Технологическая карта 6кл. Почки. Внешнее и внутреннее строение

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
6 класс
Предмет: биология
Тема урока: Почки. Внешнее и внутреннее строение.
Тип урока: комбинированный урок с элементами исследовательской работы
Учебник: Исаева Т.А., Романова Н.И «Биология. 6 класс». – Москва: Русское слово. Линия «Ракурс», 2015, тетрадь для «Лабораторных работ».
Цели: формирование у обучающихся познавательных интересов и мотивов посредством изучения; создание условий для осознания учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала. Формирование представлений о почках как зачатках будущих побегов.
Планируемые результаты:
Личностные: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний в практической деятельности. Развитие опыта экологически ориентированной, рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях Представление о важности почек в ветвлении и нарастании побеговых систем растений. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных работ.
Метапредметные:
Познавательные: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.
Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; работать совместно в атмосфере сотрудничества. умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.
Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Регулятивные: развитие умения устанавливать причинно-следственные связи; формирование навыков самостоятельной работы с разными источниками информации; с лабораторным оборудованием; владение навыками контроля и оценки своей деятельности; поиск и устранение причин возникших трудностей. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместное деятельность с учителем и учащимися
Предметные
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков в строении почек и процессах их жизнедеятельности как органа высших растений;
объяснение влияния человека на процессы роста и развития почек растений;
различение на живых объектах, таблицах, иллюстрациях из учебника и дополнительной литературы вегетативных и генеративных почек, их описание
сравнение почек разных видов растений, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения
выявление взаимосвязей между особенностями строения почек и их функциями;
В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
самостоятельное выполнение действий по инструкции.
Личностные:
формирование основ экологического сознания
умение соблюдать дисциплину на уроке
формирование умения анализировать результаты своей деятельности и делать выводы
методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; элементы самостоятельной практической деятельности.
Оборудование и организация рабочего пространства: учебники, рабочие тетради; ПК, мультимедийный проектор
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

1.Оргмомент и эмоциональный настрой-1мин
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку; Введение проблемной задачи.

Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку и рефлексии

2. Актуализация опорных знаний -10мин
Вопросы на связь нового материала с ранее изученными темами
– На какие две группы делят все органы растения? – Какие органы относятся к вегетативным? – Какие органы относятся к генеративным? – Что значит «вегетативные органы»? – Что значит «генеративные органы»? – Рассматривая комнатные растения, сформулировать определение побега.
- Каково строение побега? (состоит из стебля с листьями и почками)
-Что такое узел, междоузлие? (место прикрепления листа к стеблю, участок стебля между двумя узлами)
- Какое положение в пространстве занимают побеги, как это связано с их названиями? (прямостоячий, ползучий, приподнимающийся, цепляющийся, вьющийся, лианы)
Задания по рядам:
1 ряд
1. Перечислить растения с различными типами побегов по их расположению в пространстве.(крапива прямостоячие, гвоздика- приподнимающиеся, вьюнок-вьющиеся)
- Какое положение занимают на побеге листья?(очередное- дуб. береза, супротивное-клен, сирень, мутовчатое- олеандр)
2 ряд
2. Перечислить растения с различным листорасположением.(очередное - подсолнечник. шиповник, супротивное-жасмин. клен, мутовчатое- элодея, вороний глаз)
-Что называют листовой мозаикой?( расположение листьев на стебле)
3 ряд
3.Выполнить тест по теме:«Побег. Строение и значение побега»
Тест
1. Побегом называют
а) стебель с листьями б) листья и почки в) стебель с листьями и почками
2. Узлом называют
а) наросты на стволе б) место, где созревают плоды в) участок стебля, где присоединяется лист
3. Междоузлием называют
а) расстояние между узлами б) расстояние между листьями в) расстояние между почками
4. К генеративным органам относятся
а) листья, корни, плоды б) корни, семена, цветы в) плоды, цветы, семена
5. Если в одном узле развивается более двух листьев, то это
а) супротивное расположение б) мутовчатое расположение в) очередное расположение
6. Сходство между ростом корня и стебля заключается в том, что
а) они имеют зоны с одинаковыми функциями б) они растут верхушкой в) имеют вегетативные почки
Итак. Ребят мы с вами уяснили , что -отвечают
Отвечают на вопросы.
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.




















Выполняются задания по рядам





























































Побег – это сложно организованный орган

3.Мотивация-5мин

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы рубрики «Что вы уже знаете о почках растений?».
а) Так называется часть побега и орган животного? (Почка) Где располагаются почки?
Какое положение занимают почки на побегах?
Затем раздать учащимся заранее подготовленные ветки деревьев с набухшими почками и предложить им внимательно рассмотреть побеги и перечислить их части и название.

Отвечают на вопросы
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.







Рассматривают предложенные ветки растений, делают вывод.


3. Постановка темы и цели урока-5мин
Из чего образуются органы растений?
На ветках – плотные комочки.
В них дремлют клейкие листочки.
Ученики обсуждают поставленный вопрос и предполагают, что органы развиваются из почек.
После того, как учащиеся отгадали тему урока, учитель открывает доску, на которой написана тема урока “Почки. Внешнее и внутреннее строение” и цели:
1. Изучить внешнее и внутреннее строение почек растений. 2. Можно ли назвать почку зачаточным побегом (проблема)?
Отвечают на вопросы, анализируют ответы, формулируют свою точку зрения.

Формулируют тему, и планируемы результаты, записывают в тетради.

4. Освоение нового материала-10мин
Этап усвоения новых знаний.
Организуя работу с раздаточным материалом, учитель предлагает найти верхушечные и пазушные почки. После этого учащиеся должны ответить на вопрос: какие побеги развиваются из почек? Подвести к выводу о том, что за счёт главного побега растение вытягивается в длину, а благодаря боковым побегам растение разрастается в стороны.
Далее предложить учащимся более подробно изучить особенности строения почек, выполнив лабораторную работу №7 «Строение и расположение почек на стебле» в тетради.
Итак ребят, что мы с вами изучили. выполнив лабораторную работу.
Читают текст учебника. Участвуют в беседе (
Выполняют задание в тетради
Выдвигают версии, анализируют, объясняют, определяют средства решения проблемы
Определяют степень успешности выполнения работы.












узнали внешнее и внутреннее строение почки и доказали что почка –это зачаточный побег.

Физминутка-1мин
Организация движений детей
Дети повторяют движения под музыку

5. Закрепление и применение нового знания-9мин
Продемонстрировать учащимся фрагмент интерактивного учебного пособия «Развитие побега из почки», после просмотра, которого предлагает учащимся решить биологическую задачу.
Биологическая задача( раздаточный материал)
У спиленной осенью берёзы на пне появилась поросль. Из каких почек могли появиться молодые побеги у основания пня?
Обобщая ответы учащихся, ознакомить с понятием «спящие почки».
Затем ознакомить с образованием системы побегов и формированием кроны деревьев и кустарников, подчёркивая важность обрезки в озеленении населённых пунктов.
Прищипка – искусственное удаление верхушечных почек растений. Используют для того, чтобы приостановить быстрый и интенсивный рост вегетативных побегов, направив питательные вещества для формирования плодов.
Пасынкование – удаление боковых побегов. Используют для того, чтобы создать лучшие условия для развития главных побегов для образования большего количества плодов.
Какое значение имеют эти способы на практике?




По презентации анализируют свои ответы, формулируют свою точку зрения .
Осознают причину своего успеха или неуспеха


ответы учащихся




















Путём обрезки верхушек многих побегов у кустарников и деревьев можно формировать разные формы кроны.


6. Рефлексия-2мин
Устно.
- На уроке мне больше всего запомнилось...  - После урока я расскажу своим друзьям о...-
- Лучше всех на уроке работал...

Проводят самооценку своей деятельности

7. Домашнее задание-2мин
Выставление оценок за урок.
Изучить параграф 19 учебника. Проверьте свои знания по вопросам в конце параграфа.
Творческое задание. Вспомните, в каких произведениях встречается упоминание о почках?

Записывают домашнее задание








15