Статья по математике на тему Решение прикладных задач в сфере медицинской деятельности


Моисеенко Надежда Филиппьевнапреподаватель математики
ГБПОУ «Кудымкарское медицинское училище»
г.Кудымкар, m-300362@mail.ruРешение прикладных задач в сфере
медицинской деятельности
На сегодняшний день согласно требованиям ФГОС СПО по медицинским специалистам, главная задача математики – научить будущих фельдшеров и медицинских сестер решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности.
При этом, изучая математику, мы сталкиваемся с рядом проблем.
Во-первых, большинство студентов имеют слабые вычислительные навыки. По результатам входного контроля ситуация усугубляется каждый год.
Во-вторых, проявляется неспособность применять математические навыки на практике, в том числе даже в простых ситуациях (расчет объемов, площадей, решение пропорций, нахождение процента от числа).
В-третьих, слабая мотивация к изучению математики. Многие студенты считают, что математика вообще не нужна в медицине, и не считают математические навыки обязательными для своей будущей профессии.
В-четвертых, у обучающихся не сформированы основы общих компетенций, необходимых для изучения математики: например, организовать свою деятельность, выбирать способы и методы решения профессиональных задач; применять решения в стандартных и нестандартных ситуациях.
В современной медицине математические методы применяются для решения самых различных задач. Необходимо отметить, что в профессиональной деятельности медицинского работника вычислительные навыки, способность производить расчеты относятся к наиболее значимым умениям.
Одним из способов решения вышеперечисленных проблем мы видим практикоориентированность обучения математике с упором на решение прикладных задач в различных сферах медицинской деятельности.
Понятие процента используется при расчете калорийности, показателя рождаемости и смертности, разведение антибиотиков, получение из более концентрированного раствора менее концентрированный раствор; в антропометрии (при расчетах прибавки роста/веса), при определении жизненной емкости лёгких и т.д.; поэтому при изучении тем «Проценты» и «Пропорции» оптимально использовать задачи, непосредственно связанные с будущей профессией.
Например, задача по расчету антропометрических показателей: «Вес ребенка при рождении 3300 г., в три месяца его масса составила 4900 г. Определить степень гипотрофии». Задача на определение дозы препарата: «Имеются ампулы по 5 мл с лекарственным препаратом в растворе 2%. Сколько раствора наберет в шприц медсестра, если врач назначил препарат по 0,05г?». Задача на приготовление раствора: «Сколько воды нужно добавить к 250 г раствора соли для понижения его концентрации с 45% до 10%?»
Тема «Производная» также применима в медицине. Так, решение задач на скорость роста популяций, на скорость растворения без нахождения производной невозможны. В медицинских приложениях «Дифференциальные уравнения» используются для определения скорости кровотока, скорости движения клапанов и стенок сердца, определения вязкости крови и других параметров гемодинамики; для описания медикобиологических приложений ультразвука (УЗИ, эхоэнцефалограмма, ультразвуковая физиотерапия); описания процессов физиологической акустики; определения изменения численности популяций микроорганизмов в зависимости от времени. Например, «Пациенту назначено введение 2,4 л раствора внутривенно в сутки. Рассчитайте скорость инфузии, если известно, что 1 мл жидкости равен 20 каплям?»
При этом, стоит отметить, что важным моментом является не просто решение задач, но и их практикоориентированность, то есть воспроизведение на практике в условиях, приближенных к профессиональным реалиям. Приготовление растворов, измерение антропометрических показателей, определение дозы препаратов возможно не только «на бумаге», но и в кабинетах учебной практики; а при расчете статистических показателей можно использовать бланки статистических талонов и формы статистических отчетов.
Значимым будет и последующее закрепление математических навыков при изучении общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов, что достигается через усиление межпредметных связей.
Таким образом, не только повышается интерес студентов к изучению математики, но и формируются профессиональные навыки. Кроме того, обучающиеся осознают, что роль математики в медицине бесценна, без этой науки невозможно дальнейшее развитие здравоохранения.