Биографическое проектирование и профессиональное самоопределение как способы формирования самосознания обучающегося

Францева Л.А.
педагог-психолог I категории
МБОУ СОШ № 71
Биографическое проектирование и профессиональное самоопределение как способы формирования самосознания личности обучающегося
Изменения в обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. У школы меняется ориентир: формирование личности ученика как творчески активного, социально зрелого человека, способного к саморазвитию, самореализации, самоопределению, должно получить определенный приоритет перед его обучением знаниям, умениям, навыкам, перед его только умственным развитием, рассматривая такое обучение и развитие как составную часть и важнейшее средство формирования личности.
Современное общество ориентирует систему образования подрастающего поколения на «производство» личности инициативной, обладающей высокой степенью социальной ответственности и активности. Социальный прогресс общества целиком зависит от личностных качеств индивидов, т. е. их критического потенциала, творческой активности, от способности к обновлению общества. Индивид должен обладать чувством свободы и высокой степенью ответственности, т. е. осознания значения своих действий для общества.
Наша школа берет на себя задачу максимальной социализации личности, ибо социализация способствует присвоению человеком культурных, нравственных, интеллектуальных норм. Но мы считаем не менее важной на сегодняшний день задачу индивидуализации личности, которая способствует развитию самостоятельности и самоопределению, понимая самоопределение как сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Сегодня эта задача весьма актуальна, поскольку это, фактически, задача жизнестойкости индивида.
Социологические исследования показывают, что жизненные планы обучающихся очень часто не соответствуют их возможностям, отсутствует умение корректировать планы, принимать альтернативные решения, отсутствует умение планировать перспективу жизни. Предложенный нами специальный метод обучения, в частности, метод биографического проектирования, позволит решить данную проблему.
Цель системы биографического проектирования и профессионального самоопределения – подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности, а также проектирование своей собственной жизни, определение жизненных целей, ценностей и этапов их достижения. Рано или поздно учащиеся начинают задумываться над вопросами: «Что я хочу иметь, что делать и кем быть в этой жизни? Какими принципами руководствоваться? Что считать путеводными ценностями? Что я должен выполнить, чего достигнуть на земле?». Можно оставить их один на один с этими вопросами. Многие ли сделают попытку ответить на них? Школьное образование при этом выступает как средство достижения социального статуса. Осознание этого факта – одна из задач биографического проектирования и профессионального самоопределения. Но без специальной работы, направленной на самосовершенствование личности – формирование ее самосознания, развития саморегуляции, учащиеся смутно представляют перспективы своей жизни, затрудняются в формулировке реалистических целей, в выборе адекватных действий для их решения.
Большую помощь старшеклассникам в формировании личности, в обучении принимать жизненно важные решения, поиске цели в жизни, в выборе профессии оказывает психолого-педагогическая работа, которую организуют классные руководители и школьный психолог.
В нашем образовательном учреждении работа школьного психолога включена в общую систему профориентационных мероприятий, в учебную программу старших классов введен курс «Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение», в котором предусмотрено ознакомление с некоторыми психологическими понятиями, касающиеся непосредственно выбора жизненного пути.
Совместными усилиями психологов и учащихся старших классов МБОУ СОШ № 71 города Нижний Тагил создана модель биографического проектирования, где выдвинуты все те действия, которые необходимо совершить, чтобы достичь цели – самосовершенствования личности, формирование ее самосознания. Свою модель мы назвали «Решение проблем биографического проектирования» (рис. 1):

Определение целей.
-Что я хочу иметь, что делать, кем быть в моей жизни?
-как должен выглядеть желаемый результат?




Описание проблем. Возможные варианты решения.
-Что не так? -Что я могу сделать?
-В чем причина? -Альтернативные решения.
-Что стоит за этим? -Возможные преграды.
-Как переживается проблема? -Необходимые ресурсы.
-Окончательный диагноз. -Имеющиеся ресурсы.








Конкретные меры.
-План действий.

Рисунок 1. Решение проблем биографического проектирования.

Проблемы начались с первого шага. Каким он должен быть, этот первый шаг? Учащиеся сами пришли к верному ответу: определение целей жизни. «Чего я хочу достичь? Как должен выглядеть желаемый результат?». Но уже первые попытки определить цели жизни вылились в формальные лозунги: «принести пользу обществу. Оставить след на земле. Быть полезным России». Необходимость конкретизации целей привела учащихся к открытию того, что «каталог грез и желаний» не столь уж велик и одинаков у всех людей.
Цель рождается из мечты. Предложив проранжировать мечты, мы тем самым определили приоритеты в целях. Большинство учащихся на первое место поставили образование. После того, как были определены приоритеты целей жизни, мы помогли учащимся осознать следующий шаг в проекте биографии: выбор решения в пользу тех или иных действий, способствующих достижению каждой конкретной цели, обоснование этого выбора. Иначе говоря, поставили учащихся в проблемную ситуацию: «Что я могу сделать для достижения цели? Каковы альтернативные решения? Возможные преграды. Необходимые ресурсы. Имеющиеся ресурсы». Это, собственно, не одна, а сразу несколько проблем, решение которых требует от учащихся не только хорошей ориентировки в окружающей жизни, ее реалиях, но и знания собственной личности, ее сильных и слабых сторон. Именно на данном этапе биографического проектирования мы включили процесс самопознания. Начинается этот процесс с выявления самооценки, который оказался сложным для многих учащихся, т. к. они попросту не знают, чем владеют и в какой степени. Появляется мотив самопознания. Самооценка подкрепляется тестами, тренингами, работой в командах.
Следующий шаг в биографическом проекте – описание конкретных мер: план действий. Было выявлено, что навыков подобного планирования у учащихся нет. Требуется психологическая поддержка взрослого, но кроме нее еще и определенный алгоритм планирования. Он может быть таким: 1. Составление долгосрочного плана. 2. Планирование на год. 3. Стратегия на месяц, и т. д.
Известно, что главным условием успешного проектирования своей жизни, а также и профессионального самоопределения учащихся является полноценное психическое и личностное развитие ребенка, сформированность его мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей.
В школе ребенок осваивает практически две программы: официальную учебную и другую – скрытую программу социализации, обусловленную характером межличностных отношений, благодаря которой формируется эмоциональная и социальная жизнь ребенка. Его представления о себе и о том, что о нем думают другие.
Мы выделили основные критерии самоопределения, исходя из учебного и социального факторов, и психолого-педагогические условия, влияющие на развитие данных факторов (табл. 1).


Таблица 1.
Критерии самоопределения
Психолого-педагогические условия

Учебный фактор:
- уровень обучаемости;
- уровень развития мышления (синтез, анализ, пластичность);
- выбор профиля (интересы, профессиональная направленность).
Учебная программа:
- профильное обучение;
- организация кружковой работы;
- научно-исследовательская работа;
- создание творческой среды;
- организация профориентационной работы.

Социальный фактор:
- Я – концепция ученика (образ «Я», самооценка, представление о своих способностях);
- навыки общения;
- саморегуляция поведения, самоконтроль.
Социальная программа:
- групповая работа учащихся на уроке;
- социально-психологический тренинг;
- обратная связь с учителем (формирование реальной самооценки, формирование правильного отношения к успехам и неудачам;
- позитивная Я-концепция ученика.


Проанализируем некоторые моменты, влияющие на самоопределение. Модель самоопределения выпускника включает в себя: конкретный выбор профессии, анализ ситуации выбора, связь выбора со своими способностями и возможностями, отношение к своему выбору, анализ личностных черт и качеств характера. Поэтому в ходе занятий по профессиональному самоопределению перед учащимися старших классов были поставлены следующие задачи:
- научиться видеть, анализировать, понимать социальные ситуации, особенности своей личности (ее сильные и слабые стороны);
- научиться ставить задачи саморазвития, принимать оптимальные решения;
- осознать свое профессиональное будущее, пути и средства достижения.
Осознать – означает соединить всю информацию по профессиональной ориентации с личными переживаниями, встроить ее в свою жизнь. Итогом занятий, как уже отмечалось выше, явилось составление плана действий (личного профессионального плана). Меньшая часть учащихся приняли конкретное решение, обосновав свой выбор реальными возможностями и способностями, продумали запасные варианты. Можно сделать вывод о том, что у данных учащихся произошло осознание ситуации выбора будущего, т. е. профессионального самоопределения. Часть учащихся сделали попытку анализа своей ситуации, другие предоставили формальный, не конкретный план.
Чтобы получить результат самоопределения, необходимо учитывать многие временные факторы и факторы развития. А умение проанализировать ситуацию профессионального выбора связано с двумя основными моментами: Я-концепцией ученика и уровнем развития мышления.
Несмотря на то, что основы Я-концепции закладываются в раннем детстве, в переходные периоды смены ведущей деятельности (начало обучения и подростковый возраст) возможно влияние среды на формирование позитивной Я-концепции.
В ходе занятий по биографическому проектированию и профессиональному самоопределению также выявлялись уровни социальной зрелости выпускников (табл. 2).
Таблица 2.
Классы
Уровни социальной зрелости
Учебный год



2013-2014
2014-2015

9 классы
Оптимальный
Допустимый
Критический
44
49
7
45
49
6

11 классы
Оптимальный
Допустимый
Критический
56
44
-
60
40
-

Результаты данного исследования показывают, что менее половины выпускников 9-х классов выходят на оптимальный уровень социальной зрелости. Но уже к 11 классу эта цифра возрастает до 60 %, возможно, благодаря занятиям по проектированию своей жизни и профессиональной ориентации.
По результатам анализа основных аспектов самоопределения учащихся составлена программа по самоопределению, начиная с I ступени обучения, цель которой – осознанный профессиональный выбор, основанный на своих способностях и возможностях (табл. 3).
Таблица 3.
Классы
Задачи профессионального самоопределения
Формы работы
Методическое обеспечение
Диагностика

I. 1-4 кл.
- формирование саморегуляции поведения и самоконтроля;
- формирование учебной мотивации;
- формирование положительного отношения к общественно-полезному труду;
-определение и развитие интересов и склонностей учащихся;
- формирование представления о желаемой профессии (общее знакомство с профессиями)

- развивающие занятия;
- участие в общественно-полезном труде;
- кружковая деятельность в 4 направлениях: музыкальное, хореографическое, спортивное, театральное;
- тематические классные часы;
- тематические родительские собрания
Программа занятий по развитию произвольности поведения младших школьников
- Изучение уровня адаптации учащихся 1-х классов;
- Изучение школьной мотивации;
- Диагностика уровня тревожности

II. 5-8 кл.
- сохранение мотивации учения;
- повышение психологической компетентности учащихся, самопознание личности;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование профессиональных намерений
- тематические классные часы, тренинги;
- тематические родительские собрания
Программа классных часов по теме: «Самопознание личности»
Исследование самооценки, уровня притязаний, мотивации учения



III. 9 класс
- формирование готовности к выбору профессии;
- развитие творческих способностей;
- допрофессиональная подготовка;
- развитие саморефлексии
- занятия по проектированию своей жизни;
- профориентационная работа;
- тематические родительские собрания
Программа по профориентации, биографическому проектированию
- Диагностика личностных качеств, способностей;
- Анкетироавние по выявлению уровня социальной зрелости учащихся;
-Профдиагностика

IV.
10 – 11 классы
- выбор профильного образования;
- выбор профессии в соответствии со своими возможностями и способностями;
- допрофессиональная подготовка;
- оценка своих возможностей и способностей
Учебные курсы: «Введение в профессию», «Основы журналистики», «Основы информационных технологий», «Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение»
Программы учебных курсов
- Выявление уровня социальной зрелости выпускника;
- Диагностика творческих способностей

Работа, проводимая нами в образовательном учреждении, развивает не только самосознание личности, но и еще весьма полезные навыки, например, принимать более взвешенные решения, заставить себя реже строить «воздушные замки» или побольше рисковать. В совокупности все это позволяет уму стать более восприимчивым, адекватно реагировать в изменяющихся условиях и, в конечном итоге, развивает самую важную из привычек – способность приобретать хорошие привычки.



}ђ Заголовок 1}ђ Заголовок 2}ђ Заголовок 3}ђ Заголовок 4}ђ Заголовок 5}ђ Заголовок 6}ђ Заголовок 7}ђ Заголовок 8}ђ Заголовок 915