Рабочие листы к уроку Доказательства эволюции ( 7 класс )


Сторона №1 Рабочий лист ученика ____________________________________________
Тема урока: ______________________________________________________________
Цель урока:
Инструктивная карточка для работы по теме "Палеонтологические доказательства”.
1. Прочтите текст п.49стр.250-252 рассмотрите слайды презентации .
2.Дайте определения ключевым понятиям:
палеонтология,
переходные формы.
филогенетические ряды,
3. Рассмотрите коллекцию "Формы сохранности ископаемых видов растений и животных” .
4. Запишите в рабочий лист примеры переходных форм и филогенетических рядов.
Составьте таблицу: Признаки птиц и пресмыкающихся у Археоптерикса
Археоптерикс
Признаки птиц Признаки пресмыкающихся
4. Определите значения ископаемых остатков, как доказательств эволюции.
6. Сформулируйте вывод о роли палеонтологических материалов в доказательстве эволюционных преобразований живых организмов.
7. Используя алгоритм работы, приведенный в инструктивной карточке, и, отвечая на вопросы, подготовьте устный ответ по теме "Палеонтологические доказательства”.
Какая наука лежит в основе палеонтологических доказательств?
Какие организмы являются переходными формами? Что они доказывают? Приведите примеры переходных форм.
Дайте определение филогенетическим рядам. Назовите ученного, обнаружившего последовательные ряды ископаемых форм. Расскажите об истории развития лошадей. Сделайте вывод о роли палеонтологических материалов в доказательстве эволюции.
Составте кластер.
Заполните таблицу
доказательства эволюции.
Наука Доказательства Примеры
1. Палеонтология - ископаемые переходные формы - филогенетические ряды 2. Эмбриология - биогенетический закон - закон зародышевого сходства 3. Сравнительная анатомия, морфология - гомологические ряды - рудименты - атавизмы - сравнительные переходные формы - общий план строения позвоночных животных
Задание №1. Установите соответствие между примером биолога и термином, соединив их стрелочками:
Пример 1. Ласты кита, ласты морской черепахи, передняя нога слона, передняя конечность лягушки

-215901270
А. Аналогичные органы

Пример 2. Задние конечности питона, крыло птицы киви, тазовые кости у кита. А также наличие глаз у крота, слепышей, протея.
Б. Атавизмы

Пример 3. Роющая конечность медведки (насекомое), лапа крота, землеройки
В. Гомологичные органы
Пример 4. Трехпалые ноги лошади, выступающие ноги у кита

Г. Рудименты
Задание №2. Вставьте пропущенные слова из списка: палеонтологическое, сравнительно-анатомическое, эмбриологическое в текст:
«Немецкий ученый – биолог Э. Геккель наблюдал большое многообразие эмбрионов животных, сформулировав затем биогенетический закон: «онтогенез есть краткое повторение филогенеза (филогенез – развитие рода животных в ходе эволюции)». Он также обратил внимание на поразительное сходство хордовых животных на ранних стадиях эмбрионального развития. Все это является ______________________________ доказательством эволюции.
К _______________ доказательству можно отнести следующие примеры: археоптерикс, стегоцефал, котилозавр.
Сходный состав костей передней конечности амфибий, рептилий и млекопитающих относится к ___________________________________ доказательству эволюции хордовых животных»
Задание №3

1) выписать номера рисунков, на которых изображены вымершие животные,
2) выписать номера рисунков с вымершими животными, аналогов которых нет в современной фауне,
3) выписать номера рисунков с животными, которые являются переходными формами.
Задание № 4.
Вопросы, имеющие отношение к доказательствам эволюции.
1.Приведите любое из палеонтологических доказательств эволюции?
2. Что доказывает сходство зародышей млекопитающих, пресмыкающихся, земноводных и рыб на ранних стадиях развития?
3. Что такое гомологичные органы? К какой группе доказательств относится их наличие у тех или иных групп животных?
4. Как называются органы, утратившие свою функцию в результате их длительного неприменения?
5. Как называются случаи проявления признаков предков у современных особей?
Оценочная таблица:
Фамилия участника Оценка за работу в группе Оценка задание
№1 Оценка задание
№2 Оценка задание
№3 Оценка задание
№4 Оценка за урок
Задание №3. Выслушав рассказ учителя, изобразите на карте маршрут путешествия Ч. Дарвина на корабле Бигль:
Задание №4. Составьте краткую биографию Ч. Дарвина, заполнив строчки:-228608188960______________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
________________ Основными трудами являются: ____________________________________________________
Сторона №2
Задание №5. Ответьте на вопросы:
Существовало ли представление об эволюции в ученом мире до Чарльза Дарвина? (если да, то у кого?)_________________________________________________________
Каково значение трудов Ч. Дарвина? _________________________________________________
_________________________________________________________________________________Задание №6. Внимательно прочитайте материал учебника на станице 257 (последние два абзаца) и ответьте на вопрос:
1. Каковы отличия определенной изменчивости от неопределенной? _________________
_________________________________________________________________________________
2. Приведите пример наследственной изменчивости: _______________________
_________________________________________________________________________________
Задание №7. Какие причины эволюции (по Ч. Дарвину) существуют? Заполните пропуски в схеме:
1.
2. 4. ____________________________
3. Изоляция живых организмов
Задание №8. Какая причина эволюции животных является основной (движущей силой)?
______________________________________________________________________________