План-конспект урока по литературе по теме: «И.А. Гончаров. Сведения из биографии. Роман «Обломов» — прошлое и будущее России (обзор)»


План-конспект урока по литературе по теме: «И.А. Гончаров. Сведения из биографии. Роман «Обломов» - прошлое и будущее России (обзор)»
Автор: преподаватель русского языка и литературы Луферчик Ангелина Станиславовна
Организация: Государственное образовательное учреждение Республики Хакасия среднего профессионального образования «Черногорский горно-строительный техникум»
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Понять глубину личности И.А. Гончарова.
Сформировать понятие "обломовщина».
Развитие навыков работы с художественным текстом: пересказ, анализ художественного текста, объяснение значения приема в раскрытии художественного образа.
Усилить нравственно-эстетическое воздействие произведения на студентов путем обращения к "вечным" темам, связи времени.
Тип урока: комбинированный
Методы:
обучения - информационно-развивающий
преподавания - диалоговый
План урока:
И.А. Гончаров. Сведения из биографии.
Роман «Обломов» - прошлое и будущее России (обзор).
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация умений и знаний.
Новая тема. Слово учителя.
И.А. Гончаров. Сведения из биографии.
Не слишком наполненная внешними событиями жизнь И. А. Гончарова тем не менее дает массу информации для интересного и увлекательного рассказа о нем. В этой жизни была и большая, но неразделенная любовь, и путешествия по свету, и государственная служба, причем в «страшной» роли цензора, и сложные отношения с И. С. Тургеневым, едва не дошедшие до дуэли, и воспитание детей своего умершего слуги, и многие другие факты, которые своей непривычностью для студента могут по-настоящему заинтересовать и увлечь.
Роман «Обломов» - прошлое и будущее России (обзор).
В образе Обломова присутствуют также автобиографические черты. По собственному признанию Гончарова, он и сам был сибаритом, любил безмятежный покой, рождающий творчество.
Опубликованный в 1859 году, роман был встречен как важнейшее общественное событие. Газета «Правда» в статье, посвященной 125-летней годовщине со дня рождения Гончарова, писала: «“Обломов” появился в эпоху общественного возбуждения, за несколько лет до крестьянской реформы, и был воспринят как призыв к борьбе против косности и застоя». Сразу же после выхода в свет, роман стал предметом обсуждения в критике и среди писателей.
1-я и 4-я части романа — его опора, почва. Взлет во 2—3-й частях — кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову.
      1-я часть романа внутренне связана с 4-й частью, т. е. сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона.
      Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая.
      История любви — лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая «Обломова» словами: «И он рассказал ему, что здесь написано». Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А, может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич?
      Стремление «к точке покоя» — так выстраивается композиция романа. Таким образом, уже достаточно доказательств, что художественное произведение — это «чудо искусства», это особый мир, живущий по своим, художественным законам.
Вопросы:
В начале романа мы видим Обломова лежащим в постели полдня. Как это связано с образами русского фольклора? В чем символический смысл этой сцены?
Во сне Обломова Гончаров называет сказку о Емеле-дурачке  «злой и коварной сатирой на наших прадедов». Какой смысл выявляется при сближении образа Обломова с Емелей?
В одной из статей о романе портрет Обломова сравнивается с античной статуей. Есть ли в этом основание для сопоставления?
Почему не осуществились юношеские мечты Обломова?
Каков композиционный смысл изображения многочисленных гостей Обломова? Почему автор делает их представителями разных социальных слоев?
Почему слово «другой» и соотнесение себя с «другими» оскорбило Обломова? Что имеет в виду Обломов, утверждая: «Наше имя — легион…»?
Почему и как энергичный, озорной, пытливый Илюша Обломов превратился в неподвижного, апатичного Илью Ильича Обломова?
Есть ли у Обломова цель (покой, бездействие), созидание (свой мир гармоничный, без фальши), духовность (любовь к близким, умение дружить)? Почему герой выбирает бездействие?
Что же погубило такого хорошего человека? Из каких людей состоит общество? К чему они стремятся? Что ценят? Есть ли место в их жизни духовности, гармонии? Кому нужны лучшие качества героя?
Кто его ценит и любит? (Штольц, Пшеницына Агафья Матвеевна) Что можно посоветовать герою в такой ситуации? (человек сам себе нужен).
Вывод по роману: Обломов умирает, но проблема Обломова - проблема целостности человека остается. Современные писатели пытаются ее разгадать и решить.
Домашнее задание.
Выставление оценок. Выводы.
Обломов умирает, но проблема Обломова - проблема целостности человека остается. Современные писатели пытаются ее разгадать и решить.
Цитаты из романа:
Информация: Обломов, Илья Ильич — помещик, дворянин, живущий в Петербурге. Ведёт ленивый образ жизни, не занимаясь ничем, кроме рассуждений.
Жизнь есть поэзия.
Кого не любишь, кто не хорош, с тем не обмакнёшь хлеба в солонку.
Всё знаю, всё понимаю - но силы и воли нет.
Трудно быть умным и искренним в одно время, особенно в чувстве.
Страсть надо ограничить: задушить и утопить в женитьбе.
Это не жизнь, это какая-то... обломовщина.
Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни. По крайней мере, моей.