Развитие словесно-логического мышления и речи у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи с помощью стихов.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Светлячок»
Развитие словесно-логического мышления и речи у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи с помощью стихов.
Подготовила:
учитель-логопед
Заколодкина Н.В.
г.Красновишерск, 2016 г.
В возрасте 5-7 лет у дошкольников начинает активно развиваться словесно-логическое мышление. Далее оно развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека.
Логическое мышление – мышление, основанное на рассуждении и доказательстве. Суждения связываются между собой, то есть между ними устанавливается временная последовательность и причинно-следственные связи. Важно, чтобы дети научились соблюдать временную последовательность в изложении своих мыслей, знаний и умели обосновывать свои суждения.
В старшем дошкольном возрасте дети должны уметь не просто сообщать факты, но и проводить развёрнутый анализ в словесной форме. Если дошкольник владеет этим, то можно говорить о хорошо развитом словесно-логическом мышлении ребенка.
Например, если малыша с нормальным речевым развитием трёх-четырёх лет спросить, «Кто такой кот?», то он скажет:  «Кот Барсик. Он живёт у нас дома». Ребёнок пяти-шести лет с недоразвитием речи на этот вопрос, скорее всего, не даст развернутый ответ. Учителю-логопеду необходимо добиться, чтобы дети могли дать такой ответ, который будет демонстрировать наглядную способность ребёнка к анализу. Это одна из важнейших мыслительных операций, которая является своего рода «двигателем» развития мышления  у детей дошкольного возраста.
Вашему вниманию предлагаю стихи для развития словесно-логического мышления и речи детей дошкольного возраста. Стихотворения, которые в доступной форме познакомят детей с особенностями, повадками и внешним видом диких животных наших лесов.
После прослушивания каждого стихотворения ребенку предлагается ответить на ряд шуточных вопросов-тестов. Вопросы и предлагаемые варианты ответов помогут активизировать внимание, память, словесно-логическое мышление и речь ребенка. Данные стихотворения можно использовать при автоматизации поставленных звуков.
Использованы стихотворения из сборника стихов Новиковой Ирины Анатольевны «Спорил заяц с барсуком».
Барсук
Сорил заяц с барсуком,
Кто быстрей бежит бегом.
Стартовали от пригорка
Прямиком к барсучьей норке.
Вот примчался заяц.
Вдруг
Видит - ждет его барсук!
Заяц бегает быстрей,
Но барсук его хитрей:
У норы поставил брата-
Брат ведь тоже полосатый.
О ком это стихотворение?
В чем соревновались заяц и барсук?
А) кто лучше плавает
Б) кто быстрей бегает
В) кто выше прыгает
Кто выиграл соревнование?
А) заяц
Б) барсук
Честно ли барсук выиграл соревнование?
Кто на самом деле бегает быстрей?
Почему заяц не догадался, что барсук его обманул-вместо себя поставил на финише брата?
А) потому что заяц недогадливый
Б) потому что братья барсуки выглядят одинаково – оба полосатые.
Белка
Белка собирала
Белые грибочки,
Белка запасала
Для себя и дочки.
Теплый день, погожий,
Солнца полон лес…
Вдруг печальный ежик
Ей наперерез.
«Здравствуй, здравствуй белка!»
Как твои дела?
Я гляжу, ты белых
Много набрала.
Да еще орешков
Сумочка полна,
Мне б хоть сыроежка
Встретилась одна!
Даже хлебной корки
Я найти не смог.
Ждет напрасно в норке
Ужина сынок»
Что потом случилось,
Догадайтесь сами…
Полкорзины белых
Другу отдала,
Потому что белка
Добрая была.
О ком это стихотворение?
Что собирала белка в лесу?
А) листья и коренья
Б) грибы и орехи
Кто повстречался белке?
А) ёж
Б) бегемот
В) медведь
Сколько белых грибы отдала белка ежу?
А) всю корзину
Б) полкорзины
В) нисколько
Бобры
У строителя бобра
Важных дел полно с утра:
Он из веток строит хатку.
Вот так мастер! Ну и хватка!
Под водою сделал вдох-
Кто попало не войдет!
Быстро дом растет у речки,
Не хватает только печки.
О ком это стихотворение?
Что строит бобер?
А) плотину
Б) хатку
В) сарай
Как называется домик бобра?
Где вход в хатку бобра?
А) под водой
Б) на берегу
Есть ли в хатке у бобра печка?
А) да
Б) нет
Волк
Пес дворовый спорил с волком:
«В жизни вольной мало толку –
Плохо с пищей и жильем…
Хочешь жить со мной вдвоем?
Будка с цепью, миска супа –
Отказаться просто глупо!»
Волк в ответ зубами – щёлк!
«Без свободы волк- не волк!»
О ком это стихотворение?
Чем псу не нравится вольная жизнь?
А) нужно самому заботиться о еде
Ему скучно жить в лесу
Что пёс предложил волку?
А) погулять в лесу
Б) пригласил жить с ним вместе в будке
Как ты думаешь, волк согласится жить в будке на цепи?
А) да, потому что его будут кормить
Б) нет, потому что он привык жить свободным.
Еж
Вот шуршат две пары ножек –
За грибами вышел ёжик.
Но сегодня мальчик Миша
Тоже за грибами вышел.
Вот ежиною тропинкой
Он бредет с большой корзинкой…
Ну, теперь, - подумал ёж, -
Здесь грибов не наберешь…»
О ком это стихотворение?
Зачем ёжик вышел прогуляться?
А) набрать грибов
Б) навестить друга
В) собрать букет цветов
Кто повстречался ёжику на лесной тропинке?
А) волк
Б) заяц
В) мальчик Миша
Почему ёжик огорчился?
А) подумал, что ему не достанется грибов
Б) споткнулся о кочку
Лиса
Как –то раз в лесу лиса
Услыхала голоса:
Два охотника с двустволкой
Выходили из-за ёлки.
Но лиса сильна в проделках –
Притворилась рыжей белкой
Да и спряталась в дупло.
И, представьте, пронесло!
О ком это стихотворение?
Кого встретила в лесу лиса?
А) белку
Б) охотников
В) медведя
Как ты думаешь, лиса испугалась охотников?
А) нет
Б) да – она от них спряталась
Куда спряталась лиса от охотников?
А) в нору
Б) под куст
В) в дупло