Конспект открытого занятия-соревнования по логопедии Осенний калейдоскоп


Тема: «Осенний калейдоскоп».
Цель: расширение и активизация словаря по теме «Осень».
Коррекционно-образовательные задачи: закрепление представлений об осени и её приметах; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень»; совершенствование грамматического строя речи(образование относительных прилагательных, антонимов, образование существительных множественного числа; составление простых предложений и распространение их прилагательными);
Коррекционно-развивающие задачи: развитие связной речи, зрительного внимания, мышления, мелкой и общей моторики, координации речи с движением;
Коррекционно-воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности; воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: магнитная доска, маркеры, иллюстрации картин осени, сентябрь месяц, октябрь, ноябрь, осенние венки, муляжи фруктов и овощей, корзина, карточки для структурирования предложений, набор для аппликаций, графический план для составления рассказа, предметные картинки.
Предварительная работа: занятия по лексической теме «Осень», внеклассные мероприятия по данной теме.
Подготовительная работа: каждая команда получает задания выучить название команды, девиз, приветствие команды, девиз, заучивание частушек для организационного момента; костюмы в русском народном стиле.
Участники: две команды (по 5 учащихся) из 2 и 3 классов; болельщики – дети, педагоги.
Ход занятия.
Под осеннюю музыку дети заходят в зал, становятся полукругом и исполняют частушки на осеннюю тематику:
Логопед: Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы собрались на логопедической игре, посвященной, как вы уже догадались, прекрасному времени года – осени, и называется игра – «Осенний калейдоскоп. В соревнованиях примут участие 2 команды учащихся 2 и 3 классов. Надеюсь что игра будет интересной и познавательной. А сейчас давайте поприветствуем наши команды.
Мы осенние частушки
Пропоем сейчас для вас!
Громче хлопайте в ладоши,
Веселей встречайте нас!
Как красиво все кругом
Золотым осенним днем:
Листья желтые летят,
Под ногами шелестят!
Осень - времечко сырое,
Дождик льется с высоты.
Люди чаще раскрывают
Разноцветные зонты!
Осень – чудная пора,
Любит очень детвора!
В лес с корзинками мы ходим,
Много там грибов находим!
Любим мы свеклу, морковку
И капусту тоже есть,
Потому что витамины,
В овощах и фруктах есть!
Осень, осень золотая,
Хорошо что ты пришла!
Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба принесла!
На дворе похолодало,
Надо курточку надеть.
Это осень подсказала
Про неё частушки спеть.
Логопед: Слева от меня команда «Дубочки». Ребята, какой ваш девиз?
«Мы дубочки боевые,
Любим мы сражаться.
И с «Кленочками» готовы
Мы соревноваться.
Логопед: ребята, с какого дерева вы к нам прилетели?
Дети: с дуба.
Справа от меня команда «Кленочки». Каков ваш девиз, ребята?
Мы веселые «Кленочки»
Не даем себе скучать.
С удовольствием мы будем
На вопросы отвечать!
Логопед: А вы ребята с какого дерева к нам прилетели?
Дети: из клена.
Логопед: ваши болельщики тоже подготовили напутственные слова:
4 класс:
Пожелаем мы ребятам
Не скучать и не зевать,
На вопросы логопеда
Побыстрее отвечать.
Логопед: теперь я напомню вам правила игры, состоящие из 7 раундов. За каждое выполненное задание вы будете получать листок, та команда, которая заработает больше листков и будет считаться победителем. И так, 1 раунд – разминка.
«Подбери 5 признаков».(1 слайд – фото осени).
Осень какая? – (дети подбирают слова-признаки из предоставленных слов)
Логопед: капитан команды назови слова-признаки…
Дети: капитан называет подобранные слова.
Логопед: А сейчас переходим ко второму раунду нашей игры (образовать притяжательные прилагательные) «Деревья и листья?»
(3 слайд: зашифрованные слова)
Логопед: ребята, здесь зашифрованы названия деревьев. Вам нужно найти их и записать в тетради.
Дети: (выполняют задание).
Сейчас я каждой команде по-очереди буду показывать листья, а вы должны назвать какой это лист (например лист тополя – тополинный лист):
Лист березы - ……..
Лист клена - ……..
Лист рябины - …..
Лист дуба - ………
Лист липы - …….
Лист осины - ……..
Логопед: 3 раунд «Слова наоборот». Задание: подобрать к определенному слову противоположное значение и закончить предложение:
- Летом небо светлое, а осенью ………(хмурое)
- Летом день длинный, а осенью ……….(короткий)
- Летом тучи ходят высоко, а осенью ……(низко)
- Летом люди растят рожай, а осенью ………( убирают)
- Летом ветер теплый, а осенью ……..(холодный)
- Летом люди растят урожай, а осенью ……. (убирают)
Дети выходят и поют песню «Урожай» с движениями.
В огород пойдем,
урожай соберем,        (шаги на месте)Мы морковки натаскаем (изображают выдергивание морковки)
И картошки накопаем.             (имитируют движения)Срежем мы кочан капусты - (изображают срезание капусты)
Круглый, сочный, очень вкусный. (показывают руками форму)
Щавеля нарвем немножко (изображают, как рвут щавель)
В дом вернёмся по дорожке. (шагают на месте)
Логопед: 4 раунд «Распутай предложение».
Перед вами карточки со словами, которые запутались. Попробуйте распутать предложения, правильно расставив слова.
2 класс:
Осень, наступила, золотая. 2. Дожди, холодные, идут.
3 класс:
Деревья, на, листья, пожелтели. 2. Огороде, в, овощи, созрели, полезные.
Логопед: 5 раунд «Собери овощи и фрукты».
Ребята, осенью мы собираем очень полезный урожай из овощей и фруктов. А умеете ли вы различать овощи и фрукты, мы сейчас проверим. Команда «Дубочки» наполняет корзину овощами, а команда «Кленочки» - фруктами. Выиграет команда, выполнившая задание безошибочно первой.
Логопед: 6 раунд «Перелётные? Неперелётные?».
(Дети по голосу узнают птицу и отвечают на вопрос: «Перелётные? Неперелётные?»).Логопед: 7 раунд «Составить разрезную картинку «Осень» из пазлов».
Логопед: Ребята, перед вами на столе есть все необходимое для составления осеннего пейзажа. А когда у вас получится пейзаж, постарайтесь составить рассказ по графической схеме.
Логопед: а сейчас посмотрим пейзажи наших команд и оценим их работу.
Логопед: вот и подошла к завершению наша игра. Давайте подведём итоги.
Логопед: спасибо вам ребята за хорошую игру! Всегда старайтесь говорить красиво, четко и ясно! До свидания друзья, до новых встреч!
Самоанализ занятия во 2 и 3 классах «Осенний калейдоскоп.
Занятие проводилось с детьми 2 и 3 классов:
2 класс:
Гаер Айна ;Пятница Геннадий;
Курбатова Елизавета;
Картаева Светлана;
Перемяшкина Валерия;
Шурыгина Алина.
3 класс:
Белоусова Снежана;
Нудная Наталья;
Суфтин Илья;
Ким Юлия;
Чернов Максим.
Были поставлены следующие цели и задачи:
Коррекционно-образовательные задачи: закрепление представлений об осени и её приметах; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень»; совершенствование грамматического строя речи(образование относительных прилагательных, антонимов, образование существительных множественного числа; составление простых предложений и распространение их прилагательными);
Коррекционно-развивающие задачи: развитие связной речи, зрительного внимания, мышления, мелкой и общей моторики, координации речи с движением;
Коррекционно-воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности; воспитание любви и бережного отношения к природе.
Использовалось борудование: магнитная доска, маркеры, иллюстрации картин осени, сентябрь месяц, октябрь, ноябрь, осенние венки, муляжи фруктов и овощей, корзина, карточки для структурирования предложений, набор для аппликаций, графический план для составления рассказа, предметные картинки.Проводилась предварительная работа: занятия по лексической теме «Осень», внеклассные мероприятия по данной теме.
Цели достигнуты путем применения соревновательно-игровых упражнений:
- орг момент «Частушки»;
- расширение и активизация словаря по теме «Осень» «Подбери 5 признаков»;
- зрительного внимания «Деревья и листья?»;
- совершенствование грамматического строя речи (образование «Слова наоборот»;
- совершенствование грамматического строя речи «Распутай предложение»;
- закрепление знаний по лексическим темам «Собери овощи и фрукты».
- развитие связной речи, слухового внимания, мышления «Перелётные? Неперелётные?».
- развитие связной речи, зрительного внимания, мышления - составить разрезную картинку «Осень».
Цели достигнуты.