Формирование пространственного ориентирования как профилактика предупреждение дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи



Формирование пространственного ориентирования как профилактика предупреждение дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.

учитель – логопед Т.И. Жуковская

Приход ребенка в школу является важным моментом в его жизни, началом нового этапа роста и развития. Очень важно, чтобы будущий первоклассник обладал богатым словарным запасом, мог свободно высказывать свою точку зрения по разным вопросам, говорить на любую доступную возрасту тему, выражать с помощью речи свои мысли, чувства, желания. Но не менее важным является сформированность следующих функций:
- фонематического восприятия ( дифференциации, различения фонем );
- фонематического анализа ( возможности выделения звуков из речи);
- зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв);
- пространственных представлений;
- зрительного мнезиса ( возможности запоминания зрительного образа буквы ).
К сожалению, все чаще приходиться сталкиваться с тем, что у ребенка развивающегося до школы, возникают серьезные трудности в недостаточной сформированности зрительно – пространственных представлений зрительного анализа и синтеза.
Во время логопедического обследования дошкольников я обратила внимание, что большинство детей наряду с нарушением звукопроизношения нарушен фонематический слух, оно проявляется в затруднениях дифференциации акустически близких звуков ( например: (В) – (В*), (Б) – (П), (З) – (Ж) и т. д.; неумении определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; невозможности подобрать слово с определенным количеством слогов или с определенным звуком. Недостаточно развитые слуховые дифференцировки могут повлиять на возникновение акустической дисграфии. Дети с трудом усваивают такие понятия как СЛЕВА, СПРАВА, ВВЕРХУ, ВНИЗУ, выявляется задержка в дифференциации правой и левой частей тела, плохо различают сходные предметы, допускают ошибки при срисовывании, конструировании и реконструкции фигур (упрощают фигуры, уменьшают количество элементов; неправильно располагают элементы в пространстве по сравнению с образцом. Именно эту несформированность следует рассматривать, как явную предпосылку оптической дисграфии.
Так как эти дети испытывают затруднения при овладении программных требований детского сада, присутствует предрасположенность к разному виду дислексии и дисграфии.
Таким образом я сделала вывод, что детям дошкольного возраста надо больше уделять внимания развитию фонематического слуха, зрительно – пространственной ориентировки, зрительной памяти, зрительного восприятия и узнавания , в том числе и буквенного.
Мне захотелось на основании собственного опыта разработать систему игр, упражнений применяемые на индивидуальных и подгрупповых занятиях, по устранению нарушений звукопроизношения, направленные на развитие умений и навыков пространственного ориентирования, чтобы в дальнейшем исключить возможность попадания детей на школьный логопедический пункт с диагнозом дисграфия и дислексия.
.
Упражнение 1

Цель: автоматизация изолированного звука, выработка опорных зрительных образов, обучение умению определять направления пространства, упражнение в счете.

- Вниманию ребенка предлагается три кубика справа от него и два слева. Дается задание произнести заданный звук столько раз, сколько предметов лежит справа.

Упражнение 2.

Цель: автоматизация изолированного звука, выработка опорных зрительных образцов, ориентирование в направлениях пространства относительно определенной точки, упражнение в счете.

- Вниманию ребенка предлагается игрушка – кот, справа от которой лежат два карандаша, а слева – три.
Дается задание произнести заданный звук столько раз, сколько карандашей справа от кота.
Упражнение 3.

Цель: автоматизация изолированного звука, выработка умения перемещать линию взора слева направо, закрепление данного направления.


- Ребенку дается карточка с изображением машины, едущей вправо. Необходимо произносить данный звук и при этом пальцем правой руки передвигать вправо до конечной точки. Линию, по которой передвигается палец, можно воспроизвести при помощи перфорации, воска и т. д. Для развития мелкой моторики на карточках данного типа рисуются точки, по которым ребенок должен произносить автоматизируемый звук столько раз, сколько нарисовано точек.
Возможен вариант раскладывания крупинок в дырочки и т. п.

Упражнение 4.

Цель: автоматизация изолированного звука, формирование чувства ритма, слухового различения долготы, протяжности, громкости.

- В игровой форме ребенку дается задание проговорить автоматизируемый звук по определенному ритмическому рисунку определенной громкости.
При автоматизации звуков в слогах возможно использование упражнений, аналогичных тем, что применяются в процессе автоматизации изолированных звуков.


Упражнение 5.
Цель: автоматизация звука в слогах, ориентирование в направлениях пространства, упражнение в счете.

- Ребенку дается задание произнести звук столько раз, сколько кубиков справа от него, и т.д.
На данном этапе при благоприятном расположении возможно перейти к выработке положений не только опорных образцов, но и противоположных, а также осуществить переход к ориентированию в расположении предметов относительно друг друга.

Упражнение 6.

Цель: автоматизация звука в слогах, упражнение в различении направлений пространства, упражнение в счете.

- Ребенку предлагается карточка с изображением мышки в центре листа и еловых веток с определенным количеством шишек по углам. Дается задание произнести слог со звуком такое количество раз, сколько шишек в правом верхнем углу, в левом нижнем и т. п.
Затем можно сравнить, где больше шишек растет: справа или слева от мышки, сверху или снизу?
Параллельно ведется работа по развитию операций языкового анализа и синтеза. Усложняется она тем, что к ней добавляется необходимость выполнять цепочку последовательных действий. Работа в данном направлении начинается с выполнения одного простого действия по образцу за логопедом. Постепенно происходят наращивание цепочки действий, их усложнение и осуществляется переход к самостоятельному выполнению без образца.

Упражнение 7.

Цель: автоматизация звука в слогах, анализ звуковой цепочки слогов, закрепление навыков ориентирования в схеме собственного тела, упражнение в определении последовательности действий.

- Логопед хлопает в ладоши и произносит: ша – шо. Ребенку предлагается повторить эти слоги и ответить на вопросы: Что ты сделал? Сколько слогов ты произнес? И т. д.
Постепенно такие упражнения усложняются наращиванием действий и удлинением количества слогов.
Логопед дает задание:
- Встань со стула, подойди к двери, возьми за ручку и скажи: АШ – ОШ – УШ.
Данный вид упражнений усложняется за счет того, что к выполняемым действиям добавляются те, которые требуют ориентирования в направлениях пространства.

Упражнение 8.

Цель: автоматизация звука в слогах и словах, закрепление навыков анализа цепочки слогов и слов, упражнение в выполнении цепочки действий, закрепление навыка ориентирования в схеме собственного тела.

- Логопед дает задание: встань со стула, повернись вправо и скажи: шарф, шапка.
Затем ребенок отвечает на вопросы.
Автоматизация звука в словах происходит в следующем порядке:
- в начале слова
- в конце слова
- между гласными первого и второго ряда
- в словах со стечением согласных ( кошка, маршрут)
- в словах в нескольких позициях (шуршит).
Наиболее сложным является воспроизведение цепочки действий по слуховой инструкции устно. Этот навык рекомендуется отрабатывать в последнюю очередь.
На этапе автоматизации звука в словах используются более разнообразные игры и упражнения.

Игра «Поход»
Цель: автоматизация звука в словах, закрепление умения ориентироваться в направлениях пространства, закрепление навыка определения места звука в слове, употребления существительных в Р.п.ед.ч. , развитие зрительной памяти.
- Ребенку предлагается карта, разделенная на девять квадратов, по три в каждом ряду. В одном из них Буква, обозначающая автоматизированный звук, - старт. В этот квадрат помещается маленькая игрушка – мышка, которая и пойдет в поход. По заданному логопедом маршруту ребенок вместе с игрушкой перемещается по квадратам в определенную сторону на определенное количество шагов. Попав в тот или иной квадрат, он отвечает на вопросы: «Что увидела мышка?», «Что нашла мышка?». При этом анализируется место данного звука в слове. После того как поле карты будет пройдено, ребенку предлагаются по памяти вспомнить, что было нарисовано в верхнем ряду, в нижнем, в среднем.
- Возможен также следующий вариант.
Ребенку предлагаются чистое поле и карточки с изображением предметов. Их необходимо разместить по своим местам. На основе данной же карты можно проводить игру «Чего не стало?, закрывая ту или иную картинку.

Игра «Магазин»
Ребенку предъявляется набор предметов – товаров, продаваемых в магазине. Сначала он должен из них отобрать те, в которых есть нужный звук. Затем ему предлагаются картинки с изображением покупателей. По инструкции логопеда надо выстроить их в определенной последовательности, выбрать товары для того или иного покупателя по определенному принципу ( наличию звука в слове, его месту, количеству слогов). На данном этапе используются упражнения на сравнение похожих, но отличающихся пространственным расположением определенных элементов картинок. Ребенок должен сравнить их и сказать об отличиях.
При автоматизации звука в тексте можно применять сюжетные картинки, составляя рассказ, по которым ребенок должен учитывать пространственное расположение предметов и лиц, изображенных на них. Составлению рассказа предшествует работа по вопросам. Ответ на вопрос предполагает словесное обозначение пространственного расположения предметов. Можно проводить работу по использованию определенных слов в рассказе, а также использовать пересказ текста с опорой на сюжетную картинку.

Подобные виды работ способствуют развитию наблюдательности, повышению внимания и улучшению памяти.
На этапе автоматизации звука в тексте также используются упражнения следующих типов:

Упражнение 1 «Рассказ по схеме»
Цель: автоматизация звука в тексте, закрепление навыка составления связного текста по схеме, закрепление умений ориентирования в направлениях пространства.
Ребенку предлагается карточка со схемой и изображением действующих лиц рассказа. Логопед пересказывает текст, «перемещаясь» по изображенной карте – схеме, и вслух обозначает направления движения героев. После прослушивания текста ребенок отвечает на вопросы, а затем пересказывает текст самостоятельно.
Если данное задание ребенок выполнит хорошо, ему дается возможность самостоятельно придумать аналогичный рассказ или сказку.
На данном этапе используются задания по составлению рассказов по серии сюжетных картинок. Ребенок учится определять последовательность событий, запоминать ее и воспроизводить.
Также используется работа по карточке с изображением четырех позиций ( сверху, снизу, слева, справа ) героев или предметов. Ребенок ставит фишку или игрушку в центр и выбирает направление движения ( Я пойду направо, в гости к кошке ). Затем логопед работает с обычным текстом, связанным по смыслу с данным изображением ( рассказом, стишком про кошку ).

На этапе дифференциации звуков используются задания, аналогичные вышеперечисленным.
Если на каком – либо этапе ребенок затрудняется в выполнении задания с элементами пространственного ориентирования, логопед возвращается к наиболее простому аналогичному упражнению и только после его отработки двигается вперед.
На протяжении всего процесса работы над звуками ведется систематическая тренировка мелких мышц руки, подготавливающая ребенка к овладению в дальнейшем навыками письма. Необходимо использовать изображения, вызывающие у детей интерес, рисование которых доставляет им удовольствие. При этом преследуется цель выработать стереотипы движений руки слева направо, сверху вниз, глазомер, мелкую мускулатуру пальцев и пространственное различие. Используются упражнения в рисовании, раскрашивании, штриховке. Простое дорисовывание строки заменяется заданием изобразить предмет определенным образом в пространстве относительно других на рисунке.
Например: нарисовать над каждым солнышком облако: справа от каждой елочки гриб; под каждой точкой снежинку; лодочку между волнами и т. д.

Сначала ребенку предлагается выполнить простые и относительно крупные рисунки, затем переходят к более сложным и мелким.
Такие упражнения, развивают мелкую моторику, также можно закреплять навыки пространственной ориентировки. ( Например, шнуровка контура какой – нибудь фигуры.)
Развивать навыки пространственного различения необходимо также на физкультминутках или в паузах между работой со звуком. При этом наиболее простым является упражнение в повторении определенного ритмического рисунка той или иной рукой, а наиболее усложненным – упражнение «Повтори правильно». Логопед дает инструкцию и за спиной ребенка так, чтобы он не видел, воспроизводит ритмический рисунок:
- Правой рукой постучим: // //.
- Левой рукой повторим: // //.
Ребенок должен выполнить это задание той рукой, которая указана в инструкции.
Используются упражнения в игровой форме. Логопед с ребенком проговаривает стишок:

Из болота на опушку
Прибежали три лягушки,
Стали бегать и играть,
Громко в барабан стучать.
Посчитай их: раз, два, три
И за каждой повтори.

Затем логопед предлагает ребенку повторить три ритмических рисунка. При этом возможно сравнение их по громкости, длине, количеству ударов.
Помимо физкультминуток и подобных упражнений на занятиях в качестве отдыха от артикуляторных упражнений используются задания на дорисовывание части геометрического изображения.
При этом сначала ребенок дорисовывает простые рисунки в нижней и правой части, а затем в верхней и левой.
Это задание развивает умение ориентироваться в направлениях пространства, в расположении элементов изображаемого относительно друг друга.

Проведенная коррекционная работа с детьми – дошкольниками над становлением зрительно – пространственного гнозиса и праксиса, несомненно, способствует лучшей адаптации детей в школе.


Библиография
Р.И. Лалаева Нарушения чтения С-П «СОЮЗ» 1998г
Программа развития и обучения дошкольника Москва «ОЛМА – ПРЕСС 2000г
И.К. Боровская, И.В. Ковалец Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития. Москва «ВЛАДОС» 2003г
З.Е. Агранович Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания ( зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. Санкт – Петербург «Детство – Пресс» 2003г
15