Технологическая карта урока английского языка в 10 классе Большие города и столицы мира (с применением обучающих структур сингапурской методики)


Технологическая карта урока 
Организационная информация:
Предмет Английский язык
Класс 10
Тема Большие города и столицы мира
Образовательная программа по предмету (автор) Программой курса английского языка «Английский язык нового тысячелетия» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторов О.Л. Грозы, М.Л. Мичуриной, Т.Н. Рыжковой, Е.Ю. Шалимовой, издательства «Титул», 2010 год
Дополнение к теме «Традиции в современном мире/ Межкультурное взаимодействие»: “Global English”, издательства Macmillan
Автор/ы урока/ занятия (ФИО, должность) Логинова Светлана Юрьевна, учитель английского языка
Образовательное учреждение МКОУ «Стан-Бехтемирская СОШ» Бийского района Алтайского края
Описание урока/ занятия:
Тип урока/ занятия Урок комплексного применения знаний и умений
Время реализации урока/ занятия 40-45 минут
Цели урока/ занятия - организовать практику устной речи обучающихся, эффективное речевое взаимодействия по теме «Большие города мира»;
- формировать представление обучающихся о глобальном поликультурном мире;
- воспитывать чувство уважения к чужой и своей культуре, осознание себя как «гражданина мира»
Задачи урока/ занятия Планируемые результаты
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока/ занятия (мероприятия, занятия) Предметные:
Ученик научится: употреблять в речи лексику по теме «города мира» в различных коммуникативных ситуациях; применять необходимую лингвострановедческую информацию; воспринимать аутентичный видеофрагмент
Ученик получит возможность научиться: представлять свою культуру средствами иностранного языка
Личностные: сознают значимость данной темы, владеют понятиями «мир как глобальная деревня, мегаполис», сознают важность изучения иностранного языка как средства международного межкультурного общения, сближающего людей, обеспечивающего дружеские контакты и деловое взаимодействие, расширяющего познавательные возможности, востребованность и мобильность человека в современном миреМетапредметные: формирование коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, умения планировать свое речевое и неречевое поведение,навыков работы с информацией, осуществление самоконтроля, самооценки
УУД  Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; используют приёмы самоконтроля и самооценки; оценка результатов работы, рефлексивная деятельность
 Коммуникативные УУД: эффективно работают в группе в соответствии с нормами общения; формулируют собственное мнение и позицию
Познавательные УУД: усвоение общеучебных умений и универсальных познавательных действий, к которым относится извлечение информации из материалов на печатных и электронных носителях, преобразование информации из графической формы в текстовую, использование справочной литературы и словарей, поиск информации с использованием ИКТ, индивидуальный поиск решения, парное и групповое взаимодействие в познавательных целях,  преобразование информации в целях понимания, коммуникация информацииСтруктура и содержание урока/ занятия:
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
1 этап урока/ занятия: Организационный
Приветствует обучающихся Приветствуют учителя, партнеров по команде в соответствии с нормами речевого этикета
Владение культурой речи, умение взаимодействовать в группе 2 этап урока/ занятия: Мотивация к учебной деятельности
Демонстрирует слайд с известными мегаполисами. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока. Просит учащихся сказать, что нужно повторить для осуществения цели урока (повторить лексику , затемпредставить с мини-проекты о городах. Просит прокомментировать утверждение «Мы все живем в глобальной деревне», применяя обучающую структуру Round Robin
Объясняют, что изображено на картинке. Выдвигают предположение о теме урока- «Большие города и столицы мира». Называют известные им мегаполисы. Комментируют утверждение «Мы все живем в глобальной деревне» Выдвигать гипотезу и обосновывать её. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Взаимодействуют с учителем при фронтальном опросе. Активно взаимодействуют в группе, соблюдая правила вежливости Выслушивание мнения других. Высказывание своей точки зрения. Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Уметь сосредоточиться на выполнении речевых действий
3 этап: Актуализация знаний
Организует повторение изученной лексики.
Предлагает повторить лексику в смешанных парах (структура Mixed Pair Share), в группе (Tic Tac Toe)
Вспоминают лексику по теме «Города мира», выполняют задания в рабочих листах, составляют предложения
Выбор языковых средств по ситуации.
Прорабатывают слова в парах,в группах,
организуют совместную речевую деятельность
Умение слушать, участвовать в коллективной коммуникации, взаимодействовать в паре, в группе
Тренируют память и стараются контролировать свою речь.
Самоконтроль речи, взаимоконтроль.
Умение контролировать свою речь в сотрудничестве
Промежуточная рефлексия по работе с лексикой
Предлагает обучающимся оценить свой прогресс в овладении лексикой) Оценивают себя и свою работу на данном этапе урока (заполняют лист самооценки – ставят отметку на «Лестнице успеха») Стремление к самоорганизации и самооцениванию. Умение видеть свои сильные и слабые стороны,отслеживать свой прогресс в изучении языка.
4 этап: Добывание знаний в новой ситуации
Просит заполнить список крупнейших мегаполисов мира (Рабочий лист 1), начав с №3 после просмотра видеосюжета об этом городе (Нью-Йорк). Организует самопроверку выполнения заданий, применяя структуру Take off-Touch Down Смотрят видеосюжет о Нью-Йорке, заполняют информацию в таблице Извлечение необходимой информации из аутентичного видеосюжета .Участие в коллективном обсуждении заданий Взаимоконтроль, коррекция и оценка речевых действий партнёра  по общению на ИЯ Осознание насколько хорошо научился воспринимать иноязычную речь. Сравнение результатов своей деятельности с образцом
Промежуточная рефлексия по работе с видоесюжетомПредлагает обучающимся оценить свой прогресс в овладении лексикой) Оценивают себя и свою работу на данном этапе урока (заполняют лист самооценки – ставят отметку на «Лестнице успеха») Стремление к самоорганизации и самооцениванию. Умение видеть свои сильные и слабые стороны,отслеживать свой прогресс в изучении языка.
5 этап: Проверка домашнего задания, воспроизведение знаний
Просит обучающихся представить подготовленные мини-проекты Представляют свои мини -проекты- странички для альбома, презентации о крупнейших городах мира. Угадывают город Самостоятельное построение речевого высказывания, )     выбор языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций речевого иноязычного общенияВзаимодействуют в паре, участвуют в обсуждении проектов. Развитие умения слушать, участвовать в коллективном обсуждении проекта Умение сосредоточиться на выполнении речевых действий, умение проявить настойчивость и усилие для достижения поставленной цели. Умение самостоятельно планировать свою учебную и иноязычно-речевую деятельность. Осознание учеником того, как хорошо он научился говорить, понимать иноязычную речь на слух, читать и писать на ИЯ, каков его уровень в освоении ИЯ, чем ещё предстоит овладеть и чему научиться, чтобы свободно использовать ИЯ. Адекватное восприятие оценки сверстников и учителя.
6 этап: Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемное задание) Ставит обучающимся проблемную задачу: объяснить какой город из полученного списка они бы хотели посетить и почему (структура Rally Robin) Обсуждают проблемный вопрос в паре и группе, применяя структуру Rally Robin, обмениваются информацией Самостоятельное осознанное построение устного речевого высказывания(суждения)  на ИЯ
Активно взаимодействую в паре и группе при решении коммуникативной задачи -учёт позиции партнёров по общению или деятельности;
 - умение слушать и вступать в диалог;
- участие в коллективном обсуждении проблем;
- интеграция в группу сверстников и сотрудничество со сверстниками и взрослыми Осуществление эффективной коммуникации на ИЯ с целью решения поставленной коммуникативной задачи 7 этап: Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Объясняет домашнее задание (Рабочий лист 2): объяснить высказывание и Нью-Йорке, охарактеризовать свой ближайший город, назвать 3 города, которые хотел бы посетить, объяснить почему Систематизирует полученную информацию, изучают
домашнее задание.
Формулировка проблемы творческого характера Определяют объем домашней работы. Прогнозируют результаты работы.
8 этап: Итоговая рефлексия
Предлагает обучающимся оценить свой прогресс в овладении языком и работу на уроке (заполнить лист самооценки – «Лестница успеха»)
Корректирует итоговую отметку по сумме баллов за каждый этап Контроль и оценка выполнения поставленных задач Рефлексия деятельности по овладению ИЯ, контроль и оценка процесса и результатов иноязычной речевой деятельности Комментируют свою оценку Умение обосновать оценку своей деятельности вслух Оценивают себя и свою работу на различных этапах урока (заполняют «Лестницу успеха») Стремление к самоорганизации и самооцениванию. Умение видеть свои сильные и слабые стороны, отслеживать свой прогресс в изучении языка.
Дополнительная информация
Каким образом данный урок/ занятия будет содействовать реализации ФГОС? На уроке реализуются принципы системно-деятельностного подхода в соответствии с ФГОС:
-принцип психологической комфортности (снятие стрессообразующих факторов учебного процесса);
-реализация идей педагогики сотрудничества;
- принцип творчества (ориентация на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности);
- цели урока задаются с тенденцией передачи функций от учителя к ученику;
-учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие;
- используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе;
- самостоятельная работа обучающихся занимает большой объем урока
Ресурсы, оборудование и материалы Ноутбук, проектор, экран, видеосюжет о Нью-Йорке (УМК “Global English” Macmillan); презентация в Power Point; рабочие листы с заданиями, Manage mat («коврик-управление»), шаблоны «Моя лестница успеха», шаблоны для оценивания проекта.
Список учебной и дополнительной литературы УМК “Global English”, издательство Macmillan, 2012
Используемые педагогические технологии, методы и приемы Обучающие структуры из сингапурской методики, которые основаны на командных формах работы, создании психологически комфортной безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных приемов для объединения класса, команды.
Round Robin (высказывание по кругу)
В течение 1 минуты готовят высказывание на тему «Мы живем в «глобальной деревне»»
Каждый член команды по очереди высказывается по теме в течение 15 секунд. Другие слушают, благодарят за высказывание и говорят о том, что они услышали. Учитель может использовать таймер.
Mix Pair Share (смешанные пары)
Участники смешиваются (под музыку) и выполняют задания в образовавшихся парах. На данном уроке пары подбирались следующим образом: страна-столица. Структура применялась для активизации лексики (повторяли лексику, спрашивали друг друга).
Tic Tac Toe
Участники пишут на листочках по 3 слова. Выкладывают карточки со словами на середину стола в 3 ряда. Каждый член команды составляет 3 предложения, используя 3 слова на одной линии (по горизонтали, вертикали или диагонали). Структура позволяет эффективно организовать повторение и отработку лексики.
Take off – Touch down («встать-сесть»)
Структура используется для получения информации о классе, на данном уроке –при проверке задания («если согласны с ответом - встаньте»). Используется одновременно для разрядки.
Rally Robin
В течение 1-2 минут готовят ответ на вопрос. Рассказывают «партнеру по плечу», благодарят за ответ. (некоторые партнеры В отвечают классу что они услышали). Затем рассказывают партнеры В. Партнеры А благодарят за рассказ и некоторые отвечают классу о том, что они услышали. Рассказывают партнеру «по лицу» об услышанном. Структура позволяет организовать продуктивное общение на иностранном языке.
Большое внимание на уроке уделяется рефлексии. Для проведения промежуточной и итоговой рефлексии используется прием «Моя лестница успеха». (Приложение 3) Детям выдается шаблон лестницы, где каждая ступенька – этап урока. Обучающиеся оценивают свою работу на каждом этапе, затем выставляют итоговую отметку, комментируя, что удалось лучше всего, что не получилось.