Изучение романа Преступление и наказание Ф. М. Достоевского через исповедальную концепцию автора.


Изучение романа Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание» через исповедальное слово и религиозную концепцию автора.
Автор – составитель: учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии Восточных языков №4 г. Хабаровск –Буяло Ю.Ю.
Изучение объемного эпического произведения -сложный процесс, который связан со знанием текста и умением легко в нем ориентироваться. Следовательно, задача учителя – обратить внимание на взаимосвязь сюжета и образов, а также примеров и средств изображения с авторской позиции. Фрагментарное чтение и анализ эпизодов помогают выделить основные части сюжета и их роль в композиции, рассмотреть с точки зрения стилистики тему и
проблему, выяснить позицию автора. Как отмечает З.Я. Рез, при изучении эпического произведения необходимо «стремиться сохранить эмоциональное отношение к героям и событиям» , поэтому следует организовать смысловое чтение : оценивать психологическое состояние пространственно- временной план, пейзаж, портрет . В силу своей
специфики «Преступление и наказание» сложно для десятиклассников: в нем поставлены социальные нравственно- этические и философские проблемы. Поэтому деятельность учителя должна быть направлена на разрешение поставленных автором вопросов через систему художественных образов романа ,с целью формирования мировоззрения старшеклассников, так как поставленные проблемы представляют не узко-временное значение, а общечеловеческое. Традиционно роман изучается по схеме: причины , подтолкнувшие Раскольникова
на убийство , теория героя и его наказание. При таком анализе романа рассматривается Петербург Ф.М. Достоевского, мир униженных и оскорбленных ,сущность теории героя и ее близость и различие с другими жизненными позициями . Затем делаются выводы и обобщения
по роману ,при этом мало уделяется времени поэтике автора. А интереснее взглянуть через художественную форму романа на его исповедальный характер ,а через них раскрыть проблематику. Разработанная мною система уроков имеет цель через внутренние монологи героев выявить авторскую позицию: через покаяние обрести нравственное возрождение. Многие методисты не придавали значение самосознанию героев исповедальным мотивам произведения и лишь некоторые обращались к анализу внутренних монологов для раскрытия полифонии Ф. М. Достоевского. При этом не отмечали место религии в художественном мире автора. Поэтому представленная система уроков вносит новый аспект в изучении романа. Предлагаю следующую последовательность :1-2урок Введение в художественный мир
« Преступления и наказания» Проблемы романа трагедии.
3-4 уроки Теория Раскольникова о « праве на кровь по совести» и ее саморазоблачение. Проблема человека и счастья всего человечества.
5-6 уроки Раскольников и его двойники (Лужин и Свидригайлов)Исповедь Свидригайлова.
7-8 уроки Раскольников и Соня Мармеладова. Идея страдания и очищения в романе.
9-10 Мастерство Ф.М. Достоевского – художника.
На первых двух уроках ознакомление с историей создания и замыслом романа дает возможность понять роль исповедального слова писателя . Истоки « Преступления и наказания» восходят ко времени каторги в 1859 году Ф.М. Достоевский писал брату: « Не помню ли я тебе говорил про один исповедальный роман ,который я хочу писать после всех говоря, что еще самому надо пережить на днях. Я совершенно решил писать его немедля…Все мое сердце с кровью положится в этот роман. Я задумал его на каторге, лежа на нарах в тяжелые минуты грусти и саморазложения. Исповедь окончательно утвердило мое имя».
Роман задумывался в форме исповеди героя и вытекал из духовного опыта каторги писателя, где он столкнулся с « сильными личностями» ,стоящими вне морального закона. Замысел он вынашивал 6 лет За которые написал «Униженные и оскорбленные», «Записки из подполья», в которых звучат темы бунта героя –индивидуалиста и бедных людей. Синтезом этих произведений явился роман « Преступление и наказание» ,первоначально существовавший под названием «Пьяненькие», но позже автор расширил содержание вопроса о пьянстве и семейного воспитания до преступления и ответственности человека за него . Так повесть переросла в роман.
Далее предлагаем выяснить специфику названия произведения, ее связь с замыслом и структурой повествования. После этого следует выявить жанровую природу «Преступления и наказания».
Следует акцентировать внимание на то ,как писатель вводит в художественный мир ( УКАЗАНИЕ НА СУТКИ, В КОТОРЫЕ ПРОИСХОДИТ ДЕЙСТВИЕ, НА МЕСТО И ВРЕМЯ ГОДА) Так выясняем ориентацию на принцип построения драматического искусства, и становится понятно, что перед нами роман- трагедия. На следующем этапе даем задание выделить с первых страниц
причины ,которые могли подтолкнуть на преступление. Учащиеся сообщают, что Раскольников
« был задавлен бедностью» ,испытывал страх и одиночество, и ему ничего не оставалось, как размышлять над своей жизнью. Данные заносим в таблицу ,обозначаем социальные причины и философские. Далее определяем позицию героя по отношению к себе и к миру. Обращаемся к внутреннему монологу « На какое дело хочу покуситься и в то же время таких пустяков боюсь!...» до слов «…Да пожалуй ,что игрушки!» Заостряем внимание на знаки препинания и выясняем двойственность в сознании героя. Учащиеся отмечают ,что преобладают многоточия ,которые характеризуют недосказанность ,восклицательные конструкции- радость и
восторг ,вопросительные-сомнения, нерешительность. Затем зачитываем первое описание Петербурга в романе «На улице жара стояла страшная…» до «…Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека.» Приходим к выводу , что атмосфера города действовала удушающее на героя. Вносим Петербург в таблицу, как причину преступления. Безусловно ,говорим о маршруте героя, при этом отмечаем «подразнивающие диалоги» в его душе « безобразную мечту», которая вносится в таблицу, как причина преступления. Потом уместно рассмотреть описание будущей жертвы, оно помогает увидеть ее связь с «безобразным» Петербургом . а также людьми, которых Раскольников видит в кабаке. Таким образом, слово
« безобразный» помогает понять мир героя и его готовность исправить ,но какой ценой? Эта тема последующих уроков .Поэтому целесообразно рассмотреть описание комнаты старухи процентщицы и обратить внимание на детали. Комната освещена заходящим солнцем. Следовательно , солнце – природный свет ,а в душе у человека свет-сердце, душа ,совесть. Солнце выступает, как символ жизни и напоминает, что жизнь любого неприкосновенна. Так природа предупреждает Раскольникова о том ,чтоб он не совершал преступление.
Проделанная работа приводит к вопросу : Случайна ли встреча Мармеладова с Раскольниковым? Подходим к исповеди первого ,в которой раскрываются мотивы социальные и психологические убийства старухи. Знакомство героев важно, оно помогло излить душу одному и укрепить мысль о преступлении другому. Учащиеся начинают реагировать на вопрос по –разному: зачитывают «Бывают иные встречи совершенно с незнакомыми людьми, которыми мы начинаем интересоваться…» ,говорят о том, если б не встретились бы герои, может и не было б преступление и Раскольников не познакомился б с Соней, а просто сошел с ума от своей идеи. Так почему же Мармеладов выбрал в собеседники именно Раскольникова? Поставленный вопрос помогает увидеть, что он искал внимание со стороны внимающего исповеди из всей пьяной толпы выбрал одного, так как увидел в его лице страдание. Так определяем близость героев : оба бедны и несчастны. Словарная работа над словом «исповедь» помогает определить функции исповедального слова в романе. Исповедь- одно из христианских таинств, которое очищает душу человека от зла, дает возможность искупить свои грехи, признавшись праведному
человеку ,который отпускает их, либо приговаривает к публичному покаянию. Но признание своих ошибок должно быть искренним. А для героев Ф. М. Достоевского исповедь-
устный диалог ,обращенный к сознанию другого человека или к самому себе, а цель его может быть следующей:
- Самооправдание в своем грехе.
-Анализ своих поступков.
-Желание сострадания.
-Потребность утвердить свое «я»
-Желание покаяться (чистая исповедь).
-Обогащение своего сознания в результате общения.
После этого комментария ставим вопрос: Какая же цель Исповеди Мармеладова? Возникает дискуссия. « ЗАЧЕМ МЕНЯ ЖАЛЕТЬ…»ЭТО не желание сочувствия, а что-то большее. Смиряется ли Мармеладов со своим положением или бунтует? Обратимся к фрагменту исповеди о втором пришествии Христа и проводим комментарий Так происходит временной сдвиг из бытовой-житейской темы в философскую и библейскую. Мармеладов считает , что за страдания БОГ простит он ждет божьего суда как спасения .Слова « Пью ибо сугубо страдать хочу» раскрывают жизненную позицию героя. Предлагаем поразмышлять об этом. Для него бедность – социальный уровень. Пьет от того ,что беден от горя. А нищета- нравственный уровень. Концепция жизни Мармеладова в цитате: «БЛАЖЕНЫ НИЩИЕ ДУХОМ, ИБО ОНИ УТЕШАТСЯ» Так становится
понятно , что он смиряется с действительностью и находит утешение в пьянстве. А Почему Мармеладов начал пить? История его жизни помогает проследить, как начался процесс нравственного оскудения. Казалось бы, он мог избавиться от порока ,но в силу социальных причин не может его уничтожить. Мармеладов видел, как страдают Катерина Ивановна и ее дети , поэтому решил взять на себя часть забот, быть отцом и главой семьи .Он целый год не употреблял спиртное ,потому что было ради кого и чего жить . Мармеладов рассказал свою историю с целью раскаяться в дурных поступках ,потому что он надеется искупить их страданием. Жизнь его оборвалась, но перед смертью он исповедался Раскольникову , тем самым получил возмездие за свои грехи и прощение, ибо осознал свое преступление.
1-2 уроки по изучению романа углубляют первоначальное восприятие о мире, в котором живут герои. Текстуальный анализ помогает определить мотивы преступления Раскольникова. Анализ исповеди Мармеладова знакомит с особенностями исповедального слова Ф .М. Достоевского.
3-4 уроки имеют цель выяснить сущность теории главного героя романа. Основной мотив преступления « кровь по совести» ,при этом рассматриваем борьбу разума и сердца в сознании. Группа учеников анализировала письмо матери Раскольникова , оно повлияло на решение героя. Определили цель исповеди Пульхерии Ивановны - обогащение своей души по средством общения с сыном. Так какой же главный мотив убийства? Обращаемся к другой группе учащихся, анализировавших разговор студента и офицера. Раскольников узнает из их беседы о Алене Ивановне, которая зарабатывает на жизнь ростовщичеством и держит в подчинение сестру Елизавету. Студент убил бы первую из-за денег ,он оправдывает это тем ,что старуха уже прожила жизнь и скоро умрет от старости ,а деньги могут спасти других . Но позволить переступить нравственный закон он не может, потому что его будет мучить совесть, хотя для справедливости можно пойти на убийство, по его мнению. «За одну жизнь –тысячи жизней взамен» Так в основе теории Раскольникова переплетаются гуманистические устремления : установить справедливость, но ценой пролитой крови. Обращаемся к исповеди героя перед следователем. Зачем идет Раскольников к Порфирию Петровичу? Только ли за тем чтобы забрать заклад? Естественно ли ведет себя герой? Какое у нег о психологическое состояние? Зачем следователь спрашивает о красильщиках? Эти вопросы помогают понаблюдать внутренние диалоги героев. Раскольников «поет Лазаря», входит со смехом, гримасничает ,контролирует себя в вопросе о красильщиках видит ловушку, умело выкручивается. Но герой даже не подозревал, что будет исповедоваться доверять свои затаенные мысли, идеи. А прав ли Порфирий Петрович, разбирая основные мысли статьи Раскольникова? Указываем сильных и слабых личностей, с точки зрения главного героя : астроном Кеплер физик Ньютон Салон основатель демократии Ликург основатель Спарты Магомет Наполеон- сильные? А слабые кто? Толпа и герой, но гений и злодейство несовместимы .Гений – человек одаренный природой способностями, но это не дает ему право распоряжаться судьбами, потому что утрачивается чувство меры и гармонии . Критерием деления по разряду оказывается совесть .Словарная работа над этим понятием уместна. Совесть-дар понимания человеком сообщаемый ему вести о греховности, духовном несовершенстве. Она помогает остановить человека перед выбором различения добра и зла. Но если у человека нет ответственности за свои поступки, не следует обвинять голос совести ,значит человек не смог преодолеть зло в своей душе. Поэтому появляются преступники, которые пользуются моментом.
Ошибочность теории Раскольникова помогает понять сцена на Николаевском мосту. После убийства ничего не изменилось, зло нельзя победить злом. Способен ли один человек сделать счастливыми все человечество? Так выходим на проблему соборности объединению людей. Это решает религия, нравственность. А к какой опасности может привести индивидуализм выясняем на 5-6 уроках по роману, узнав что исповедь героя- утверждение самого себя. Полифонизм автора проследим, выясняя специфику двойников Свидригайлова и Лужина . Данные заносим в тетрадь в виде схемы. Какое наказание за грехи получают герои? Они обречены на одиночество и страдание Концепция жизни Лужина бесчеловечна: он готов на убийство ради личной выгоды , делит людей на успешных и неудачников ,богатых и бедных. Его исповедь –расчет жизни, умение приспосабливаться любой ценой, не смотря на мораль. Мармеладов и Раскольников так не умеют. А вот Свидригайлов .Предлагаем разобрать сцену посещения каморки Раскольникова героем.(ч.4 гл. 3) и выяснить цель прихода Свидригайлова. Тот пришел чтобы поговорить о Дуне ,сестре Раскольникова. А когда впервые они увидели друг друга? Пересказ эпизода о девушке на бульваре , преследуемой Свидригайловым , демонстрирует отношение к посетителю. Так почему же хозяин не выгнал, а стал слушать его исповедь? « Изверг ли я или сам жертва?» Сильный он или слабый обыкновенный или необыкновенный? Что значит вечность для героев? « Нам вот представляется вечность, как идея которую понять нельзя…»- говорит герой. Для Свидригайлова это баня с пауками, нет ничего святого , поэтому он живет в свое удовольствие. А Раскольников ценит красоту жизни, панораму дворцов Петербурга ( вспомним Сцену на Николаевском мосту). Так у одного есть какие-то понятия о красоте, у другого они отсутствуют. Кривое зеркало Раскольникова- его двойники, они развивают и дополняют его отрицательные стороны. Цель их исповеди утверждение себя. Интересна исповедь в трактире Свидригайлова. Что узнал Свидригайлов, подслушав разговор Сони и Раскольникова? Принимает ли герой позицию другого преступника? Как оценивает свое преступление и преступления других? Какое наказание получает? Раскаивается ли? Сравнительный анализ исповедей Мармеладова и Свидригайлова помогает увидеть искренность обоих, но второй ведет себя как шут ,испытывает наслаждение от низости своего поведения. Анализ кошмаров и самоубийства – наказание смерть духовная и физическая, следовательно, нет раскаяния ,не смотря на страдания . Таким образом, прослеживаются художественная взаимосвязь исповедального слова в романе.
7-8 уроки посвящены образу Сони Мармеладовой, через которую автор видит путь спасения в смиренности и покорности через сострадание и покаяние. Рекомендуем обратиться к сценам встречи героев так как они отличаются психологизмом. Эпиграфом к уроку послужат слова
« Да ,страшна была ему Соня…» Почему же? Первое свидание ( ч.4.гл.4)/ комментированное чтение позволяет увидеть символику художественных деталей .Соня жила в доме Капернаумова, а именно там сходятся все грешники и страдальцы жаждут исцеления
( Мармеладов просил деньги у Сони, Дуня приходила узнать о брате ,Катерину Ивановну приносили умирать в это дом …) В Евангелие Капернаум -главное место пребывания Христа. Как люди внимали слова Христа, так и Раскольников внимает истине жизни в комнате у Сони. Раскольников при входе в ее жилье видит не саму Соню, а свечу. Ассоциации ,которые связаны с этим образом, помогают понять жизнь души героини. Прокомментируем вопросы, которые задает герой, замечаем что они мучительны для Сони ,потому что раскрывают ситуации ее положения, а главное рисуют картины ее будущей жизни. Зачем герою нужно мучить Соню ,сказывается ли его жестокость натуры? Он испытывает , хочет понять силу натуры , взгляды на жизнь ,то как ей удается быть преступницей и спасительницей близких ей людей. Так приходим к выводу ,что цель посещения –навязать свою теорию. А удается ли это? Читаем по ролям .От слов « Не каждый день получаете -то?» до «Да может Бога –то совсем нет» Обращаем внимание на психологическое состояние, на « борьбу» на отчаянную веру и надежду на Бога . Так убеждаемся ,что у Сони свое мировосприятие. Почему герой поклонился Соне? « Я не тебе поклонился я всему страданию человеческому поклонился…»Слов героя недостаточно для ответа. Теория Раскольникова запрещает страдать, но в столкновении с Соней, он не может не сострадать .Какой же выход чтобы избавиться от страданий? « Ведь справедливее тысячу раз справедливее и разумнее было прямо головой в воду и разом покончить!» Что отвечает Соня? « А что с ними то будет?»- слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем ,как бы вовсе не удивившись его предложению» Соня ни раз думала о самоубийстве ,но ее удерживала мысль о близких ей людях, которым нужна ее помощь. Почему же она думает не о себе, а о других? Она какая? Словарная работа над словом «альтруизм»-готовность бескорыстно действовать на пользу других ,не считаясь со своими интересами. В чем прав Раскольников ,а в чем Соня? Противоречия существует : человеку дана жизнь ,чтобы радоваться , но он страдает. ЧТО ДЕЛАЮТ герои с несправедливостью? Раскольников бунтует, а Соня смиряется. Чтобы выделить концепцию жизни Сони ,рассматриваем три дороги « броситься в канаву», то есть самоубийство, « попасть в сумасшедший дом», «броситься в разврат». По какой же идет Соня? Обращаемся к тексту « Ты молишься Богу Соня?» до слов « Юродивая! Юродивая! – твердил он про себя». Предлагаем ответить на вопрос за Соню « А что тебе Бог делает?» Это задание расширяет ответ Сони «ВСЕ ДЕЛАЕТ» Что все?
Это страдание ,переживание за судьбу близких, жертвенная любовь , толкающая на разврат, но в то же время благодарность за свою жизнь и вера в лучшее. Соня выбрала четвертую дорогу – это путь к Богу через страдания за других людей, во имя любви к человеку и жизни.
Раскольников считает Соню сумасшедшей? Почему? Он не понимает ее веру, а увидеть дар ее прорицания поможет история о воскрешении Лазаря, прочитанная героиней. Пересказ этой истории и комментирование « Я- есемь воскрещение и жизнь» способствует выходу на проблему нравственного возрождения героя. Бог принес на землю истину- нравственные заповеди, если человек их нарушает , он имеет возможность покаяться и получить воскрешение и лучшую жизнь от судьи небесного. Но как же жить без греха? Жить без выбора?
Все имеют право на ошибку ,нужно уметь признавать это ,и тогда высшие силы смилуются над судьбой. Как подействовала библейская истории на Раскольникова? Отказался ли он от своей идеи готов ли покаяться? «Сломать надо раз и навсегда да и только…» - утверждает герой. Он готов рассказать о своем преступление , но это не покаяние ,не исповедь ,а голос разума ,бунт. Цель исповеди Сони какая? Это самооправдание в своем грехе , ибо она не может видеть ,как страдают другие, но жертвует собой ради них. Раскольникова же страшит такое отношение : взять на себя грех страдать за других, не думая о своей личности.
На 8 уроке по роману анализируем вторую встречу ( Ч.5 ГЛ. 4) Предлагаем вспомнить ,какое событие предшествовало свиданию , тем самым напомнить о поминках отца Сони и клевете Лужина. « А теперь пора и мне !- подумал Раскольников- ну-тка, Софья Семеновна,
посмотрим ,что вы сейчас будете говорить?» Что кроется за этими мыслями героя? Если Бог есть то почему он допустил, чтобы Соня потеряла отца, а саму ее обвинили в воровстве? Но только ли за этим пришел герой? Он обещал рассказать, кто убил Лизавету. .Разбираем исповедь перед Соней. Психологическое состояние какое у героев в этом эпизоде? Игра и догадки, сомнения подтекст в речи, желание высказаться своему нравственному судье- все это позволяет поразмышлять, раскаивается ли Раскольников? Приходим к выводу, что цель исповеди героя- желание сострадания. Подтверждают слова «За то что я сам не вынес на других пришел свалить страдай и ты, мне легче будет…» Какой выход предлагает Соня? « Поди сейчас , сию минуту, на перекресток ..и скажи всем вслух: «Я убил!» Это публичная исповедь, но совершив ее, он не раскаялся. Доказательством служит третье свидание ( ч.6 гл. 7)Зачем пришел он к Соне? Нужен ли ему крестик? Значит ли это что он поверил в БОГА? Крест нужен, чтоб не страдать от подозрений следователя « НУ ДА! – СКАЗАЛ ОН УСМЕХАЯСЬ…» ДО СЛОВ « ТОТ- ТО ЭФФЕКТА ВРОДЕ ДОСТИГНУ» Комментирование этого монолога помогает понять ,что страдать тяжело герою, но он не может искупить свою вину даже публичным покаянием ,так как не понимает, в чем виноват, он не чувствует себя преступником. Так какое же наказание получает герой и в чем его преступление? Подводим к мысли о возможности нравственного возрождения , о возвращении его к вере к покаянию. Почему же он не отказывается от своей теории? Он гордый, не желает смиряться с несправедливостью .Важно заметить, что по пути Лужина герой не пошел, он не воспользовался награбленным. Не выбрал дорожку Свидригайлова- самоубийство.
Быть может ,он поверит в Бога, в этом поможет ему Соня .Финал романа открыт. Выше изложенная логика романа направляет десятиклассников к осознанию силы исповеди в художественном мире Ф. М .Достоевского.
9-10 уроки посвящаем поэтике романа .Проводим презентацию проектов о роли пейзажа,
цвета ,звука, интерьера, снов, антропонимов в романе . Предложенное направление анализа развивает у старшеклассников творческую самостоятельность , способность анализировать факты и явления , увидеть особенность полифонии и религиозное мировоззрение Ф. М. Достоевского : его веру в нравственное возрождение, путем искупления своей вины страданием. Таким образом, изучение романа через значение исповеди погружает в мир духовных исканий, противоречивых метаний писателя, обращает внимание на диалектичность его мысли, помогает понять концепцию жизни и мастерства великого писателя.
Литература
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Ф.М.Достоевского.Л.,1979
Белов С.В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» комментарий М.,1985
Бердяев Н.А. Миросозерцание Ф. М. Достоевского// « О русской философии» ч.1,Издательство Уральского университета.,1991
Василовский В.И. Самостоятельная работа учащихся в системе уроков по роману «Преступление и наказание» Красноярск. ,1971
Власкин А.П. Творчество Ф. М. Достоевского и народно-религиозная культура Магнитогорск .,1994
Влащенко В.И. Начало изучения романа «Преступление и наказание»// «Литература в школе»1992 №5-6 стр. 59-65.
Волкова Л.Д. Роман Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание» в школьном изучении Л.,1977
Гассиева В.З. Авторская позиция в романах Ф. М. Достоевского//Достоевский в культурном контексте 20 века. Омск.,1995 стр. 163-171
Ермаков И. Д. Исповедь в творчестве Ф. М. Достоевского// «Новое литературное обозрение» 1995№11 стр.57-71
Кудряшов Н.И.О процессе руководства восприятием литературного произведения старшеклассниками(Ф.М. Достоевский в школе) 1996 №5 стр. 114-116
Лаут Р.А. Философия Ф. М. Достоевского М.1996
Шелепин В. А. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Опыт изучения в средней школе М.,1989