Урок по русскому языку для 6 класса на тему Имя существительное


Открытый урок по русскому языку для
6 класса
Учитель: Акст И.А.
Количество детей: 9Тема: Имя существительное как часть речи
Цель: повторить имеющиеся у детей знания о существительном как о части речи, его морфологических признаках, синтаксической роли.
Задачи:
Расширение сведений учащихся об имени существительном.
Развитие мышления, памяти, аналитических способностей: сопоставлять, делать выводы по теме.
Формирование коммуникативных качеств учащихся.
Ход урока
Организационный момент. Мотивация.
Сегодня мы с вами продолжаем путешествие в страну частей речи, которая называется…
(Морфология).
Давайте проверим ваше домашнее задание, которое было творческим: составить сказку про части речи. (слушание сказок).
В нашем путешествии обратимся к названию нашей станции после того, как посмотрим на рисунок: (рисунок с девочкой). Каково название станции? Имя существительное. А тема нашего урока? Чего мы должны сегодня достичь?
Я хочу проверить, что вы знаете об имени существительном. Работа с матрицей:
Что такое имя существительное?
Что оно обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Назовите постоянные признаки имени существительного (род, склонение).
Назовите непостоянные признаки имени существительного (число, падеж).
Что такое начальная форма имени существительного?
В зависимости от правописания начальной буквы на какие два разряда делятся имена существительные?
Назовите 2 примера имен собственных.
Назовите 2 примера имен нарицательных.
Чем различаются слова: кот и парк?
Назовите род имен существительных
Назовите число имен существительных.
Назовите падежи.
Чем может быть выражено имя существительное в предложении?
Какими членами предложения являются?
Назовите склонения имен существительных.
Молодцы. Много знаете об имени существительном. Свой первый плюс многие из вас уже получили. Вперед за вторым плюсом.
Вы сказали, что у имен существительных 3 склонения. Давайте вспомним окончания и род всех трех склонений. Работа у доски. Заполняем листы: окончания, род, примеры.
Работа в тетрадях. Распределяем слова в 3 столбика по карточке. Критерий оценивания: 1, 2, 3 +,
Карточка: книга, ручка, мышь, дерево, слово, тишь, карандаш, жизнь, информация, рисунок.
Взаимопроверка. Учитель диктует правильный вариант:
1 скл.: книга, ручка, информация.
2 скл.: дерево, слово, приезд, рисунок.
3 скл.: мышь, тишь, жизнь.
Выставление плюсов и минусов.
Ребята, сейчас я вам зачитаю стихотворение, а вы скажите: какое слово написано с большой буквы и почему?
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик,
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
Какие два разряда имен существительных вы знаете?
Работа со стихотворением: выпишите 3 собств., 3 нариц.
Взаимопроверка. Выставление плюсов и минусов.
Обратите внимание, у меня в руках 2 предмета. Расскажите все, что вы знаете о первом предмете, а затем о втором. Я услышала, что к двум предметам вы задаете разные вопросы. Почему? Как такой разряд существительных называется? Правильно, одуш. и неодушевленные.
Я вам буду читать слова, а вы их должны ранжировать в 2 столбика: одуш. и неодуш.
Ромашка, лес, ученик, город, белка, гнездо, степь, воробей, медведь, собака.
Взаимопроверка. Выставление плюсов и минусов.
Тест (в зависимости от времени). Взаимопроверка.
Домашнее задание: стр. 110, правило, упр. 398 письменно, определить разряд и используя орфографический словарь правильно вставить пропущенные буквы. На оценку.
Рефлексия:
Поднимите руки, кто закончил путешествие с успехом, то есть «отлично»?
Поднимите руки, кто получил оценку «хорошо»?
У кого «удовлетворительно»?
А есть у кого-нибудь «отрицательная» оценка?
Откройте дневники и выставите оценки, а я позже распишусь.