Использование ИКТ на уроках информатики. Курмантаева Д.Р., Учитель информатики ШГ №17 г.Астаны



С каждым годом возможностей использования ИКТ становится все больше. Все это позволяет проводить уроки с учетом современных требований.
В нашей школе предмет «Информатика и ИКТ» вводится с 5 класса, и, начиная с 5 класса, учащиеся знакомятся с правилами и приемами работы на компьютере. И очень важно в этот момент заинтересовать учащихся, показать им преимущества использования информационно-коммуникационных технологий. В нашей школе созданы все условия для овладения учащимися навыками работы с компьютерной техникой. Класс информатики оснащен компьютерами, сканером, принтерами, интерактивной доской и мультимедийным проектором. Особенно ценно то, что в настоящее время учащиеся имеют возможность работать на компьютере, нет необходимости выполнять задания по очереди. Это позволяет мне, как учителю, рационально распределять время урока, развивать у учащихся интерес к предмету, воспитывать у них информационную культуру.
Использование ИКТ на уроках дает мне возможность разнообразить формы работы, использовать проектную методику, предлагать учащимся выполнять творческие задания, используя при этом индивидуальную работу, работу в парах или групповую работу. Например, в 5 классе учащиеся, которым на работу за компьютером отводится не более 15 минут, всегда с нетерпением ожидают возможности поработать самостоятельно на компьютере, создать что-то своими руками, имея в помощниках умного «друга». При первом знакомстве с компьютером, я предлагаю учащимся описать его возможности, рассказать о том, чему бы они хотели научиться на уроках информатики. А затем в процессе изучения предмета делаю вместе с детьми открытия, о которых они не знали, используя компьютер только как инструмент для игр. Каждый учитель информатики сталкивается с проблемой, когда ученики вроде бы и знакомы с техническим устройством, но в тоже время у них полностью или почти полностью отсутствуют навыки работы с устройствами ввода: клавиатурой, мышью. Поэтому на первых уроках информатики для того чтобы научить ребят пользоваться этими устройствами, даю им возможность поиграть, используя с этой целью программу Baby Tape. Эта программа вызывает у учащихся живой интерес и заставляет их невольно, в процессе игры, запоминать расположение букв на клавиатуре. Только после этих программ, по-моему, мнению, следует знакомить учащихся с такими текстовыми редакторами как Блокнот и Word Pad. Начинаем мы с простейших заданий, таких как написание сочинений, на тему «Я изучаю информатику», «Компьютер – мой верный друг» и т.д. Здесь учащимся приходится самостоятельно набирать текст, следить за орфографией и пунктуацией. Учащиеся всегда с интересом и азартом относятся к изучению темы «Графические редакторы». По опыту знаю, что заинтересовать учащихся можно, если поставить перед ними какой-нибудь проблемный вопрос. Например, показать книжку, в которой нет картинок и спросить чего ей недостает. Подводила их к выводу, что без иллюстраций книга выглядит бедно и не привлекает читателей. А затем приступить к изучению темы, сравнивая окно программы Paint с холстом, а учащихся с художниками, которым предстоит оживить этот холст. И с первых уроков я вижу, что учащиеся запоминают все, о чем им говорит учитель, стараются научиться рисовать в программе и многие из них создают поистине шедевры.
Использование на уроках информатики, особенно в 5 классе, интерактивной доски и мультимедийного проектора, позволяют сделать урок более наглядным и дают возможность учащимся одновременно получить консультацию учителя при выполнении практической работы. Используя интерактивную доску, я строю урок таким образом, чтобы те учащиеся, которые быстрее усваивают материал, могли работать самостоятельно, а с остальными в это же время я могу еще раз разобрать вопросы, возникшие при выполнении того или иного задания.
Постоянными спутниками при объяснении новой темы у меня являются презентации. Я пользуюсь как готовыми презентациями, так и созданными мной. Создавая презентацию, учитываю особенности учащихся, их умение мыслить, сравнивать, делать выводы. А для их показа на уроках информатики и математики использую интерактивную доску. Сейчас, даже трудно представить кабинеты нашей школы, оснащенные этим чудом техники.
В последующих классах учащиеся получают больше самостоятельности, они учатся создавать презентации, видеоролики, плейкасты, работать с ресурсами Интернета. Моя задача, как учителя информатики, дать им необходимые знания для такой работы, создать все условия для продуктивной работы. Необходимо, чтобы на компьютерах содержалось необходимое программное обеспечение. Так рассматривая тему "Алгоритмы" в 6-9 классах, необходимо не только познакомить детей с основными понятиями, научить их составлять алгоритмы, но и познакомить их с программной средой исполнителей, для которых составляются эти алгоритмы.
Примером эффективного использования ИКТ на уроках информатики стало появление Интернета в нашей школе. Особой популярностью пользуются уроки информатики, на которых учащиеся начинают знакомиться с Интернетом. Первые шаги мы начинаем делать в 7 классе при создании презентаций. Моя задача научить ребят правильно пользоваться ресурсами Интернета, находить информацию, выполнять отбор полезной информации, копировать из Интернета графические изображения. В начале работы, я объясняю детям, как правильно вести себя в Интернете, говорю об этике Интернета. На последующих уроках знакомлю учащихся с правилами создания почтовых ящиков, с понятиями логин и пароль.
Большой объем информации получают из Интернета учащиеся в старших классах. К этому времени они уже уверенно владеют компьютером, навыками работы по поиску информации в Интернете. На уроках мы знакомимся с понятиями локальных и глобальных сетей, правилами подключения к Интернету, учимся общению в Интернете в реальном времени, посещаем виртуальные музеи вычислительной техники.
Интересно проходят уроки и учащиеся очень активны, когда мы знакомимся с web-камерами, учимся работе с ними. И знания, полученные на уроке, ребята применяют на практике.
Во внеклассной работе большие возможности для формирования навыков исследовательской деятельности, повышения интереса к предмету, реализации потенциала личности даёт участие в различных конкурсах и олимпиадах школьного и международного уровней. Учащиеся школы принимают постоянное участие в различных конкурсах, применяя знания, полученные на уроках информатики и ИКТ на практике.
Из всего сказанного хочу сделать вывод: использование современных ИКТ дает возможность более эффективно достигать специфических предметных целей, практически во всех областях.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315