Программа дополнительного образования по коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи


Содержание


Пояснительная записка.....3

Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи ..6

Учебный план подгрупповых занятий
с детьми 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.7

Примерное перспективное планирование подгрупповых занятий
с детьми 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.8

Планируемые результаты освоения детьми старшего дошкольного возраста дополнительной программы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи.......21

Материально-техническое обеспечение ..22





















Пояснительная записка

Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребёнка», Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования. Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, которые нацелены на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих проблемы в развитии.
Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
В настоящее время отмечается значительный рост детей, имеющих различные нарушения речи. Дети с тяжелыми нарушениями, чаще всего, попадают в логопедические группы, а дети с фонетико-фонематическим нарушением речи (далее ФФНР) и дислалией различной степени тяжести (далее ФНР) остаются в массовых группах ДОУ и получают коррекционную помощь на логопункте ДОУ. Однако количество детей с речевой патологией неуклонно растет, что является одной из основных причин неоказания своевременной помощи детям данной категории даже в условиях логопункта, так как их количество значительно превышает допустимый уровень.
Исходя из этого, возникла необходимость введения на логопедическом пункте при МБДОУ № 53 «Зелёный огонёк» г. Брянска дополнительных услуг по оказанию коррекционной логопедической помощи воспитанникам с речевой патологией.
В настоящее время в МБДОУ № 53 «Зелёный огонёк» реализуется примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Эта программа не рассчитана на дошкольников с речевой патологией. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза происходит в рамках занятий по развитию речи, а детям с ФФНР такого объема явно недостаточно.
Логопедическая работа на логопедическом пункте ДОУ строится на основе программ:
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. – М.: Просвещение, 2014.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. – М.: Просвещение, 2014.
Данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования на логопункте детского сада, а также для дополнительных услуг по оказанию коррекционной помощи.
При составлении данной программы были использованы следующие авторские разработки:
Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
Жукова Н.С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи. – М.: Эксмо, 2010.
Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.
Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.
Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях: тетради 1-8 / Л.А. Комарова. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дидактический материал для логопедов: альбомы 1-4 / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.
позволяющие систематизировать работу по коррекции звукопроизношения и построить планирование работы по коррекции грамматического строя речи и связной речи для дошкольников, имеющих ФФНР.
Данная программа предназначена для проведения коррекционной работы с детьми 5-6 лет (старший дошкольный возраст), имеющих фонетико - фонематическое недоразвитие речи, и реализуется через индивидуальные и подгрупповые занятия.
Цель программы – формирование полноценной фонетической системы родного языка, развитие фонематического восприятия и овладение воспитанниками навыками звукового анализа и синтеза, позволяющими подготовить ребенка к овладению грамотой.
Достижение заявленной цели возможно через решение следующих задач:
своевременное предупреждение речевых нарушений;
преодоление недостатков в речевом развитии;
воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
формирование навыков учебной деятельности;
осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками и специалистами ДОУ.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;
принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

Характеристика детей
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР) это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:
заменой звуков более простыми по артикуляции;
трудностями различения звуков;
особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи.
Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.









Учебный план подгрупповых
занятий с детьми 56 лет с диагнозом «фонетико-фонематическое недоразвитие речи»


п/п
Возрастная группа
Направленность группы
Реализуемые программы:
-дополнительное образование
Объем недельной образовательной нагрузки

1
Группа старшего дошкольного возраста
Дополнительное образование
Программа дополнительного образования по коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста «Веселый язычок».

2 раза в неделю по 30 минут



Всего 60 минут

Всего занятий за учебный год:
67 занятий































Примерное перспективное планирование подгрупповых
занятий с детьми 56 лет с диагнозом «фонетико-фонематическое недоразвитие речи»

У детей данной группы помимо нарушений звуковой стороны речи отмечается несформированность фонетико-фонематического восприятия. С такими детьми должна проводиться планомерная работа по развитию фонематического слуха. Коррекционная работа предусматривает систему поэтапного формирования фонематической стороны речи. Занятиям основного этапа предшествует логотренинг.
На занятиях основного этапа логопед знакомит детей со звуками и буквами, проводит работу по развитию навыков звукового анализа и синтеза. На каждом занятии дошкольники упражняются в правильном произношении новых звуков, учатся их дифференцировать, знакомятся с буквами, которые обозначают эти звуки.
Коррекционная работа с детьми данной группы проводится в течение одного учебного года и делится на два периода:
1-й период обучения (сентябрь декабрь) 2 занятия в неделю, всего 28 занятий;
2-й период обучения (январь май) 2 занятия в неделю, всего 38 занятий.
Индивидуальные занятия с детьми с ФФНР проводятся дважды в неделю. Планом предусматривается проведение восьми занятий по развитию связной речи (один раз в месяц). Итоговое занятие проводится в форме праздника, на который приглашаются родители.

Примерное перспективное планирование подгрупповых занятий
с детьми 56 лет с диагнозом ФФНР

Период обучения
№ п/п
Тема занятия
Содержание занятия
Продолжительность занятия

I период обучения
(сентябрь-декабрь)
1
Логотренинг «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»
Знакомство с детьми, с содержанием занятий, знакомство с органами артикуляции, пальчиковый тренинг
30 минут


2
Логотренинг «Знакомство с домиком Язычка»
Артикуляционные упражнения: «Окошечко», «Забор», «Труба», «Часики», «Кнопка звонка», «Колечки», «Качели». Пальчиковый тренинг, массаж. Работа над речевым дыханием, просодикой речи. Знакомство со звуками речи. Уточнение словаря по теме «Фрукты»



3
Логотренинг «В гостях у Язычка»
Артикуляционные упражнения (повторение) «Чистим зубки», «Месим тесто», «Вкусное варенье», «Блинчик», «Чашечка». Пальчиковый тренинг, массаж. Работа над речевым дыханием, просодикой. Развитие чувства ритма. Понятие о гласных звуках. Лексическая тема «Фрукты»



4
Логотренинг «Прогулка Язычка»
Артикуляционные упражнения (повторение) «Лошадка», «Поймай мышку», «Грибок», «Барабан», Киска сердится», «Котенок пьет молоко».
Лексическая тема «Домашние животные». Пальчиковый тренинг, работа над просодикой, речевым дыханием, ритмом



5
Логотренинг «Друзья Язычка. Возвращение домой»
Артикуляционные упражнения (повторение) «Слоненок», «Индюк», «Ослик», «Пароходик», «Парашютик», «Футбол», «Моторчик». Лексическая тема «Домашние животные» (продолжение). Пальчиковый тренинг, массаж. Понятие о согласных звуках. Работа над просодикой речи



6, 7
Логотренинг «Язычок в гостях у Свистящей семейки»
Артикуляционные упражнения для постановки свистящих звуков. Лексическая тема «Грибы». Пальчиковый тренинг. Массаж пальцев. Самообъясняемые слова. Согласование существительных в роде и числе. Составление сложносочиненных предложений



8, 9
Логотренинг «Язычок в гостях у Шипящей семейки»
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки шипящих звуков. Развитие фонематического слуха. Лексическая тема «Одежда»



10
Логотренинг «В гостях у братьев Л, Ль»
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков Л, Ль. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического слуха.
Лексическая тема «Ягоды». Пальчиковый тренинг «На базар ходили мы». Развитие словарного запаса. Образование имен прилагательных от существительного; имен существительных множественного числа родительного падежа; согласование числительных с существительными



11
Логотренинг «В гостях у братьев Р, Рь»
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков Р, Рь. Знакомство со слоговой структурой слова. Лексическая тема «Овощи».
Пальчиковый тренинг «Вырос у нас чесночок». Обогащение словаря. Согласование существительных с числительными в роде, числе. Образование притяжательных прилагательных множественного числа родительного падежа



12
Логотренинг «Язычок на Поляне скороговорок»
Понятие об ударении. Работа над слоговой структурой слова. Отработка навыков речевого дыхания, работа над темпом и ритмом речи. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического слуха



13
Звуки Т - Д,
Т' - Д'
Слухо-произносительная дифференциация глухих и звонких согласных. Слоговой синтез слов. Анализ и сравнение слов



14
Звуки Б, Б'; буква Б. Клоуны Бим и Бом
Деление на слоги 23 сложных слов без стечения согласных. Звуковой анализ слов. Дифференциация Б Б'



15
Звуки П, П'; буква П. Приключения охотника Пульки
Воспроизведение серии слогов со стечением согласных звуков пта, пто, пту. Звуковой анализ слов папа, пила



16
Занятие по связной речи
Пересказ рассказа «Попугай Петя» (с опорой на серию сюжетных картин)



17, 18
Звуки Б П, П' Б'. Пик и Бим в плену у Бармалея
Дифференциация звонких глухих и твердых мягких согласных. Работа с предложением



19
Звуки В, В'; буква В. Похищение буквы В
Дифференциация звуков на слух. Знакомство с предлогами в, у, составление предложений. Правописание предлогов



20
Звуки Ф, Ф'; буква Ф. Незнайка фотограф
Звукобуквенный анализ слов: флаг, кофта, Федя, форма, фартук, фармакология



21, 22
Звуки В Ф, В' Ф'
Сравнительный анализ, дифференциация на слух и в произношении. Игра «Скажи наоборот». Составление звуковых схем слов Фима, Фома, Ваня, Фили. Игра «Измени звук». Выучить скороговорку: Влас у вас, Афанас у нас



23
Звуки Н, Н'; буква Н. Три поросенка
Удержание в памяти ряда слов. Анализ и преобразование слов: Ната, ноты, Нина. Игры «Скажи наоборот», «Подари подарки Наф-Нафу, Нуф-Нуфу и Ниф-Нифу»



24
Занятие по связной речи
Пересказ рассказа «Длинная неделя» по карт
·B°ине



25
Звуки К, К'; буква К. До-
машние животные
Звуковой синтез коротких слов. Воспроизведение словесных рядов. Знакомство с предлогами к, от. Выполнение простых зрительных диктантов. Звуковой анализ слов: кот,
кошка, кусок, собака, корова, коза



26
Звуки Г, Г'; буква Г. Гномы
Гена и Гоша
Произнесение и дифференциация звуков. Повторение словесного ряда. Зрительный диктант. Звуковой анализ слов: гуси, гном, пироги



27
Звуки X, X'; буква X. Хо-
мяк хвастун
Закрепление навыка звукового анализа и синтеза. Подбор слов с определенным количеством слогов и звуков. Самостоятельный полный звукослоговой анализ слов: хата, халва, запах, хлеб, уха, мох, ухо, мухи, петух



28

Звуки К - Г,
К' - Г', К - X,
К' - X'
Формирование навыков слухо-произносительной дифференциации звуков, слогового и позиционного анализа слов. Знакомство с предлогом из.
Анализ слов со стечением согласных: крошки, корм, хром, храм, храп, мак, маг, мох, книга, книги


За I период обучения 28 занятий

II период обучения (январь-май)
29

Звуки К - Г,
К' - Г', К - X,
К' - X'
Формирование навыков слухо-произносительной дифференциации звуков, слогового и позиционного анализа слов. Знакомство с предлогом из.
Анализ слов со стечением согласных: крошки, корм, хром, храм, храп, мак, маг, мох, книга, книги
30 минут


30
Звуки П, Т, К
Выделение слова, отличающегося по звуковому составу, из ряда слов. Закрепление навыка употребления в речи предлогов на, под. Звуковой анализ слов: крыша, тропа, прыгун, пар, паром, птаха, кнопка, пихта, танк. Игры «Замени звук», «Найди лишнее слово»



31
Звук и буква Э
Упражнение в произнесении слов сложной слоговой структуры. Выделение слова, отличающееся от остальных по слоговой структуре, из ряда слов. Формулирование вопроса к одушевленным и неодушевленным предметам (кто это? что это?). Звукослоговой анализ слов: Эдик, Эмма, Эля. Зрительный диктант



32
Занятие по связной речи
Пересказ рассказа «Про девочку Машу и куклу Наташу» по серии сюжетных картин



33
Звуки С, С'; буква С. Полет на Марс
Дифференциация звуков на слух. Замена звука в словах на звук С (необходимо отследить изменение смысла слов). Знакомство с предлогами с, со. Анализ слов и предложений



34
Звуки З, З'; буква З. Зима
Знакомство с предлогами за, из-за. Преобразование деформированной фразы, закрепление навыка звуко-слогового анализа слов: Зина, зима, замок, зонт, зубы. Зрительный диктант «У Зины зонт»



35, 36
Звуки С, С'; буква С. В гостях у бабушки Загадушки
Слухо-произносительная дифференциация звуков С З; С' З'. Развитие чувства рифмы, языкового чутья. Звукослоговой анализ слов и предложений: Сима зима, косы козы, Лиза лиса. У Лизы лиса и козы. У Симы коза и лисы. Сравнение слов по звуковому составу. Анализ предложений



37
Звук и буква Ц. Цыпленок Цып
Формирование правильного произношения звука Ц, навыков словообразования и словоизменения. Выделение слов с заданным звуком. Звукобуквенный анализ слов: луковица, цапля, цыпленок. Игра «Назови женскую профессию», «Один много». Игры с картинками «Что изменилось?», «Чего не стало?»



38, 39
Звуки Ц С. В горнице
Дифференциация звуков С Ц. Развитие фонематических представлений. Совершенствование навыка звуко-слогового анализа. Игры «Скажи наоборот», «Назови лишнее слово» (санки, цирк, суп, сок). Звукобуквенный анализ слов и предложений: колбаса, актриса, кольцо, колесо, нос, палец. Соня купила яйца. В лесу живут зайцы



40
Занятия по связной речи
Пересказ рассказа Г. Юдина «Цыпленок Цып» (адаптированный вариант) без наглядной опоры



41
Звук и буква Ш. Приключения Зайчишки-Пушишки
Формирование правильного произношения звука Ш. Определение последовательности звуков в слове, преобразование слов, самостоятельный звукослоговой анализ слов. Игры «Замени первый звук», «Скажи наоборот», «Угадай слово», «Где звук?». Слова и предложения для анализа: шкаф, шуба, Миша, шум, кошка, душ. Кошка под шкафом. Шуба в шкафу



42
Звук и буква Ж. Страна Жужжандия
Формирование правильного произношения звука Ж. Развитие слухового внимания, слухоречевой памяти, логического мышления. Совершенствование навыка звуко-слогового анализа слов. Игры «Послушай и посчитай», «Телеграф», «Кто придумает конец, тот и будет молодец», «Пирамида», «Скажи быстро». Слова для анализа: жук, жуки, кожа, жаба. Слуховой диктант: У Димы жук. У Наты жаба



43
Звуки Ш Ж. Как Женя и Даша искали Пушка и Джека
Слухо-произносительная дифференциация звуков Ж Ш. Знакомство с правописанием слогов жи, ши. Произнесение слов со сложной слоговой структурой. Игры «Замени звук», «Раздели на два», «Кто больше?», «Выбери картинку по схеме», «Дрожит не дрожит», «Шляпа колокольчик». Слова и предложения для анализа: шар, жар, Луша, лужа, ужи, уши. У Луши жук. У Жени шапка. Скороговорка: Шесть мышат в камышах пищат



44, 45
Звуки С Ш. Путешествие на воздушном шаре
Дифференциация звуков. Упражнение в правильном употреблении падежных окончаний существительных. Совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности, звукобуквенного анализа: машина, усы, кошка, самолет, шкаф, сумка, сила, шило, миска, мишка, каска, кашка, касса, каша. Скороговорки: Шла Саша по шоссе и сосала сушку, У Саши сушки



46, 47
Звуки З Ж. Непослушный зайчонок
Дифференциация звуков З Ж. Самостоятельный анализ слов. Знакомство с предлогом между. Игры «Исправь ошибку», «Назови лишнее слово», «Что без голоса?», «Возьми что надо», «Спой начало», «Наведи порядок». Слова и предложения для анализа: козы, кожа, зубы, жуки. У Зои жуки. У Жени козы



48
Занятие по связной речи
Составление рассказа «Про девочку Машу и куклу Наташу» по серии сюжетных картин



49
Звук и буква Ч. Почтальон Печкин принес посылку
Формирование правильного произношения звука Ч. Упражнение в словообразовании и употреблении личных окончаний глаголов. Уточнение понятий: имя, отчество, фамилия. Знакомство с предлогом через. Звукобуквенный анализ слов и предложений: часы, час, удача, задача. У Димы бочка. У Зины птичка. Игры «Отгадай загадку», «Запомни, повтори», «Назови ласково», «Преврати имя в отчество»



50
Звуки Ч Т' Наши гости-игрушки
Дифференциация звуков Ч Т'. Развитие слухоречевой памяти. Упражнение в звукобуквенном анализе. Игры «Исправь ошибки», «Скажи наоборот». Анализ слов и предложений: мяч, мять, печь, течь. Мальчик Петя сидит



51
Звук и буква Щ. Незнайка знакомится со звуком Щ
Формирование правильного произношения звука Щ. Определение количества звуков в слове на слух без зрительной опоры. Различение на слух случаев правильного и неправильного употребления категории времени глагола. Составление схем простых предложений без предлога. Слова и предложения для анализа: щи, ищи, щит, щука, щуки. У Димы щука. Скороговорка: Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке



52, 53
Звуки Ч, Щ
Дифференциация звуков Ч Щ. Формирование навыков позиционного анализа слов без наглядной опоры, словообразования, анализа и составления схем простых предложений без предлогов. Игры «Конец слова за тобой», «Что исчезло?», «Назови второй (пятый) звук», «Какой слог лишний?», «Наведи порядок», «Преврати в великана». Слова и предложения для анализа: чаща, щечки, щеночек, чищу. Маша поймала щуку



54
Звуки Ш Щ, буквы Ш Щ
Дифференциация звуков Ш Щ. Обучение правильному использованию родовых окончаний прилагательных. Совершенствование навыка звукобуквенного анализа. Анализ простых предложений с предлогом. Игры «Правильно ли это?», «Хлопни в ладоши, если услышишь звук», «Вставь нужный звук». Слова и предложения для анализа: пиши, пищи, чаша, чаща. У Шуры щука



55
Звуки Щ - С
Дифференциация звуков Щ С. Слоговой и звукобуквенный анализ. Составление предложений по опорным словам. Игры «Скажи наоборот», «Закончи нужным звуком», «Найди лишнее слово». Слова и предложения для анализа: осень, щенок, пасека, овощи. Сеня ловит щуку



56
Звук и буква Й. Похищение буквы Й Бабой-Ягой
Понимание лексико-грамматических конструкций. Формирование правильного произношения звука Й. Преобразование слов, нахождение слов с заданным звуком. Игры «Как правильно?», «Где спрятался звук?», «Назвать лишнее слово», «Убери звук». Слова и предложения для анализа: зайка, йод, май, чайка, ехать, чайник. У Димы майка



57, 58
Звуки Л, Л'; буква Л. Клад кота Леопольда
Формирование правильного произношения звуков Л, Ль, дифференциация звуков на слух и в произношении. Преобразование слов, различение получившегося и исходного слов. Игры «Ответь на вопросы», «Хлопни в ладоши, если услышишь звук», «Скажи наоборот». Слова и предложения для анализа: лук, люк, пыл, пыль, полка, полька. Лена искала булавку



59
Занятие по связной речи
Пересказ рассказа «Баба Люба» с наглядной опорой



60
Звуки Л, Л', Й, Л' - Й
Дифференциация звуков Л' Й. Совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности на уровне слова и предложения. Игры «Услышь звук», «Наведи порядок», «Придумай предложение». Слова и предложения для анализа: моль, мой, лямка, ямка, боль, бой, роль, рой. У Лены яблоко



61, 62
Буквы Я, Е, Е, Ю, Ь
Дифференциация гласных А Я, О Е, У Ю, Э Е. Объяснение двух способов обозначения мягкости согласных. Игры«Скажи наоборот», «Измени звук», «Договори окончание слова», «Преврати предмет в действие и наоборот». Слова для анализа: тук, тюк, конь, кон



63
Звуки Р, Р'; буква Р.
Поездка в Простоквашино
Формирование правильного произношения звуков Р, Рь. Совершенствование аналитико-синтетических навыков, навыка анализа слов со стечением согласных. Игры «Ответь, что я сделал раньше?», «Запомни повтори», «Скажи наоборот», «Назови профессию», «Подарки для Ромы и Риты». Чистоговорки: Ир-ир-ир мы за мир. Ри-ри-ри горят фонари. Слова и предложения для анализа: удар, репа, букварь, ручка, радуга. У Ромы репа



64, 65
Звуки Л - Р,
Л' - Р'.
Мы- туристы
Формировать навыки слухо-произносительной дифференциации звуков, анализа слов, преобразования слов. Произнесение слов сложной звукослоговой структуры. Игры «Покажи на картинке», «Хлопни, если услышишь звук», «Повтори за мной», «Скажи наоборот», «Подари подарки Рите, Роме, Лене и Луше». Слова для анализа: лук, рама, крыло, Лариса.



66
Занятие по связной речи
Составление рассказ по сюжетной картинке «Друзья»



67
«Прощание со Звукоградом»
Заключительное занятие (открытое) в форме праздника. Приглашаются родители.


За II период обучения 39 занятий

Всего за учебный год 67 занятий




































Планируемые результаты освоения детьми старшего дошкольного возраста дополнительной программы по коррекции
фонетико-фонематического недоразвития речи

Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:
- ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;
- ребёнок     овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;
- ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу.
























Материально-техническое обеспечение:

Учебно-методическая литература
Гордеева С.Е. Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета и движения – М.: ТЦ Сфера, 2011.
Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы / Ю.В. Иванова. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.
Дошкольный логопункт. Раздаточный материал для работы с детьми 5-7 лет: приложение к книге «Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы» / Ю.В. Иванова. – М.: Издательство ГНОМ, 2013.
Жукова Н.С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи. – М.: Эксмо, 2010.
Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии учебно-практических занятий. – М.: «Гном-Пресс», 2000.
Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях: тетради 1-8 / Л.А. Комарова. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дидактический материал для логопедов: альбомы 1-4 / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.
Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / [Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, А.В. Лагутина; авт.- сост. сб. Г.В. Чиркина]. – М.: Просвещение, 2014.
Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.
Невская В.П. Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей – логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.
Ульева Е.А. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. Пособие для педагогов и родителей. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: (Из опыта работы) / Под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1983.

Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

CD-диски
«Звуки родной природы»
«Азбука в картинках»
«Потанцуй со мной дружок»
«Согласные и гласные – похожие, но разные»
«Увлекательные путешествия Весёлого язычка»
«Звуки разные нужны – звуки разные важны»
«Я страну свою люблю – все предметы узнаю»
«Дружно с пальцами играем – свою речь мы развиваем»













13PAGE \* MERGEFORMAT14- 3 -15




титульный лист Заголовок 215