Статья на тему: Научно-исследовательская деятельность как психолого-педагогическая проблема


Научно-исследовательская деятельность учащихся как психолого-педагогическая проблема.
Золотухина Наталья Викторовна
Образование на современном этапе приобретает всё более открытый характер. Одним из первостепенных стимулов к развитию в той или иной области становятся разнообразные конкурсы, конференции. Большинство из них направлено на научную, исследовательскую деятельность учащихся. В новой образовательной парадигме основной акцент делается не на усвоение информации, а на развитие мышления. Широкие возможности в решении этой проблемы открывает раннее приобщение школьников к научно-исследовательской деятельности. Новые требования, выдвинутые в рамках ФГОС, ставят перед современным образованием основную задачу- подготовка компетентного выпускника, способного к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности. Опираясь на взгляды Т.В.Громовой, А.С.Обухова, мы пришли к выводам, что под исследовательской деятельностью учащегося понимается познавательная активность, постоянно изменяюшая его как субъекта взаимодействия, приводящая к состоянию носителя активного преобразующего начала посредством приобретения когнитивного, практического, творческого опыта и опыта отношений. Рассказова Ж.В. под исследовательской деятельностью рассматривает деятельность учащихся, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Говоря об исследовательской деятельности учащихся, следует разграничить понятия учебно-исследовательская деятельность и научно-исследовательская деятельность.
Психологические и методологические основания развития исследовательской деятельности разработаны в трудах А.В.Леонтовича, А.С.Обухова, А.Н. Поддьякова, А.И.Савенкова, Н.Г.Алексеева и др. В своих работах авторы рассматривают основные понятия исследовательской деятельности, её цели и задачи, этапы построения, требования к результатам. Исследовательская деятельность развивается и в зарубежной педагогической науке. Зарубежные авторы в основном рассматривают формы организации исследовательской деятельности, не ограниченные классно-урочной системой.
Учебно-исследовательская деятельность- творческая самостоятельная деятельность школьников, направленная на решение исследовательских задач и формирование исследовательских умений.
Научно-исследовательская деятельность- работа учащихся, которая обнаруживает самостоятельное творческое исследование темы. В.Н.Борзун отмечает, что естественно научно-исследовательская работа не может носить массовый характер и проводится с наиболее увлечёнными, способными и подготовленными ребятами.
Выделим закономерности организации исследовательской, которые, по И.Я.Лернеру, реализуются в учебном процессе при соблюдения установленных правил. В качестве первой выделенной нами закономерности организации исследовательского обучения укажем закономерность непрерывного развития ориентировочной основы исследовательской деятельности и последовательного формирования системы исследовательских элементов учебной деятельности учащихся. Выделенная закономерность реализует принципы познавательной активности учащихся, сотрудничества учащихся и педагога в исследовательской деятельности, сочетание исследовательской деятельности на уроке и во внеурочных формах обучения. Второй важнейшей закономерностью является необходимость дидактического проектирования исследовательской деятельности, диктующая закономерную связь отобранного содержания, методов обучения и форм его организации с уровнем проектируемой исследовательской деятельности учащихся. Третья закономерность определяет необходимость систематической исследовательской деятельности учащихся для формирования общеучебных умений и развития личности учащихся, детализирует применение принципов прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся, наглядности обучения и развития теоретического мышления учащихся, междисциплинарной интеграции.
Как показывает практика организации научно-исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях, такая работа способствует:
- развитию интеллектуальных способностей учащихся;
- развитию интереса к школьному предмету и научной отрасли в целом;
- расширению и актуализации знаний по областям науки;
- созданию потенциала для развития научного образа мышления;
- освоению творческого подхода к любому виду деятельности;
- формированию мотивации на престижность научной деятельности;
- уважению к фундаментальным наукам;
- формированию развивающей образовательной среды для школьников;
- профессиональному самоопределению учащихся и др.
Необходимо отметить, что важнейшим рычагом повышения мотивации и исследовательской активности учащихся являются:
1) меры, основанные на получение учащимися удовлетворения от приобретения в процессе научно-исследовательской деятельности новых знаний, умений и навыков через создание ситуаций успеха, безоценочного принятия и педагогической поддержки;
2) меры, опирающиеся на осознание учащимися важности полученного исследовательского опыта для дальнейшего продолжения обучения.
Практика формирования система научно-исследовательской деятельности показывает, что необходимыми условиями для развития творческих способностей учащихся до уровня посильного самостоятельного исследования являются:
- наличие в общеобразовательном учебном заведении научно-педагогических кадров;
- ориентация администрации и педагогического коллектива на творческий поиск средств и педагогических технологий обучения приёмам исследовательской деятельности;
- создание системы обучающих, исследовательских проектов и доведение их до конца; получение значимых практических и даже теоретических результатов;
- введение исследовательских заданий в преподавании предметов.
Основными методами научно-исследовательской деятельности учащихся являются:
Наблюдение - активный познавательный процесс, опирающийся прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность.
Сравнение - позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности.  В результате сравнения устанавливается общее, что присуще двум или нескольким объектам.
Измерение - определение численного значения некоторой величины, посредством единицы измерения. Дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.
Эксперимент - предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью изучения, без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств
Абстрагирование - мыслительное отвлечение от несущественного, выделение и фиксация одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета исследования.
Процесс абстрагирования – это совокупность операций, ведущих к получению такого результата как абстракции.
Примерами могут служить бесчисленные понятия, которыми оперирует человек не только в науке, но и в обыденной жизни: дерево, дом, дорога, жидкость…
Анализ - изучение каждого элемента как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы.
Синтез - соединение элементов изучаемого объекта в единое.
Моделирование - исследование объектов при помощи моделей – аналогов определенного фрагмента природной или социальной реальности.
Построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений и конструируемых объектов.
Моделирование может быть предметным и знаковым.
В предметном – исследование проводится на модели, воспроизводящей геометрические, физические, динамические, либо функциональные характеристики объекта – оригинала.
При знаковом – моделями служат схемы, чертежи, формулы и т.п.
Обобщение - позволяет обнаружить в многообразии предметов нечто общее, необходимое для правильной ориентации в окружающем мире.
Прогнозирование - вероятностные суждения о состоянии какого-либо явления в будущем
Беседа - организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, ее мотивов, позиции. Применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов для определения области исследования, пополнения и уточнения данных массовой статистики и как самостоятельный метод сбора информации.
Анкетирование – метод опроса, заключающийся в самостоятельном заполнении респондентом (опрашиваемом) опросного листа (анкеты) по указанным в нем правилам.
Интервьюирование - метод опроса, осуществляемый в форме целенаправленной беседы по заранее подготовленному плану с лицом или группой лиц, чьи ответы на поставленные вопросы служат исходным источником информации.
Работа с научной литературой.
Изучение литературы по теме исследования – следующий после выбора темы этап работы; его основная цель – получение информации. В научном исследовании на этом этапе выясняется, какое понимание объекта изучения сложилось в науке, и какая его сторона остается недостаточно исследованной.
Подводя итог сказанному выше, хочется отметить, что научно-исследовательская деятельность учащихся должна быть неотъемлемой части учебного процесса в школе.
Литература
1. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся ( методические рекомендации для учащихся и педагогов)//Завуч.2005.№6
2. Беляков, Е.М., Воскресенская, Н.М. Проектная деятельность в образовании// Преподавание истории в школе.-2007.-№5.
3.Воровщиков, С.Г., Новожилова, М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать Москва.-2007.
4.Гуревич П.С.Философский словарь. М.,1997.
5.Леонтович И.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся// Исследовательская работа школьников.2003.№4
6.Лернер И.Я. Проблемное обучение.М., 1974.
7.Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие.М.: Ось-89, 2006