Технологическая карта урока по теме: «Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова по роману Достоевского «Преступление и наказание»


Методы эмоционального воздействия
Урок по любому учебному предмету должен решать как образовательные, так и воспитательные задачи. Но все же наиболее полно этому способствуют предмет литература. Специфика предмета литературы в формировании духовных и нравственных качеств личности в значительной степени определяется эмоциональной основой. «Эмоции – это знания, которые не получаются извне, а формируются внутри. К эмоциональной сфере относятся и эмпатические способности - способности к сочувствию, сопереживанию.
273051025525На сегодняшний день мы сталкиваемся с проблемой не сформированности у читателя-подростка способностей к глубокому проникновению в художественный мир литературного произведения, к эмоционально-ценностному видению художественного мира. Предварительные данные (мониторинг эмпатии) показывает, что у большинства обучающихся первого курса (70%) -низкий уровень эмпатии (рис.1).
Рис.1. Уровень эмпатии обучающихся 1 курса
На своих занятиях я ставлю цель направить сознание подростка навстречу добру, справедливости, состраданию, воспитываю эмпатию, с помощью средств методов эмоционального воздействия: сопереживания, возмущения, поучения. Читая художественную литературу, обучающийся познаёт эмоциональный мир людей, включается в этот мир, переживает его как собственный, откликается на него своими чувствами, обогащает свой духовный опыт. В аспекте сопереживания и заключается воспитательная функция литературы. Вместе с тем, говоря о глубоком воздействии произведения на духовно-нравственный, эмоциональный мир подростков, мы убеждаемся в том, что они воспринимают далеко не сразу и не все средства эстетического воздействия из богатого арсенала художественного произведения. Реализовать поставленные задачи удается посредством создании эмоциональной ситуации на уроке в процессе интерпретации, анализа художественного текста через внедрение неожиданного вопроса, литературно-познавательной задачи, анализа художественной детали, анализа заглавия, эпиграфа, анализа языка чувств героя и других приёмов работы. Эмоциональная ситуация, актуализируя эмоции, чувства, духовные переживания личности, способствует более яркому и глубокому общению с художественным произведением. Особое внимание при этом следует уделять репликам и вопросам обучающихся на уроке, так как в них выражается поиск, спор, сомнения, возражения, своя точка зрения. Только через учебный диалог можно достичь культурного, нравственного и духовного взаимообогащения как обучающихся, так и учителя. Для построения такого диалога можно использую следующие формы и методы: рассказ,  разъяснение, этическую беседу,  литературную дискуссию, урок-исследование, беседы, работу над мини-проектами.
Во время рассказа обучающиеся   должны обязательно сопереживать, а впечатления от рассказа сохранить как можно дольше. Разъяснение нужно применять только там и только тогда, когда обучающимся действительно необходимо что-то разъяснить, сообщить новые нравственные положения, повлиять на их сознание и чувства. Этическая беседа как метод привлечения обучающихся к обсуждению и анализу поступков, выработки нравственных оценок, и моральных представлений, являющихся основой для формирования нравственных взглядов, убеждений и эмпатии. В процессе дискуссии неизменно сталкиваются характеры и взгляды, в которых надо уметь отличить настоящие и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Уроки-исследования, беседы, семинары дают возможность   непринужденного рассуждения о настоящих общечеловеческих и духовных ценностях. Практикую на уроках сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения, направленные на осмысление таких нравственных понятий как совесть, милосердие, сострадание, благородство. Литература предлагает обучающимся такое знание о мире, которое не даст никакой другой учебный предмет. Литература как словесное искусство, являясь особым способом познания жизни, обладает высокой степенью эмоционального воздействия. 
Результаты исследований выявили положительную динамику уровня эмпатии (рис.2)
1841552070
Рис.2. Уровень эмпатии обучающихся 2 курса.
Сравнивая между собой процентные показатели количества обучающихся имеющих высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий уровень эмпатии на 1 этапе и на заключительном этапе диагностики, можно говорить об эффективности применения методов эмоционального воздействия.
В представленной технологической карте урока отражен подход к проектированию урока, для развития чувства эмпатии у обучающихся.
2. Технологическая карта занятия
Тема: «Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова по роману Достоевского «Преступление и наказание»
Цель урока: 
Урок-исследование, направленный на формирование УУД в рамках изучения литературных произведений
Тип урока: 
 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 
В мире литературы: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учеб. Заведений/Авт.-сост. Кутузов А.Г., Киселёв А.К., Романичева Е.С.и др.;  под ред. А.Г. Кутузова , «Дрофа», 7-ое изд., 2014.Ю.В.Лебедев. часть I « Русская литература 15 века» МОСКВА « Просвещение» 2015г.
Текст трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» http://ilibrary.ru/text/467/p.1/index.html ,текст романа Ф.М.Достоевского « Преступление и наказание» http://ilibrary.ru/text/69/index.html
Используемая методическая литература: 
Фомичев А.С. трагедия Пушкина « Моцарт Сальери». Н.В. Егорова поурочные разработки по русской литературе 19 в.» М, « ВАКО» 2012г.
Используемое оборудование: 
ноутбук с подключенным интернетом, доска для представления результатов исследования
Используемые ЦОР: 
Сервис http://www.tagxedo.comМатериалы сайта  http://slovari.yandex.ru/Адрес сайта:  http://school-collection.edu.ruОнлайн-тесты на сайте:  http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/10/13/test-po-romanu-fm-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie
Краткое описание: 
 Технологическая карта урока группы Т-1 по литературе на тему: Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова ,направленного на формирование УУД по стандартам ФГОС ООО.</p> http://ilibrary.ru/text/69/index.htmlПредмет: литература
Группа 1 курса
Тип урока: урок-исследование, урок получения новых знании, частично-поисковый
УМК: программа   А.Г.Кутузова  по литературе : В мире литературы.9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учеб. Заведений/Авт.-сост. Кутузов А.Г., Киселёв А.К., Романычева Е.С.и др.;  под ред. А.Г. Кутузова, «Дрофа», 7-ое изд., 2008.
Технологическая карта
 
Тема  Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова.
Цель Раскрыть одну из основных проблем романа « Преступление и наказание
Задачи Актуализация ранее полученных знаний.
Формирование навыков работы в группах и исследовательской деятельности, навыков работы с текстами.
Отработка навыков устного высказывания и составления письменного высказывания на заданную тему.
Формируемые УУД
Личностные: принимать и сохранять учебную цель и задачу., формировать качества личности (эмпатия)
Регулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи
Познавательные: способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков.
Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, создавать письменные высказывания.
Основные понятия Проблема, конфликт, характер литературного героя, понятие «жертва и палач»
Ресурсы:
- основные
 
 
- дополнительные В мире литературы. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учеб. Заведений/Авт.-сост. Кутузов А.Г., Киселёв А.К., Романичева Е.С.и др.;  под ред. А.Г. Кутузова , «Дрофа», 7-ое изд., 2008.
Сервис http://www.tagxedo.comМатериалы сайта http://slovari.yandex.ru/Адрес сайта: http://school-collection.edu.ruОнлайн-тесты на сайте:  http://onlinetestpad.com/ru-ru/Go/Test-po-komedii-AS-Griboedova-Gore-ot-uma-Variant-1-423/Default.aspxОрганизация пространства  
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Задания для обучающихся , выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
I.  Самоопределение к деятельности
Цель.
Включение студентов в деятельность на личностно-значимом уровне. Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку. Составляют рефлексивную карту «Шкала самооценки» Приветствуют учителя, настраиваются  на урок.
   
     
II. Актуализация знаний
Цель.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» Обсуждает с обучающимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах.
Вопросы для обсуждения:
Что вы помните о трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»Назовите героев трагедииКак в романе « Преступление и
Наказание» решается проблема униженных и оскорбленных?Как вы думаете, какое отношение к сегодняшнему уроку имеет А.С. Пушкин? Обучающиеся дают определения, что такое проблема вообще и что понимается под проблемой художественного произведения. Работа со словарями:
http://slovari.yandex.ru/ 
 
 
  Владение научной терминологией, ключевыми понятиями. Формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения, а также целеполагание, умение ставить  учебную цель и задачу.
III. Постановка учебной задачи
Цель.
Формулирование темы урока. Постановка проблемы: Какие проблемы мы можем выделить в романе Достоевского «Преступление и наказание»? Какая из них наиболее важна с точки зрения авторского замысла.Преподаватель предлагает обучающимся сформулировать тему и цель урока. Обучающиеся рассуждают о том, какие проблемы затронул автор, обосновывая свою точку зрения: какая из них наиболее важна, после чего  формулируют тему и цель урока. Обучающимся предложены высказывания о герое:
1. «Свободный человек становится рабом им выбранной идеи. Он как бы одержим ею.» (Е.Ю. Кузьмина-Караваева)
2. «Раскольников, в отличие от Наполеона, думал оправдать пролитую им кровь…» (В.Я. Кирпотин)
3. «Если трагедия Раскольникова – лишь трагедия совести, то как понять, что он, дважды убивший, грозится вновь обрушить топор на человеческую голову…»
(В.Я. Кирпотин)
4. «… противоречие между ужасом убийства и подлостью примирения не дает покоя Раскольникову» (Е.Старикова) Владение навыками аргументированного устного высказывания. Способность ставить новые учебные цели и задачи
 
IV. «Открытие» учащимися новых знаний
Цель.
Познакомить с понятиями «гений и злодейство», чудовищная теория как составляющая теории Раскольникова. Предлагает обучающимся поделиться на группы и даёт задания для каждой из групп:
1 группа – Сравнительный анализ. Как оценивает человека жизнь героя: Раскольников и Сальери. ( докажите текстом) 2 группа– Приемы, используемые Пушкиным и Достоевским в раскрытии героя.
3 группа– Двойники Раскольникова в романе « Преступление и наказание» (Лужин и Свидригайлов).Что общего между Сальери и Свидригайловым?
4 группа– Финал трагедии и романа:- Каков финал трагедии « Моцарт и Сальери»- Финал романа «Преступление и Наказание» 1 группа
Составление кластера на тему.
2 группа
Устное представление высказываний по теме.
3 группа
Устное представление высказываний по теме.
4 группа
Устное представление высказываний по теме.
Обучающимся предлагается разбиться на группы и провести самостоятельное исследование на заданную тему.
Работа с текстом романа, составление кластера из цитат героев;
Работа со словарями и сопоставление разных словарных статей;
Работа с выдержками из критических статей.
  Поиск и выделение необходимой информации, сопоставление и обобщение. Определение основной и второстепенной информации;
Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;
Выдвижение гипотез и их доказательство
 
 
 
 
 
 
 
 
 
V. Закрепление изученного материала в ходе представления результатов собственной деятельности
Цель.
Закрепить полученные знания, сформировать умение публичного представления  продукта  своей деятельности  Предлагает обучающимся рассказать о результатах своего исследования. Обучающиеся представляют результаты своей работы, отвечают на вопросы преподавателя и одногруппников. Предлагается обучающимся рассказать о результатах своего исследования, с опорой на записи в тетради, кластеры и т.п.   Навыки отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний;
Осуществление познавательной  рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач
VI. Работа с самопроверкой по эталону
Цель.
Проверка степени усвоения учебного материала
  Преподаватель предлагает обучающимся проверить свои знания текста, пройдя онлайн тест: http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/10/13/test-po-romanu-fm-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie Отвечают на вопросы теста, Выполнение теста с последующей самопроверкой (на сайте можно посмотреть статистику правильных и неправильных ответов и даже получить сертификат за прохождение теста). Поиск и выделение необходимой информации Формирование навыков  самооценки
VII. Включение новых знаний в систему знанийЦель.
Включение новогознания в систему изученного материала. Преподаватель предлагает обучающимся написать сочинение-миниатюру на тему: «Можно ли строить жизнь по теории Раскольникова»
Оформляют письменное высказывание в форме эссе с последующим почтением вслух и обсуждением прочитанного. Самостоятельная творческая работа Создание письменного высказывания и его представление Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач
VIII. Рефлексия
Цель.
Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы.
  Рефлексия обучающихся и преподавателя
  Оценивают свою работу на уроке Заполнение рефлексивной карты
Сегодня на уроке я:
Что получилось и что не получилось?
Достигли ли цели, поставленной в начале урока?
Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?
Какие новые вопросы возникли в конце урока?   Формирование навыков рефлексии
IX. Д/з. Задание 1 уровня:
Предположите, какова может быть дальнейшая судьба Раскольникова и других героев. Почему? Составьте соответствующую таблицу в тетради.
Задание 2 уровня:
Сочинение "Моё послание  Раскольникову". Записывают домашнее задание в дневник, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить. Записать домашнее задание на следующий урок    
Преподаватель_______________________________________________