗЕМЛЯ – многозначное слово. Запишите в тетради под цифрами разные значения этого слова. Для справок: планета, территория, Родина, почва, суша.
1. Выполнив задание, мы получили право путешествовать по земле острова Однозначных и Многозначных Слов (земля – территория)
2. Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз. (почва)
3. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она. (суша)
4. Земля вращается вокруг Солнца. (планета)
5. Береги землю родимую, как мать любимую. (Родина)
Слово Родина на казахском языке Отан ,на английском языке Ном ланд
А теперь мы подходим к острову Прямого и переносного значения.
СЛАЙД 6. – Что такое прямое и переносное значение? (ответы)
СЛАЙД 7. Выполним задание жителей этого острова.
Выборочно- распределительный диктант
- скорлупки золотые (сделаны из золота), золотые нивы (поля), золотой работник (трудолюбивый), золотая пора (беззаботная, веселая), золотая бабушка (добрая). Золотое кольцо,золотая свадьба Продолжаем наше путешествие.
СЛАЙД 8. Впереди остров ОСА. Он передает сигнал СОС! Раньше он назывался остров Омонимов, Синонимов, Антонимов, но теперь его захватили пираты и переименовали. Пиратские корабли пришвартованы к берегу.
. Мы должны спасти жителей острова.
- Первое требование пиратов.
СЛАЙД 9. Подберите синонимы и антонимы. А что такое синонимы и антонимы?
1 требование Игра «Переводчики»заданиеСлова на казахском языке заменить антонимами на русском языке
2 требование Игра «Редактор»Задание : отредактировать предложения Английские слова заменить русскими синонимами
Следующее требование пиратов: найти омонимы.
- Что такое омонимы?
Давайте найдем омонимы в сценке, укажем их значение.
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю овсянку! – добавил Сашка
– И я люблю! – сказал Матвей.
– Она жёлтая, красивая такая!
– И вкусная. Особенно с молоком!
– Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Сашка.
– Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.
– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Каша песни пела?! – изумился Матвей.
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать.
– Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали.
ВалеопаузаЗадание «Дорога Направо»,» Дорога Налево»,Дорога прямо»
Итак, мы спасли и омонимы. Жители острова благодарят вас за помощь. Продолжаем путешествие.
СЛАЙД 10. На острове Фразеологизмов живут веселые человечки, которые очень любят шутить и рисовать.
- А что такое фразеологизмы?
СЛАЙД 11.
Жители острова приглашают вас на выставку картин. Ваша задача – отгадать фразеологизмы.
СЛАЙД 12, 13, 14, 15.
Последний остров нашего путешествия – Исторический.Сообщение уч –ся»Англицизмы в русском языке»,сообщение об Ахмете БайтурсыновеСЛАЙД 16.
Завершает нашу работу ТЕСТ.
1. Какое словосочетание употреблено в переносном значении?
А) каменное сердцеБ) каменное зданиеВ) золотые серьги
2. Найдите многозначное слово:
А) звездаБ) самолетВ) композитор
3. Найдите заимствованное слово:
А) территория;
Б) земля;
В) пространство.
4. Зачеркните лишнее слово, которое не является синонимом:
Бросать, кидать, ловить
5. Найдите лишнее слово:
А) Водный
Б) Водяной
В) Водитель
Г) Наводнение
СЛАЙД 18. Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие по океану Лексики. Мы повторили и закрепили основные понятия темы «Лексика». Вы молодцы, смогли не только поучаствовать в путешествии, но и показать хорошие знания.
Пожелание будущему поколению капсула
ИТОГ.
- Для чего нужно использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы? (чтобы сделать нашу речь красивой, выразительной)
Главное, не забывайте: мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути!
Оценивание
Дом.задание :написать сочинение-отзыв о своём путешествие по океану Лексика