Внеклассное чтение «Золотой ключик, или приключения Буратино» сказка А.Н.Толстого (2 класс)

_______________ Внеклассное чтение
Тема: «Золотой ключик, или приключения Буратино» сказка А.Н.Толстого

Цель: продолжить работу над формированием умений осмысленного и выразительного чтения, над созданием условий для развития исследовательских навыков; воспитывать внимательное отношение к слову и работе с художественными приемами языка; раскрыть нравственную коллизию текста.
Задачи: 1.Обучающая: познакомить учащихся с творчеством писателя А.Н.Толстого, со сказкой этого писателя «Золотой ключик, или приключения Буратино»; формировать способность у учащихся к полноценному восприятию литературного текста; обучать анализу художественного произведения, обучать анализировать свое поведение через поступки литературных персонажей; эмоциональное вовлечение детей в нравственную проблему, поставленную текстом: обсуждение нравственной проблемы; перечитывание разных фрагментов текста с целью выявить развитие сюжета; продолжать работу над формированием навыка правильного сознательного чтения целым словами; закреплять умение выстраивать цепь событий в произведении большого объема;
2. Развивающая: способствовать развитию речевой культуры учащихся, развитию связной речи учащихся; выразительному чтению; развивать умение видеть в положительном герое недостатки и объяснять их.
3. Воспитательная: способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся; эмоционально-ценностному отношению к действительности; воспитанию устойчивого желания и стремления читать доступную возрасту литературу; воспитывать интерес к чтению произведений большого объема; воспитывать положительное отношение к окружающему миру, людям.

Ход урока

1.Оргмомент (организовать учащихся на учебную деятельность.)
-- Ребята, сегодня на уроке литературного чтения у нас гости.
-- Поздоровайтесь. Садитесь.
--Ребята, я рада видеть вас. Каждый урок литературного чтения у нас открытие. Мы открываем новых героев, узнаем себя, рассуждаем, сопереживаем, и каждый раз все происходит по - новому. Я очень хочу, чтобы сегодня наш урок был не похож на предыдущий, но сначала проведем речевую разминку.

2. Речевая разминка.
1) Упражнения в постановке правильного речевого дыхания.
«Глубокий вдох – на выдохе чётко произносим гласные звуки АОУЫЭ»

2) Артикуляционная гимнастика.
а) «Губы в улыбке – губы в трубочку» - надо чередовать.
б) Круговые движения языком по часовой и против часовой стрелки.
в) «Лошадка».

3) Дикционные упражнения.
а) Произнесение скороговорки.
Актер известного театра.
-- Прочитайте скороговорку (про себя, шепотом, громко).
-- Произнесите скороговорку:
1 ряд – спокойным голосом;
2 ряд – громче;
3 ряд – очень громко.
--Повернитесь друг к другу и произнесите:
1 вариант – с вопросительной интонацией;
2 вариант – с восклицательной интонацией.

-- Мы научились четко и грамотно произносить слова, что нам необходимо в течение всего урока и жизни. Я жду точных и грамотных ответов.

3. Подготовка к восприятию.
--Ребята, какие виды устного народного творчества вы знаете? (потешки, загадки, песни, пословицы, поговорки, сказки и др.)
--Прослушайте. О каком жанре устного народного творчества идет речь?
«Это произведение народного творчества. Главное в нем вымысел, фантазия.»
--Назовите жанр устного народного творчества? (сказка)
--Какие бывают виды сказок? (волшебные, о животных, бытовые)
--На какие группы делятся сказки в зависимости от того, кто их написал? (авторские, народные)
--Послушайте пословицу: «Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок»

--Как вы ее понимаете?
--Чему учит сказка? (добру, честности, порядочности и т.д.)
--Что происходит в конце сказки с положительным героем? (он становится сильным и прекрасным)
--Давайте, ребята проверим ваши знания сказок.
--Вам предлагается интересная викторина «Что за прелесть эти сказки!»
1). Дерево, чаще всего встречающееся в сказках? (дуб)
2). Сказочная героиня, владелица первого летательного аппарата? (Баба Яга)
3). Животное, в которое была заколдована Кащеем Бессмертным прекрасная девушка? (лягушка - царевна)
4). Сказочное существо, житель леса, так называемый Дух леса? (Леший)
5). Кто ехал на печи, уплетая калачи? (Емеля)
6). Веселый человечек – луковка? (Чиполлино)
7). Он большой друг Чебурашки? (Крокодил Гена)
--Молодцы!

4. Ввод в тему урока.
--Ребята, вы ответили на мои вопросы, а теперь я вам покажу героев одной сказки. Знаете ли вы их или нет?
--Возле каждого героя стоит номер. Давайте по порядку, смотря на номера, будем называть героев.

КРОССВОРД

1.
К А
Р А
Б
А
С





2.
Д
У
Р
Е
М
А
Р

3.
П
Ь
Е
Р
О




4.
Б
А
З
И
Л
И
О


5.
А
Р
Т
Т
Е
М
О
Н



6.
А
Л
И
С
А


7.
М
А
Л
Ь
В
И
Н
А








8.
Т
О
Р
Т
И
Л
А


--Дети, а это герои из одной сказки?
--Кто здесь главный герой?
--А вы знаете, как точно называется эта сказка?
--Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

--Сегодня в этой сказке мы будем путешествовать по чудесным тропинкам! Мы будем: - узнавать
- вспоминать
- читать
- беседовать
- сравнивать
- разгадывать
- наблюдать за чудесами превращения главного героя
-- Кто автор сказки.
--Сейчас я вам расскажу немного об авторе. Прослушайте и определите, причину создания этой сказки.
Алексей Николаевич Толстой (1883 - 1945) родился 10 января в городе Николаевске. Мама его была детской писательницей. Он известен, как автор сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино». Писатель рассказывал, что в детстве больше всего любил сказку итальянского писателя Карло Коллоди « Приключения Пиноккио, или Похождения деревянной куклы» (деревянная кукла по итальянски - буратино) и поэтому решил пересказать ее для русских детей. По мотивам сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино» были созданы мультфильмы и художественные фильмы.
-- Какова же причина написания этой сказки?

5. Физкультминутка.
Буратино подустал,
Из-за парты ловко встал.
Раз – присел, два – привстал,
Головою помотал
И на месте побежал.
Карабаса подразнил,
К новым знаньям поспешил.

6. Работа над текстом.
-- Мы продолжаем знакомиться с героями сказки.
-- Откройте учебник литературного чтения на стр.69.
-- Я начинаю читать, а кто-то из вас продолжит. Следите внимательно.
-- Вспомним, что будет дальше. Попытаемся восстановить ключевые моменты сказки, работая в группах. Проследим за превращением Буратино с начала сказки до конца.
-- Как вы думаете, что такое «превращение»?(изменение, переход из одного состояния вдругое)
--У каждой группы на столе лежит конверт с заданием.
-- Прочитайте внимательно вопрос и выберите правильный вариант ответа.
-- По вашим ответам мы постараемся определить, какими качествами обладал Буратино в отдельных эпизодах сказки.

1 вопрос

- Какой мудрый совет дал говорящий Сверчок Буратино?

1. «Брось баловаться, слушайся папу Карло, без дела не убегай из дома и завтра начни ходить в школу»
2. «Ты правильно поступаешь, учение вредить здоровью»
3. «Не надо слушаться папу Карло»

-- Прочитаем, что на это ответил Буратино.

- Ах ты, столетняя букашка – таракашка! – крикнул Буратино. – Больше всего на свете я люблю страшные приключения. Завтра чуть свет убегу из дома – лазить по заборам, разорять птичьи гнезда, дразнить мальчишек, таскать за хвосты собак и кошек Я ещё не то придумаю!

-- Каким предстает перед нами Буратино из этого отрывка?

2 вопрос

- Что Буратино сделал с Азбукой по дороге в школу?

1. Обвернул Азбуку и побежал в школу.
2. Продал мальчику Азбуку, чтобы купить билет в кукольный театр.
3. Пытался самостоятельно учиться читать.

-- Прочитаем, что на это ответил Буратино.

В школу нужно поворачивать направо, музыка слышалась налево. Буратино стал спотыкаться. Сами ноги поворачивали к морю, где слышалась музыка.
- Школа же никуда же не уйдет же, - сам себе громко начал говорить Буратино, - я только взгляну, послушаю – и бегом в школу.
- Понимаете, мальчик, я забыл дома мой кошелекВы не можете мне дать взаймы 4 сольдо?
- Мне ужжжжжжжжасно хочется посмотреть кукольный театр, - сквозь слезы сказал Буратино. – Купите у меня за 4 сольдо мою чудную курточку
- Бумажную куртку за 4 сольдо? Ищи дурака.
- Мальчик, в таком случае возьмите за 4 сольдо мою новую азбуку.
- Давай, пожалуй, - сказал мальчик, взял азбуку и нехотя отсчитал 4 сольдо.

-- Каким предстает перед нами Буратино из этого отрывка?

3 вопрос

- Что сделал Карабас Барабас с Буратино, когда куклы его поймали и приволокли к нему?

1. Сжег Буратино.
2. Дал Буратино 5 золотых монет и отпустил домой.
3. Заставил работать Буратино в кукольном театре.

-- Прочитаем, что на это ответил Буратино.

- Воображаю, каково будет узнать твоему отцу, что я на тебе изжарил кролика и двух цыплят. Аап-чхи!
- Мой бедный отец все равно скоро умрет от голода и холода. Я его единственная опора в старости. Пожалейте, отпустите меня, синьор.
- Полезай в очаг.
- Синьор, я уже пробовал однажды сунуть нос в очаг и только проткнул дырку, потому что очаг и котелок над огнем были нарисованы на куске старого холста.
- Где ты видел очаг, и огонь, и котелок, нарисованными на куске холста?
- В каморке моего папы Карло.
- Твой отец – Карло! Так, значит, это в каморке старого Карло находится потайная.

-- Каким предстает перед нами Буратино из этого отрывка?

4 вопрос

- Удалось ли девочке с голубыми волосами воспитать Буратино?

1. Девочке удалось воспитать Буратино.
2. Девочке не удалось воспитать Буратино.

-- Прочитаем, что на это ответил Буратино.
Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя.
В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.
Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика.
Поперхнулся, пролил какао на скатерть.
- Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, - сказала девочка и взяла кусочек мела. – Мы займемся арифметикой
Девочка сказала: «Пишите», - и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.
- Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!
-- Каким предстает перед нами Буратино из этого отрывка?

5 вопрос

- Как распорядился Буратино своими золотыми монетами?

1. Отдал монеты папе Карло.
2. Купил за монеты Азбуку.
3. Закопал монеты в землю.

-- Прочитаем, что на это ответил Буратино.

Лиса и кот привели Буратино на пустырь. Перебивая друг друга, затараторили:
- Рой ямку.
- Клади золотые.
- Зачерпни из лужи, полей хорошенько.
- Да не забудь сказать: «Крекс, фекс, пекс».
- А вы уйдите все- таки подальше – сказал Буратино.
Они отошли немного и спрятались за кучей мусора. Буратино выкопал ямку. Сказал три раза шепотом: «Крекс, фекс, пекс», положил в ямку 4 золотые монеты, засыпал, из кармана вынул щепотку соли, посыпал сверху. Набрал из лужи пригоршню воды, полил. И сел ждать, когда вырастит дерево

-- Каким предстает перед нами Буратино из этого отрывка?

6 вопрос

- Что решает выведать Буратино у Карабаса Барабаса?

1.Тайну золотого ключика.
2. Как разбогатеть.
3. Как вырастить красивую длинную бороду.

-- Прочитаем, что на это ответил Буратино.

- Открой тайну, - опять завыл таинственный голос из глубины кувшина, - иначе не сойдешь с этого стула, несчастный!
- Как-ка–какую та–та-тайну ? – спросил, заикаясь, Карабас Барабас.
Голос ответил:
- Тайну черепахи Тортилы.
От ужаса Дуремар медленно полез под стол. У Карабаса Барабаса отвалилась челюсть.
- Где находится дверь, где находится дверь? – будто ветер в трубе в осеннюю ночь, провыл голос
- Отвечу, отвечу, замолчи, - прошептал Карабас Барабас. – Дверь – у старого Карло в каморке, за нарисованным очагом

-- Каким предстает перед нами Буратино из этого отрывка?

Превращение Буратино
-грубый
- непослушный
- невоспитанный
- не хозяин своего слова
- обманщик - лгун
- думает только о себе - неряха - жадный - глупый
- слишком доверчивый
- хитрый

послушный

стал заботиться о других

благородный

серьёзный

остроумный

научился понимать свои ошибки



-- Кто сможет рассказать, какие изменения, превращения произошли в Буратино?

7. Физкультминутка.

- если вы вчера помогали дома маме, возьмите себя за ушки;
- если вы вчера хорошо себя вели, коснитесь пальчиком носа;
- если вы вчера много прочитали, зажмурьте глазки;
- если вы вчера сказали кому-то доброе слово, улыбнитесь.

8. Обобщающая беседа.
-- Как эти события повлияли на превращение характера Буратино?
-- Каким он стал? (зачитать хорошие качества)
-- Какова же была тайна золотого ключика? (ключ от двери, которая ведет в волшебный мир театра, о котором мечтали все сказочные герои - куклы)
-- Как вы думаете, волшебная палочка и волшебное полено сделаны из 1 дерева?
-- Что это за дерево? (волшебное дерево превращения)
-- Есть такое дерево и у нас с вами. Буратино посадил монету, чтобы появилось денежное дерево, а мы с вами постарались положить в землю зерно доброты. И я очень хочу, чтобы на этом месте выросло замечательное дерево, плодами которого будут самые лучшие качества Буратино.
-- У каждой группы есть по 3 качества. Выберите хорошее качество и повести на наше волшебное дерево.
-- Я хочу, чтобы все эти качества были у каждого человека и, конечно, у вас всех.

9. Оценивание работы учащихся на уроке.

10. Домашнее задание.
-- Придумайте свою сказку о превращениях. Сделайте к ней рисунок.

11. Рефлексия.
-- А теперь я хочу узнать ваше отношение к уроку.
-- У каждого из вас на парте лежит по 3 золотых ключика разного размера. Выберите 1 золотой ключик, ключик счастья, и подарите его Буратино.
Большой, если урок понравился, было интересно.
Средний, если на уроке было интересно, но что-то осталось непонятным.
Маленький, если урок не понравился, было не интересно.

-- Дети, не бойтесь превращаться в добрых людей!
-- Я хочу закончить урок следующим стихотворением.

В мире много сказок:
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Ключик Буратино,
В сказку нас веди,
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мальчик Буратино -
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415








13PAGE 15


13PAGE 14815




15