Классный часть. Совесть — наш внутренний судья.

КЛАССНЫЙ ЧАС
«Совесть – это наш внутренний судья» (П. Голбах)
Цель: помочь обучающимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия  «совесть» 
Задачи:
-формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков,
-побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.
Форма: классный час - размышление.
Сопровождение  классного часа: презентация

Организационный момент
С поддержкой.
Учитель: «Ребята, вы чувствуете поддержку друг друга? Я хочу, чтобы вы поддерживали друг друга не только сегодня на занятиях, но и всегда. Занимайте свои места».
Учитель: нашу беседу я бы хотела начать со стихотворения:
Однажды предрассветною порой Три мудреца склонились надо мной, И я спросила их, поднявши веки: -Что главное, скажите в человеке?
- Ребята, как бы вы ответили на этот вопрос? Какие качества, по-вашему, являются главными в человеке? (Дети называют)
-Конечно, разум- первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел
-Благодарю, что просветил меня. Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: - Воля на пути,
Который  нужно с гордостью пройти, Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу. Да нет, не то, заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: Невелика моя об этом повесть,  Но главное у человека - совесть!
-Ребята, все качества, которые вы перечислили, конечно, важны.
_Как вы думаете, о чем хотел сказать автор?
- Как вы думаете, о каком самом важном человеческом качестве мы с вами будем говорить? (О совести)

-Я предлагаю вашему вниманию притчу. Возможно, вы с ней уже знакомы. Я ее прочитаю, а слайды мне помогут.
«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.
Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 30 лет, – ответил слепой.
Учитель:
- Ребята, какой смысл несут эти слова – «осколки в сердце»?
- Что же не давало спокойно жить этому человеку? (угрызения совести, совесть, т.е. этот поступок из его молодости не давал ему спокойно жить) - А были ли у вас такие ситуации, что вы обидели близкого родного человека, но он вас простил. Но что вы при этом чувствовали? (Дети называют)
Работа в группах.
Давайте посмотрим на доску и скажем, какие поступки по-вашему мнению, считаются стыдными? Чего нужно стыдиться?
1.Физические недостатки
2. Некрасивые поступки
3. Поношенная, но аккуратная одежда
4. Старомодная одежда
5. Необразованность
6. Вульгарная внешность
7. Грубое, отношение к людям
8. Нецензурные выражения.
9. Высокомерие.
- Я очень рада, что вы правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогала вам различать добро и зло.
- Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или напоказ, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке. Давайте мы с вами выясним, какие поступки мы совершаем по совести, а какие нет. Я предлагаю вам поработать в группах.
1 группа (1 ситуация): В школьном коридоре Вадим нашел кошелек, в котором, как оказалось, были деньги. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как вы думаете, он должен поступит?
2 группа (2 ситуация) Накануне урока биологии Володе позвонил одноклассник, отсутствующий на уроке что бы узнать у него домашнее задание. Володя ответил, что ничего не задали, Хотя на самом деле сам не записал домашнее задание. На уроке Сережу спросили. А он не ответил. В итоге -2.
3 группа (3 ситуация) Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пятьдесят (пятьсот) рублей. Как вы поступите?
- Какое внутренне качество явилось решающим, определившим ваш выбор?
- У вас на столах лежат бумажки. Сложите их пополам. Вспомните пожалуйста какие плохие поступки вы совершили, а какие хорошие. На первой половине напишите только хорошие поступки; на второй- плохие. Назовите хорошие поступки.( Дети называют) Я хочу, чтобы вы посмотрели на карточки и оценили, каких поступков – хороших или плохих вы больше всего совершили. (ответы детей).


- Наш разговор подошел к концу. Всем большое спасибо! Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы. Я не буду спрашивать о них, потому что это очень личное. Но все-таки, мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор. На доске приклеены кружочки цветной бумаги. Уходя, наклейте на ватман кружочек того цвета, который ближе всего выражает то мнение, к которому вы пришли после сегодняшнего разговора.





15