Конспект логопедического занятия с применением здоровьесберегающих технологий для учащихся 1 класса с фонетико — фонематическим недоразвитием речи на тему «Дифференциация [в — ф]


Двенадцатый Московский педагогический марафон
учебных предметов
Конспект группового логопедического занятия
с применением здоровьесберегающих технологий
для учащихся 1 класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Тема: Дифференциация звуков [В – Ф]
Мастер-класс провела
учитель-логопед
ГБОУ СОШ № 794
ЮЗОУО ДО г. Москвы
Хараб А.М.
28 марта 2013 г.
Возраст: 7-8 лет
Класс: 1 «Б»
Количество учащихся: 4
Логопедическое заключение: фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Тема: Дифференциация звуков [В – Ф]
Цель: сформировать умение различать на слух звуки [ В-Ф] и буквы В-Ф на различном языковом материале.
Задачи:
Обучающие:
- закрепить знания детей о звуках [ В-Ф], учить сравнивать данные звуки ; дифференцировать изучаемые звуки и буквы в словах, словосочетаниях и предложениях;
- развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
- пополнять словарный запас учащихся.
2.Коррекционные:
- предупредить дисграфические ошибки;
- развивать слуховой, зрительный и кинестетические анализаторы;
- развивать зрительное внимание, память, мышление;
- развивать общую и мелкую моторику;
- сформировать навыки временных представлений.
3.Воспитательные:
- воспитывать культуру речи;
- формировать навыки самоконтроля;
- формировать доброжелательное отношение друг к другу.
4. Здоровьесберегающая:
- применять принципы и методы здоровьесберегающих технологий на логопедическом занятии.
Оборудование:
магнитофон и диск с песней «Весна», индивидуальные тетради и зеркала, ручки цветные (синие, зеленые), простые карандаши и линейки, су-джоки, конверты с загадками, конверты с цветными квадратами (синие, зеленые, красные) для звукобуквенного анализа, цветные (синие, зеленые, красные) магниты, две таблицы-подсказки для характеристики звуков [ В-Ф], две куклы: мальчик и девочка, индивидуальные карточки со словами и словосочетаниями, заглавные и строчные буквы В-Ф, иллюстративный демонстрационный материал с изображением лайнера, капитана и кока; предметные картинки с изображением животных со звуками [ В-Ф], «кочки на болоте», проектор, звуковая линейка.
Словарь:
кругосветное путешествие, лайнер, капитан, кок, необитаемый остров.
Методическая литература:
Коррекция акустической дисграфии. Е.В. Мазанова
Москва «Гном и Д» 2006 с. 64-76
Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Е.В. Мазанова Москва «Гном и Д» 2007 с. 23-24
Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов Л.Н. Ефименкова Москва «Владос» 2002 с. 246-255
Занимательное азбуковедение. Автор-составитель В.В. Волина
Москва «Просвещение» 1994 с. 40-53, 310-316.
Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.
Е.С. Анищенкова Москва «Астрель» 2006 с. 47
Научно-методический журнал «Логопед» 2009 №7 с.30-31
Ход занятия
I Организационный момент
Ученики под музыкальное сопровождение входят в класс и становятся рядом с партами.
Приветствие детей и гостей.
Логопед (Л.): Здравствуйте, дети. Сегодня у нас открытое занятие. К нам пришли гости. Поздоровайтесь с гостями (кивок головой). Начинаем занятие. Какое наступило время года? (Весна). Какой идет месяц? (Март). Сейчас мы проведем пальчиковую гимнастику «12 месяцев».
Пальчиковая гимнастика «12 месяцев».
Открываем календарь: (Имитирующее движение.)
Будет март, апрель и май,- (Отбивают указательным пальцем такт.)
Три сыночка-месяца (Поднимают вверх 3 пальца.)
У весны-кудесницы.
Шаловливы и ловки (Хлопают в ладоши.)Лета красного сынки:
Вот июнь, июль за ним, (Поочередно разводят руки в стороны.)
Август рыбку ловит им. (Качать запястьями влево и вправо.)
Вот прошли весна и лето. (Пальцы «идут» по столу.)
Осень в золото одета - (Дети кружатся.)
На дворе сентябрь, октябрь. (Поочередно ставят руки на пояс.)
С дождиком всегда ноябрь. (Стучат пальцами по столу.)
У зимы же, посмотри, (Вытягивают обе руки вперед.)
Дети есть – их тоже три: (Поднимают три пальца.)
Декабрь, январь и февраль (Загибают по очереди пальцы.)
Землю одели в снежную шаль. (Опускают скрещенные руки на плечи.)
Развитие представлений о морском путешествии и уточнение словаря.
Л.: Дети, садитесь за парты. Сколько времен года? (4) Назовите времена года. (Зима, весна, лето, осень). Сколько в году месяцев?(12)
Назовите последний месяц года. (Декабрь.)
Припомните название месяца, когда дети первый раз идут в школу. (Сентябрь.)
Назовите первый месяц весны. (Март.)
Сегодня, 28 марта, мы отправляемся в морское кругосветное путешествие. Что значит кругосветное? (Вокруг света, вокруг земли). Мы будем плыть на лайнере. Что такое лайнер? (Лайнер – это большое быстроходное судно). (Показ слайдов). Как называют командира судна? (Капитан). Как называют повара на судне, который будет кормить команду и пассажиров? (Кок). Во время путешествия мы будем называть, различать, сравнивать согласные звуки. Какие звуки? Мы сейчас узнаем. Вы готовы к путешествию? (Да). Отправляемся? (Да).
II Основная часть занятия.
Знакомство с темой занятия.
Л.: Наше путешествие только начинается, а мы уже купили своим братьям и сестрам подарки – книжки с картинками. Назовите картинки (валенки, водопад, корова, тыква – показ слайда). Найдите одинаковый звук в словах.([В]). Рассмотрите другие картинки. Назовите картинки (флаг, фонтан, телефон, шкаф – показ слайда). Найдите одинаковый звук в словах. ([Ф]).Как вы думаете, какие звуки мы сегодня будем сравнивать? [ В-Ф ] (Показ слайда «Дифференциация В-Ф»). Откройте тетради. Запишите число – 28 марта и тему занятия: [ В-Ф ]. С нами на лайнере поплывут наши друзья. Их зовут – Варя и Фома. Почему мы им дали такие имена? (Тема занятия – звуки [В-Ф]).
Сравнительная характеристика звуков [ В-Ф] (работа с зеркалами).
Л.: Дети, посмотрите в зеркало. Произнесите звук [В]. Как расположены губы и зубы? (Верхние зубы сомкнуты с нижней губой). Где находится язык? (В глубине рта).
Дайте характеристику звуку:
[В] – согласный, твердый, звонкий.
Л.: Дети, посмотрите в зеркало. Произнесите звук [Ф]. Как расположены губы и зубы? (Верхние зубы сомкнуты с нижней губой). Где находится язык? (В глубине рта).
Дайте характеристику звуку:
[Ф] – согласный, твердый, глухой.
Чем звук [В] отличается от звука [Ф]? (Один звук звонкий, другой – глухой). Как можно проверить? (Положить ладонь на горло). Что общего в этих звуках? (Оба звука – согласные и твердые). Отложите зеркала. Какой буквой мы обозначаем звук [В]-[Ф]? (Заглавной буквой «В»/ «Ф» и строчной «в» / «ф»). Напишите в тетради 1 заглавную и 1 строчную букву «В» («Ф»).
Развитие фонематического слуха.
А) Л.: Мы плывем долго. На лайнере есть телевизор. (Включается проектор с изображением картинок: корова, ваза, слива, волк, вулкан, савок ). Назовите картинки и определите где расположен звук [В]. (В начале, в середине слова).
(Меняется слайд)
Назовите картинки, в которых есть звук [Ф]: жираф, шарф, телефон, фартук, фонтан, кофта. Где расположен звук [Ф]? (В начале, в середине, в конце слова).
Л.: Мы подплываем к острову. Здесь живут необычные жители. Они очень хорошо различают звуки [ В-Ф ] в словах. А вы? Если услышите звук [ В ], то поднимите руку и сожмите пальцы в кулачок; если нет звука [В] в слове – опустите руку.
Слова: валенки, собака, кошка, сова, завод, вода, дубы.
Если услышите в слове звук [Ф ]- покажите ладонь, если нет этого звука в слове, опустите руку.
Слова: фартук, цапля, фары, флаги, забор, комар, жираф.
Слова: фонарик, воздух, сапоги, садовник, клумба, шкафы, диван.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
А) Л.: Варя и Фома взяли с собой на лайнер конверт с загадками. Давайте поможем им отгадать загадки. На столе и на доске (магнитами) выложим схему слов-отгадок.

В тихую погоду нас нет нигде,
Ветер подует – бежим по воде. (Волны)

Весь день стоят на улице,
Прохожими любуются.
Их служба начинается,
Когда уже смеркается,
И не гаснут до зари
Глаза ночные - … (фонари).
Б) Л.: Варя и Фома взяли с собой звуковые линейки. Подскажите им, где находится (в начале или в середине слова) и какой по счету звук [В]?
Слова: волк (1), заводы (3), ворота (1), рукава (5), тыква (4), творог (2).
Где находится звук [Ф] – в начале, в середине или в конце слова? Какой этот звук по счету?
Слова: факел (1), кофта (3), телефон (5), шкаф (4), жираф (5).

Дифференциация звуков (букв) Ф-В в словах и словосочетаниях.
Л.: Варя и Фома принесли вам телеграммы от капитана, но там пропущены буквы. Как вы думаете – какие? (в-ф). Помогите, пожалуйста, капитану – вставьте буквы в телеграммы.
(Ученики получают индивидуальные карточки и вставляют буквы в слова и словосочетания).
В-Ф
…онтан …аза
кро…ать жира…
теле…онные про…ода
…утбольные …орота
Л.: Назовите слова, в которые вы вставили букву Вэ/эФ.

Физкультурная минутка с предметом (су-джоком).
Л.: Мы подплыли к необитаемому острову. Здесь люди не живут. Но вокруг много неизвестных животных. Как вы думаете, кто – это? (Показать су-джок). (Ответы детей). Я думаю, что это морской еж. Посмотрите как их много. (Раздать суджоки). Возьмите ежа в руки, покатайте между ладонями по часовой стрелке и против часовой стрелки, вверх – вниз, сожмите в правой, а затем в левой руке. Колется? Перекиньте с руки на руку. Поймали? Крокодил подплыл, схватил ежа. Еж колется – отдал другому крокодилу. (Су-джок зажат между пальцами и перекладывается из одной руки в другую.) Положите ежей на подставки. Отправляемся дальше.
Дифференциация звуков и букв Ф-В в предложениях.
(Работа в индивидуальных тетрадях и на доске).
Л.: Мы подплываем к необычному острову. Здесь живут особенные люди. Они знают только буквы В-Ф, но все понимают. Мы составим графические схемы предложений и укажем в словах буквы в-ф.
Фома купил новый телефон.
I_Ф__ ___ _в__ _ф__. Варя любит фрукты.
I_В_ ___ _ф__.Л.: Сколько слов в предложении? Где находится звук [В/Ф] в слове? (В начале, середине, конце слова).
Дидактическая игра, способствующая развитию балансировки и координации учеников.
Л.: Посмотрите в бинокли (имитирующее движение). Я вижу берег. А вы? Наш лайнер сел на мель, но я вижу камни по которым можно дойти до берега и вспомнить животных, названия которых начинаются со звуков [Ф-В] . (Показ иллюстраций).
В – волк, воробей, ворона.
Ф – фазан, фламинго, форель.
Л.: Выбери животных, которые которые начинаются на звук [В]/[Ф]
III. Итог занятия.
Л.: Наше путешествие закончилось. Что вам понравилось? Какие задания были трудными? А какие - легкими? Какие звуки мы сравнивали? (Оценка деятельности детей). Спасибо за выполненную работу. На экране слово «МОЛОДЦЫ!» В подарок вы получаете фотографию лайнера, на котором мы путешествовали.