Урок литературы в 11 классе на тему Вечные вопросы в русской литературе (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)


Урок Литературы в 10 классе. Учитель: Недайвода О.В.
Тема урока: Вечные вопросы в русской литературе (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)
Цель: осмысление образа главного героя романа И.А.Гончарова «Обломов» с точки зрения социальной, общечеловеческой, нравственной позиций.
Образовательные: в предметной области: на основе личностно-орентированной технологии, деятельностного подхода к обучению, исследовательской технологии, технологии критического мышления и организации дискуссии, создаются условия для обобщения представлений учащихся об образе литературного героя на основе анализа британской и русской литературы.
Организуется деятельность в группах, формируются приёмы стимулирования к учению, проявления себя в совместной деятельности, эмоциональная доминанта, формируются способности к рефлексии, фиксирования собственных затруднений, выбор способа деятельности учащимися, способности к осуществлению контроля и коррекции.
Развивающие: в области информационных технологий: при исследовании основных тем творчества В.Шекспира и И.А.Гончарова, создаются условия для самостоятельной творческой деятельности с текстом романа, критическими статьями. В пректно-аналитической деятельности: развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать и делать выводы, выслушивать товарища, уважать мнение оппонента; при развитии умения связанно излагать свои мысли в устной речи; при развитии внимания и любознательности; при повышении интереса к изучаемому предмету; при формировании научного мировоззрения, при развитии способности работать в высоком темпе.
Воспитательные: при совершенствовании культуры речи, культуры устного высказывания, привитие любви к Родине через любовь к литературе родной страны и уважения к стране изучаемого языка (через изучение культурного наследия). Эстетического воспитания учащихся.
Средства обучения: мультимедийный проектор, магнитная доска, индивидуальные раздаточные карточки, презентация PPT, видеофильм, компьютер, карточки.
Приёмы и методы формирования общеучебных умений и навыков: проблемная постановка вопросов, развитие критического мышления, преобразование информации из одной формы в другую для формирования познавательных УУД; анализ и синтез изучаемых явлений, формулирование цели деятельности, сличение работы с заданным эталоном для формирования регулятивных УУД; работа в группах, составление краткого обзора аргументов для доказательства выдвинутой гипотезы, оформление мыслей в устной форме, выразительное чтение для формирования коммуникативных УУД; творческие задания, освоение новых видов деятельности (реклама) для формирования личностных УУД.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.
Форма урока: урок–дискуссия.
Оборудование: видеофильм, таблица, карточки-символы, тексты.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты
1. Организационный момент
Цели: создание позитивного эмоционального настроя, включение учащихся в деловой ритм урока. (2 мин.) Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает благоприятную психологическую атмосферу урока. Готовит необходимое оборудование; «включает» учащихся в деловой ритм урока. Готовятся к уроку, настраиваются на рабочий лад. Регулятивные УУД: саморегуляция (Проверяют готовность к уроку. Записывают в тетрадь число и «Классная работа»), Личностные УУД: самоопределение; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и свертниками.2. Актуализация знаний
Цель: психологически настроить учащихся;
обеспечить благоприятную обстановку на уроке.
(3 мин.) Знакомит со статьей газеты «АиФ». Организует обсуждение общей тематики ста лучших книг мира. Анализируют статью газеты «АиФ», формулируют выводы наблюдений, объясняют свой выбор. Познавательные УУД: умение извлекать информацию; анализ с целью выделения признаков; Регулятивные УУД: умение в сотрудничестве работать по предложенному плану; Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других участников обсуждения.
3. Изучение нового материала и способов действия
Цели: сформировать полное представление о предстоящей деятельности на уроке.
(10 мин.) 1.Организует обсуждение и анализ театральной афиши, обращает внимание учащихся на отдельные детали, которые помогают определить замысел автора литературного произведения.
2.Предлагает прочесть текст стихотворения Полонского «Век». Организует беседу:
- Кто из героев русской литературы задает вечные вопросы?
- Кто же такой Обломов?
- Что это за тип человека?
- Почему он интересен современному человеку?
3.Организует работу с критическими статьями.
Просмотр эпизода из художественного фильма «несколько дней из жизни Обломова».
- Помогает ли кинематограф более образно представить литературного героя? Принимают активное участие в беседе. Отвечают на вопросы.
- Чацкий, Онегин, Печорин и, конечно, Обломов, который спрашивает себя: «Почему я такой?»
С помощью ключевых слов, выбранных из критических статей, отвечают на поставленные вопросы.
Высказывают собственное мнение, сопоставляют изображение Обломова И.Гончаровым и режиссером Н.Михалковым. Регулятивные УУД: умение в сотрудничестве работать по намеченному плану; Познавательные УУД: выбор критериев для определенных видов деятельности, построение рассуждений; Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
4. Применение знаний
Цели: применять полученные ранее знания и умения, формировать выводы по изученному материалу. (17 мин.) 1.Организует работу по выявлению положительных и отрицательных качеств героя.
2.Предлагает заранее подготовленному ученику выступить с сообщением о значении, скрытом смысле имени и фамилии героя.
3.Словарная работа (индивидуально).
4.Организует работу со схемой, отражающей жизненный путь Обломова.
5.Выявление символов к образу героя. Заполняют таблицу «положительные и отрицательные качества героя»
Находят символы: халат, тапочки, книга, солнце Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже известно и что еще предстоит усвоить, осознание качества уровня усвоения. Познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения; построение логических цепочек рассуждения. Коммуникативные УУД: Владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского языка. Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания.5. Контроль и самоконтроль
Цели: выявить уровень полученных знаний и способов деятельности, провести их коррекцию. (3 мин.) - Что же отличает Обломова от Гамлета?
- Включили бы вы это произведение в список обязательного чтения? Отвечают на вопросы, объясняют свой выбор.
- Гамлет действует, а в Обломове победила «обломовщина»
- Включили бы, т.к. в нем отразились черты русского национального характера. Регулятивные УУД: в диалоге с учителем и сверстниками вырабатывать критерии характеристики литературного героя; умение вносить необходимые коррективы в действие; Познавательные УУД: стоить рассуждение, осуществлять анализ и синтез; Личностные УУД способность к самооценке; Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее;задавть вопросы, осуществлять взаимный контроль.
6. Подведение итогов. Рефлексия
Цель: подвести итог проделанной работе на уроке. (3 мин.)
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как вы оцениваете свое участие в подготовке и проведении урока?
Проводит оценивание. Делают вывод о том, чему на уроке
научились.
Анализируют свою работу на уроке.
Заключительная работа с плакатом.
Участвуют в обсуждении оценок.
Регулятивные УУД: оценивание учащимися собственной деятельности не уроке; Познавательные УУД: анализ деятельности на уроке; Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Личностные УУД: умение дать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.7. Домашнее задание
Цель:
Сообщить содержание д/з, инструктировать уч-ся по его выполнению (2 мин.) Комментирует домашнее задание:
- Написать сочинение-миниатюру на тему: «Можно ли назвать Обломова лишним человеком?» Слушают объяснения, задают уточняющие вопросы и записывают задание в дневник.
Регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно корректировать свою работу, осознанно делать выбор