Обучение грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. «Путешествие на космолёте». (I занятие по ознакомлению с буквой С)

Обучение грамоте
дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Е.В. Куршева
учитель-логопед высшей кв. категории
МАДОУ «Д/С № 99 «Дулкын»

«Путешествие на космолёте».
(I занятие по ознакомлению с буквой С)

ЦЕЛЬ: Формирование фонетико-фонематических представлений на материале звуков [C], [СЬ]. Обозначение этих звуков буквой С.
ЗАДАЧИ:
--Способствовать формированию фонетико-фонематического восприятия.
--Дифференцировать фонетико-фонематические представления детей о заданных звуках.
--Формировать навык звуко-буквенного анализа и синтеза.
--Формировать навык чтения, печатного письма.
--Закреплять понимание различий между понятиями «ЗВУК –БУКВА», «СЛОГ – СЛОВО».
--Способствовать обогащению активного словаря детей.
--Развивать мелкую моторику.
--Формировать связную речь.
--Способствовать формированию высших психических функций.
-- Воспитывать в детях стремление общаться доброжелательно.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Изображение космического летательного аппарата.
Предметные картинки с изображением продуктов, содержащих в названии звуки [c], [cь].
На доске – большая спираль, в центре которой – изображение Луны в форме месяца.
Коробки спичек без серы – по количеству детей.
Наборы звуковых моделей – по количеству детей.
Шнурки – по количеству детей.
Индивидуальные карточки для чтения – по количеству детей.
Изображение детского сада.

ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент:
а) речевое дыхание (вдох носом, долгий выдох: [ccc], [cь] ).

б) На доске появляется изображение космического летательного аппарата.
- Ребята, где может летать такой аппарат? (В космосе).
- Раз он летает в космосе, как можно его назвать? (ракета, звездолёт, )
Логопед подводит детей к тому, что из двух слов можно получить одно, новое, слово: «Космос» + «Летает» = «Космолёт».
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на космолёте.

Сообщение темы.
- Собираясь в дальний путь, важно подготовиться.
- Что нам нужно приготовить? (еду, одежду, - варианты детей).
- Итак, из продуктов мы возьмём с собой (логопед выставляет на наборном полотне предметные картинки, дети называют их): сыр, колбасу, сосиски, сок, апельсин, ананас, сухари, суп, сахар, консервы.
- Вы заметили, во всех словах повторяется один и тот же согласный звук, какой? (Обращается внимание детей на наличие как твёрдого, так и мягкого звуков [c], [cь]).
- Сегодня на занятии мы будем внимательно слушать и произносить слова с этими звуками, а так же познакомимся с буквой, которой обозначаются эти звуки.
Дети совместно с логопедом дают характеристику данных звуков по артикуляционному и акустическому признакам.
- Итак, продукты мы подготовили ( изображения продуктов убираются), надо собрать остальные вещи, НО На борт космолёта разрешено брать только вещи, в названии которых слышатся звуки [c], [cь].
(Дети предлагают варианты)

Развитие памяти. Звуковой анализ. Позиция звука в слове.
- Ребята, мы готовы к путешествию?
- Давайте ещё раз проверим, всё ли мы взяли.
- Вспомните, какие продукты мы собрали в дорогу. (Дети называют, логопед выставляет названные картинки).
- Среди этих продуктов найдите тот, в названии которого звук [c] слышится в конце слова.
- [cь] – в середине слова.
- [c] – в начале слова.
- Слово, в котором слышатся сразу и твердый и мягкий звуки [c], [cь]. (сосиски).
3. Знакомство с буквой. Моделирование буквы (проблемная ситуация).
- Итак, отправляемся в путь.
- Проверили турбодвигатель: С – с- с – с – с (Много коротких звуков).
- Полетели! (На доске – огромная спираль. Логопед «проходит» по спирали космолётом, дети произносят длительный звук [c].
В центре спирали – изображение месяца.
- Мы приближаемся (к Луне).
Логопед обращает внимание детей на то, что Луна не круглая. Такая Луна называется «месяц».
- Космолёт не случайно подлетел к Луне. Что важного мы должны разглядеть, приближаясь к ней? (подводим детей к похожести месяца на новую букву, которой можно обозначить согласные звуки [c], [cь].
- У вас на столах – спички и шнурок. Какой из этих предметов поможет напечатать букву С? Напечатайте нашу новую букву подходящим способом (Дети выбирают шнурок, выясняется, почему он более подходит).
- Но на наших занятиях мы часто печатаем слова спичками, как же быть с новой буквой? (Дети предлагают варианты выкладывания буквы С спичками).

4. ФИЗМИНУТКА.
(Космонавты вышли на поверхность Луны, разминаются).

5.Звуко-буквенный синтез. Слого-звуко-буквенный анализ.
- Положите перед собой коробки со спичками.
А)- Напечатайте сигналы, которые слышно на Луне (дети печатают под диктовку):
АС ОС УС ЫС ИС
- Прочитайте космическое послание.
- Но что это? Я слышу новое сообщение из космоса: С, А (дети печатают буквы)
- Как расшифровать? (дети читают: СА).
Аналогично прорабатываются слоги: СО, СУ, СЫ. (Обратить внимание детей на твёрдость, сердитость послания).
- Давайте улыбнёмся и скажем ласково, мягко на космическом языке: «СИ».
- Напечатайте наше доброе послание большими буквами.
- Почему наше послание читается с улыбкой? (Потому что согласный звук звучит мягко. Звук [И] даёт согласным команду быть мягкими).

Б) Давайте пообедаем и будем возвращаться домой, в детский сад.
- А чем же мы пообедаем, покажите значками звуки которые вы услышите (дети работают с моделями звуков)
I звук – [ c ], II звук – [ у ], III звук – [ п ].
- Обозначьте каждый звук буквой.
- Расскажите об этом слове. (Дети делают слого – звуко – буквенный анализ слова: в слове «суп» 1 слог, потому что слышится 1 гласный звук [ У ]. В слове «суп» 3 звука и 3 буквы. Первый звук [ C ] – он согласный, твёрдый глухой; второй звук [ У ] – он гласный; третий звук [ П ] – он согласный твёрдый, глухой).
6. Закрепление навыка чтения обратных и прямых слогов.
- Чтобы наше возвращение в детский сад произошло поскорее, используем волшебство. Надо прочитать волшебное заклинание (дети читают на индивидуальных карточках: АС ОС УС ЫС ИС.
- Закройте глаза, 3 раза хлопните в ладоши и посмотрите, Луна должна исчезнуть, появится наш садик.
Дети выполняют инструкцию. Изображение Луны не исчезло.
- Похоже, мы не всё заклинание прочитали. Прочитайте вторую часть.
Дети читают в карточках: СА СО СУ СЫ СИ, снова хлопают, закрывают глаза (в это время логопед меняет изображение Луны на изображение детского сада).

7. ИТОГ:
- Вот мы и вернулись.
- Что интересного произошло с нами на этом занятии?
- Как называется летательный аппарат, на котором мы путешествовали?
- Почему Луна была сегодня в форме месяца? (месяц похож на новую букву)
- Напишите в воздухе букву, на которую похож месяц.
- Напечатайте букву С носом, глазами, языком.
- Какие два звука обозначаются этой буквой?
- Что одинакового в этих звуках?
- Чем они отличаются?
ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

Заголовок 315