Кейс-технология на уроке литературы. Тема урока: «Сон Обломова» — мир заспанной и поэтической души (по роману И.А Гончарова «Обломов»)


Кейс-технология на уроке литературы
Тема урока: «Сон Обломова» - мир заспанной и поэтической души
(по роману И.А Гончарова «Обломов»)
Эпиграф: «Все мы родом из детства»
Антуан де Сент-Экзюпери,
французский писатель
Цель урока: проанализировать «Сон Обломова», выявив те аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование двойственной натуры героя (с одной стороны, поэтическое сознание, с другой – бездеятельность, апатия, леность жизни).
Задачи:
- познакомить обучающихся с композиционной особенностью использования «Сна Обломова»; выявить положительные и отрицательные черты жизни обломовцев, которые повлияли на характер Ильи Ильича;
- способствовать развитию речевых и коммуникативных навыков;
- воспитывать чувство толерантности, внимательного отношения к человеку.
Применяемая технология: описание конкретной ситуации (кейс-технология).
Контингент обучаемых: студенты 1 курса
Количество: 20-25 человек.
Время: 45 минут
Автор разработки: Самоварова Т.В., преподаватель русского языка и литературы
Год разработки: 2016
1. Подготовительный этап
1.1. Определение места урока в системе предмета, обозначение темы, формулировка целей урока, определение проблемы, разработка задания для обучающихся и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса.
1.2. Чтение обучающимися романа И.А. Гончарова «Обломов».
1.3. Просмотр кинофильма Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» по мотивам романа И. А. Гончарова«Обломов» (1979 год).
2. Ознакомительный этап
2.1. Вступительное слово. Сегодня на уроке мы поговорим на тему, которая волнует не только писателей и поэтов, но и каждого из нас - о судьбе поколения, ищущего свое место в жизни.
Давайте вспомним произведения, в которых писатели и поэты поднимают проблему поиска смысла жизни.
(А. С. Грибоедов «Горе от ума», А.С. Пушкина «Евгений Онегин», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», И.С. Тургенев «Отцы и дети»).
Как и многие другие писатели, не обошел стороной эту тему и И.А. Гончаров. Он написал роман «Обломов», в котором впервые в русской литературе рассказал историю целой человеческой жизни – от колыбели до могилы. События в романе охватывают восемь лет, а вместе с экспозицией и эпилогом – 37 лет. Эта целая человеческая жизнь.
Какие события повлияли на формирование характера Ильи Ильича автор показывает в главе «Сон Обломова».
2.2. Введение в ситуацию.
Все действия развертываются вокруг главного героя - Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало. Место действия в романе – Петербург. Только в IX главе действие переносится в Обломовку.
3. Основной (аналитический) этап
3.1. Раунды:
1) вступительное слово преподавателя; распределение обучающихся по группам (4-5 человек в каждой); организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков;
первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений;
второй раунд дискуссии - предоставление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.
3.2. Указания по проведению анализа конкретной ситуации
После знакомства обучающихся с предоставленными фактами начинается их анализ в групповой работе. Этот процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные рамки, которые определяет преподаватель.
Продуктивность групповой аналитической работы обеспечивается путем следования определенному алгоритму:
анализ ситуации - целесообразно начинать с выявления и формулировки проблемы;
выработка различных способов действия в данной ситуации — альтернатив;
выбор лучшего решения (альтернативы) с опорой на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, а также на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;
составление программы деятельности с ориентацией на первоначальные цели и реальности их реализации
4. Итоговый этап
4.1 Заключительная презентация результатов аналитической работы (обучающиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы).
4.2. Обобщающее выступление преподавателя - анализ ситуации.
4.3. Оценивание преподавателем обучающихся.
5. Описание ситуации. Используется краткое содержание IX главы романа «Сон Обломова».
Вопросы для обсуждения.
Где происходит действие «Сна Обломова»? Опишите место действия.
Назовите главных героев главы «Сон Обломова» и охарактеризуйте их.
Как описания природы раскрывают состояние души обломовцев, их характеры, образ жизни?
Почему молодой, энергичный, деятельный Илья Ильич превратился в апатичного, безвольного, бездеятельного Обломова?
Прав ли критик Н.Добролюбов, утверждая, что «в каждом из нас сидит значительная часть Обломова»? Обоснуйте свой ответ.
ХОД УРОКА.
1. ОРГМОМЕНТ.
Здравствуйте, девушки! Добрый день, уважаемые гости. Очень приятно вас видеть.
Девушки, надеюсь у всех сегодня хорошее настроение и все настроены на работу. Перед вами лежат смайлики, я вас попрошу выбрать какой-нибудь из них и выразить ваше настроение, показав мне смайлики.
2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Сегодня на уроке мы поговорим на тему, которая волнует не только писателей и поэтов, но и каждого из нас - о судьбе поколения, ищущего свое место в жизни.
Давайте вспомним произведения, в которых писатели и поэты поднимают проблему поиска смысла жизни.
(А. С. Грибоедов «Горе от ума», А.С. Пушкина «Евгений Онегин», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», И.С. Тургенев «Отцы и дети»).
Как и многие другие писатели, не обошел стороной эту тему и И.А. Гончаров. Он написал роман «Обломов», в котором впервые в русской литературе рассказал историю целой человеческой жизни – от колыбели до могилы. События в романе охватывают восемь лет, а вместе с экспозицией и эпилогом – 37 лет. Эта целая человеческая жизнь.
Какие события повлияли на формирование характера Ильи Ильича автор показывает в главе «Сон Обломова».
Тема нашего урока «Сон Обломова» - мир заспанной и поэтической души (по роману И.А Гончарова «Обломов») (запись темы в тетрадь).
- Как вы думаете, какова цель нашего урока? (ответы студентов)
Цель урока: проанализировать «Сон Обломова», выявив те аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование двойственной натуры героя (с одной стороны, поэтическое сознание, с другой – бездеятельность, апатия, леность жизни).
Для эпиграфа я взяла три высказывания:
«Все мы родом из детства». Французский писатель XIX века Антуан де Сент-Экзюпери.
«Погиб, пропал ни за что… А ведь был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло, благороден, нежен и – пропал!». И.А. Гончаров «Обломов».
«Кто-то как будто украл и закопал в собственной его душе принесённые ему в дар миром и жизнью сокровища». И.А. Гончаров «Обломов».
- Как вы думаете, какое из этих высказываний подходит к теме нашего урока? Обоснуйте свой ответ.
3. УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ.
Мы с вами прочитали роман И. Гончарова «Обломов», посмотрели кинофильм Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» по мотивам романа И.А. Гончарова «Обломов».
Сегодня нам предстоит проанализировать очень значимую в контексте романа главу, которая носит название «Сон Обломова». Кроме того, мы выясним композиционную особенность его использования, выявим черты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование характера главного героя.
- Как вы думаете, для чего Гончаров ввел в роман главу «Сон Обломова»?
Сон представляет собой детство Обломова, но Гончаров не начинает роман с описания детства, а переносит его в 9 главу. Таким образом, нам сначала представляется герой, а потом лишь раскрывается его личность.
- Каким предстает перед нами Илья Ильич Обломов?
Ответы студентов.
Как говорит автор, «лежание …было его нормальным состоянием».
В VIII главе романа Обломов произносит «тайную исповедь перед самим собой», в которой задаёт вопрос: «Отчего я такой?».
Отрывок из VIII главы романа (на слайде):
- Однако... любопытно бы знать... отчего я... такой?.. — сказал он опять шепотом. Веки у него закрылись совсем. — Да, отчего?.. Должно быть... это... оттого... — силился выговорить он и не выговорил.
Так он и не додумался до причины; язык и губы мгновенно замерли на полуслове и остались, как были, полуоткрыты. Вместо слова послышался еще вздох, и вслед за тем начало раздаваться ровное храпенье безмятежно спящего человека.
Сон остановил медленный и ленивый поток его мыслей и мгновенно перенес его в другую эпоху, к другим людям, в другое место…
- И ему снится сон, который и объясняет, почему хорошие, светлые начала его души всё-таки так и остались нереализованными, почему пропал, погиб человек с чистой и ясной душой, добрый, умный, нежный, благородный.
IV. РАБОТА В ГРУППАХ.
На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить, работая в группах.
На партах лежит раздаточный материал, который содержит: отрывки из «Сна Обломова» и вопросы. Вам нужно ответить на следующие вопросы:
Где происходит действие «Сна Обломова»? Опишите место действия.
Назовите главных героев главы «Сон Обломова» и охарактеризуйте их.
Как описания природы раскрывают состояние души обломовцев, их характеры, образ жизни?
Почему молодой, энергичный, деятельный Илья Ильич превращается в апатичного, безвольного, бездеятельного Обломова?
Прав ли критик Н.Добролюбов, утверждая, что «в каждом из нас сидит значительная часть Обломова»? Обоснуйте свой ответ.
Сегодня неправильных ответов не может быть, каждый высказывает свою точку зрения.
4. РАБОТА В ГРУППАХ – 10 МИН. (Звучит тихая музыка)
5. ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ – по 5 мин. каждой группе.
6. ОБОБЩАЮЩЕЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.
Вы ответили на все вопросы, высказали свое мнение.
Не случайно мы обратились сегодня к IX главе романа, которая носит название «Сон Обломова». Сон позволяет зримо представить среду, взрастившую Илью Ильича, социальные и нравственные истоки его личности, причины его трагедии. Ведь именно воспитание и беззаботная жизнь в Обломовке сформировали из него слабого и безвольного человека, который ничего не делал в своей жизни собственными руками. Все делали за него другие.
Основная часть жизни Обломова прошла на диване, в халате, в бездействии. Корни обломовщины, несомненно, идут из детства. Илья Ильич затушил огонь деятельности в своей душе с малолетства, что послужило рождению той самой обломовщины.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.
- Вернемся к эпиграфу урока: «Все мы родом из детства». Как вы понимаете эти слова? Почему именно их мы выбрали эпиграфом к нашему уроку?
Ответы студентов.
Воспитание Обломова - пример того, как не надо воспитывать. Как говорил герой бессмертного произведения А. Грибоедова «Горе от ума» Фамусов: «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца!». Ведь «все мы родом из детства».
2. Выставление оценок в группах.
8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Составить синквейн на тему «Обломов».