Рабочая тетрадь по развитию устной речи (для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)


Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Няганская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»

Согласовано на методсовете протокол № от
Рабочая тетрадь
«Развитие устной речи в 4 классе»
(для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)

Составитель:
Зайцева О.Л
учитель начальных классов, 1 категория
.


Нягань, 2016
Аннотация.
Рабочая тетрадь по развитию устной речи в 4 классе разработана для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Но может быть использована для обучения учащихся с легкой умственной отсталостью и для индивидуальной работы (особенно в рамках надомного обучения). В рабочей тетради представлены разнообразные задания, направленные на развитие речи, внимания, памяти учащихся. Данное пособие может пополняться новым материалом и его можно использовать в последующих классах. Для урока педагог может использовать материал выборочно в зависимости от подготовленности класса.
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь «Развитие устной речи в 4 классе» составлена на основе программы «Развитие речи» из сборника «Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I-Xклассы»)» под редакцией: Новоселова Н.А., Шлыкова А.А., Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004
Дети с нарушением интеллекта понимают в основном обиходную речь, не выходящую за рамки их небогатого жизненного опыта. Словарь их беден, в нем нет самых необходимых слов для обозначения предметов и действий в окружающей их обстановке. Они не могут правильно строить предложения, не владеют даже элементарными навыками связной речи. Ребенок с умеренной и тяжелой структурой дефекта, сам, без помощи взрослого, не способен даже правильно и отчетливо воспринимать наблюдаемые предметы и явления. Для того чтобы научить детей правильно произносить слова и правильно их употреблять, уметь отвечать на вопросы, выражать словами свои желания, передавать содержание несложных рассказов и картинок с простым сюжетом, необходимы специальные систематические занятия по развитию речи.
Задачей этого предмета является общеречевая подготовка детей с нарушением интеллекта, которая ведется по трем направлениям:
структурное (формирование разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического);
функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого общения);
Когнитивное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений)
Цель: обогащение словарного запаса учащегося и введение новых слов в активную разговорную речь.
Учитывая специфику познавательной деятельности школьников с тяжелым и умеренным интеллектуальным недоразвитием и недостаточно сформированных языковых средств общения для приобретения новых знаний, умений и навыков. Мною была разработана рабочая тетрадь по развитию устной речи для 4 класса с практическим наглядным материалом и заданиями, в качестве дополнения к учебному пособию. В содержание данной тетради вошли задания, связанные с основными тематическими разделами уроков развития устной речи в 4 классе. Тема «Сезонные изменения в природе», выбрана в качестве стержневой, с которой связана остальная тематика, так как целью уроков развития речи является расширение кругозора учеников с интеллектуальным недоразвитием, их знаний о явлениях окружающего мира и развития эмоционального отношения к ним. Подобранные задания позволяют отрабатывать определенный речевой материал, что в дальнейшем будет способствовать определенному пониманию явлений в окружающей природе.
Порядок изучения тем, а также время, отведённое для изучения каждой из них, могут быть изменены учителем. Данный материал позволит интереснее построить занятие. Задания носят дидактическую, коррекционную воспитательную направленность, развивая у учащихся самостоятельность, внимание, память, мелкую моторику, мотивацию к учению.
Содержание.

Сентябрь – начало осени. 6-7
Осень. 8-10
Сбор урожая. 11
Овощи. 12
Фрукты. 13-14
Фрукты и овощи. 14-16
Грибы. 16-18
Домашние животные. 19-23
Дикие животные. 23-27
Домашние и дикие животные. 28-33
Зима. 34-37
Весна. 38-43
Лето. 44-46
Времена года. 47-51
Домашние птицы. 51-54
Птицы. 55-60
Насекомые. 60-65
Живая и неживая природа. 65-67
Растения. 68-72
Одежда. 72-73
Обувь. 74-75
Посуда. 75-79
Человек. Части тела. Человека. 79-80
Гигиена человека. 81-82
Тема: Сентябрь – начало осени.
Отгадай загадку.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это...» (осень)
Рассмотри картинки. Назови времена года. Найди на картинке осень и подчеркни желтым карандашом.

Обведи лист клена и раскрась желтым карандашом.

Рассмотри картинки. Назови время года.
Дополни предложения об осени по картинкам.


Наступила ____________.
С деревьев падают __________, ____________, _____________ листья.
День стал __________, а ночь ______________ .Часто идет _______________ .
Птицы улетают на _________.
Люди надевают ____________ , ____________ , ____________ .
Тема: Осень.
Рассмотри картинки. Назови время года. Расскажи о приметах осени по вопросам.

- Какая погода осенью?
- Какую одежду надевают люди?
- Что делают люди в саду осенью?
- Куда улетают птицы осенью?
-Как животные готовятся к наступлению зимы?
-Расскажи, о детских играх осенью?
Обведи по точкам листочки. Найди лист клена, раскрась оранжевым карандашом, листья дуба коричневым карандашом, а лист березы раскрась желтым карандашом.

Рассмотри картинки. К каждой картинке составь предложение об осени .


Рассмотри картинку. Расскажи, как животные готовятся к зиме.

Назови время года. Почему ты так думаешь? Скажи, осенью стало теплее или холоднее, чем летом? Раскрась картинку. Дорисуй как дождик капает из тучи.

Тема: Сбор урожая.
Рассмотри картинки. Что делают дети на картинках?
Что собирают дети в поле, в саду в огороде, в лесу?


2. Рассмотри картинки. Найди и раскрась картинку: сбор урожая в огороде, затем в лесу и в саду. Прочитай слова. Соедини слова с соответствующей картинкой.

в ле-су в са-ду в о-го-родеТема: Овощи.
Назови предметы. Найди и раскрась лишний предмет. Объясни свой выбор.

2. Обведи по точкам только овощи и раскрась их.

3. Дорисуй вторые половинки овощей.

Тема: Фрукты .Назови предметы. Как их можно назвать одним словом?

Рассмотри фрукты слева. Найди справа такой же фрукт и соедини линией.

Найди фрукты и раскрась в нужный цвет.

Обведи по точкам фрукты и раскрась в нужный цвет.

Тема: Фрукты и овощи.
Назови предметы. Обведи их по точкам и раскрась цветными карандашами. Обведи фрукты красным карандашом, а овощи – зеленым.

Разложи при помощи стрелок овощи в коробку, фрукты – в корзину.
Раскрась только те предметы, которые нужны для приготовления борща и компота.

Борщ Компот
Расскажи по картинному плану об овощах и фруктах.

Тема: Грибы.

Прочитай слова под картинкой. Найди эти части на грибе и соедини линией.

нож-ка шляп-ка
Обведи по точкам грибы. Найди несъедобный гриб и раскрась его.
Рассмотри картинки. Прочитай названия грибов.

Найди похожие грибы. Соедини их линией . Раскрась съедобные грибы.

Обведи по точкам картинку и раскрась.

Тема: Домашние животные.
Назови животных. Какие это животные: домашние или дикие? Как называется место, где они живут?

Назови животных. Найди домашних животных и раскрась кружки в зеленый цвет.

Назови животных. Обведи их по точкам, раскрась.

Какие животные спрятались, назови? Раскрась одно из них.

Назови животных. Расскажи об этих животных по картинному плану Раскрась.




Назови животных и детёнышей. Соедини линией животных с их детёнышами, как показано на картинке.

Назови животных. Скажи, кто и где живет, кто и что ест? Соедини линией, как показано на картинке.

Обведи рисунок по точкам, раскрась.

Тема: Дикие животные.
Назови всех изображённых здесь животных и скажи, как называются члены их семейства (волк, волчица, волчонок, волчата;… ).

2. Назови животных. Найди диких животных, раскрась кружочки желтым карандашом.

Назови животных. Найди самого большого и самого маленького животного. Раскрась их.

Назови животных. Расскажи об этих животных по картинному плану.


Обведи по точкам животных. Назови животных. Раскрась.

Каких животных видишь, назови. Раскрась одно животное.

Обведи по точкам животных и раскрась.

Назови животных. Скажи, кто и где живёт?
Составь предложение.

Тема: Домашние и дикие животные.
Назови животных. Домашних животных отметь в кружочке знаком + . Диких животных отметь в кружочке знаком -.
Назови животных. Соедини линией животных с их детёнышами.


Скажи, кто есть у кого?

У медведицы - ________________.
У белки - __________________ . У зайчихи - ___________________.
У коровы - ___________________.
У свиньи - _________________.
У курицы - ________________ .Назови животных. Найди лишнее животное и обведи карандашом.

Раздели на две группы животных. Расскажи кто, чем питается?
Раскрась домашних животных.

Назови животных. Скажи, что их объединяет?

Назови животных. Рассели животных: кто, где живет (по образцу). Раскрась диких животных.

Соедини линиями: животное и то, что оно любит. Раскрась домашних животных.

Какое слово лишнее? Почему?
КОРОВА, СОБАКА, КОШКА, МЕДВЕДЬ.
ЗАЯЦ, СВИНЬЯ, ЛИСА, ВОЛК.
ОЛЕНЬ, ЁЖ, ОВЦА, КАБАН.
Назови картинку в картинке. Каких животных видишь? Найди на нижней картинке этих животных и обведи карандашом.

Рассмотри картинки. Угадай, кто нарисован. Дорисуй.

Укажи стрелками, что дают человеку эти животные.

Тема: Зима.
Отгадай загадку.
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла...
Назови время года на картинке. Почему ты так думаешь?

Назови признаки зимы по картинке.

Рассмотри картинку. Расскажи о зиме по вопросам учителя.


- Какая погода зимой ?- Какую одежду надевают люди?
- Расскажи о труде людей зимой ?- Как живется птицам зимой ? -Расскажи о жизни животных зимой?
-Расскажи, о детских играх зимой?
Назови предметы, к какому времени соответствует данная одежда?

Рассмотри картинки. Назови предметы. Расскажи что у них есть общего.

Рассмотри картинку. Расскажи о том, что видишь на картинке?

Расскажи о жизни животных зимой по картинке.

Рассмотри картинку и раскрась.

Тема. Весна.
Назови самые заметные признаки весны.

Рассмотри картинку. Назови время года. Почему так думаешь? Раскрась картинку.

Рассмотри картинку. Расскажи о весне по вопросам учителя.

- Какая погода весной?
- Какую одежду надевают люди весной?
- Расскажи о труде людей весной ?- Какие изменения произошли в жизни птиц ? -Какие изменения произошли в жизни животных с приходом весны?
-Расскажи, о детских играх весной ?Рассмотри картинку. Расскажи о приметах весны. Раскрась картинку.

Назови времена года на картинке. Найди весеннее время года. Назови весенние месяцы и раскрась эту картинку.

Прочитай название месяцев. Найди весенние месяцы. Соедини их линиями с картинкой весны.

Прочитай название весенних растений. Обведи и раскрась.

подснежник верба

мимоза ландыш

Рассмотри картинки. Расскажи, что ты видишь на картинках. Обведи и раскрась картинки.


Рассмотри картинки. Назови весенние праздники, которые видишь на картинках. Раскрась картинки.


Тема. Лето
Рассмотри картинку: о каких приметах лета можешь рассказать?
Раскрась картинку.

Рассмотри картинки. Найди картинки лета и раскрась их.

Рассмотри картинку. Расскажи о лете по вопросам учителя.

- Какая погода летом?
- Какую одежду надевают люди летом?
- Расскажи о труде людей летом?
- Расскажи о жизни птиц летом?
- Расскажи о жизни животных летом?
- В какие игры играют дети летом?

4. Расскажи о летнем отдыхе детей. Раскрась картинки.

Рассмотри картинки. Составь предложения по картинкам и раскрась их.


Тема: Времена года.
Рассмотри картинки. Назови времена года.

Рассмотри картинки. Какое время года изображено на них? Почему ты так думаешь? Раскрась кружочки: зимнюю картинку в синий цвет; весеннюю картинку - в зеленый, летнюю - в красный, осеннюю – в желтый цвет.
Рассмотри картинки. Прочитай названия времен года. Соедини картинки с названиями времени года.

В каждом ряду зачеркни картинку, которая к данному времени года не относится.

Рассмотри картинки. Прочитай названия времен года. Соедини картинки с названиями времени года.

Рассмотри картинки. Прочитай названия времен года. Соедини картинки с названиями времени года.

Какие картинки подходят к каждому из времен года? Соедини их линиями.

Обведи по точкам картинки. Назови время года. Раскрась сначала картинку лета, потом осени, зимы и весны.

Рассмотри картинки. Назови время года на каждой картинке. Расскажи, что ты знаешь об осени, зиме, весне и о лете. Раскрась.

Тема: Домашние птицы.
Назови животных. Как назвать данную группу, одним словом.

На какие группы можно разделить данных птиц. Домашних птиц отметь в квадрате знаком + . Диких птиц отметь знаком - .

Назови птиц и птенцов.

Какие птицы спрятались на картинке. Раскрась одну птицу.

Расскажи о жизни домашних птиц по вопросам учителя.

- Назови птицу?
- Где живет?
- Чем питается?
- Продолжи: мама - курица, папа -…?- Как называют их птенцов?
- Назови части тела птицы?
- Какой у птицы голос?
- Какую пользу приносит?
Раскрась водоплавающих домашних птиц.

Назови предмет. Обведи по точкам и раскрась.

Тема: Птицы.
1.Рассмотри картинку. Как назвать эту группу предметов. Назови птиц.

Расскажи об этих птицах по вопросам учителя.


- Назови птицу?
- Назови цвет?
- Назови части тела?
- Чем покрыто тело?
- Чем питается?
- Как передвигается?
- Где живет?
- Птица перелетная или зимующая?
2. Помоги птицам найти свой дом и расскажи, где они живут. ( Например, скворец живет в скворечнике, ласточка живет в маленьком гнездышке)

Рассмотри картинку. Найди диких птиц и обведи карандашом.
Узнайте по силуэту птиц. Раскрасьте птиц, которых узнали.

Назови птиц и составь предложение.

Дорисуй недостающие части птиц.

Назови каждую птицу. Обведи диких птиц синим карандашом.

Распредели птиц по месу обитания. Птиц живущих в лесу в кружочке раскрась зеленым цветом, водоплавающих птиц отметь синим цветом, на болоте желтым цветом.

Обведи по точкам птицу. Раскрась

Тема: Насекомые.
Отгадай загадку.
Не птичка, а с крыльями. ( Бабочка)
Рассмотри картинку. Назови предметы. Как назвать данную группу
предметов, одним словом?

Назови предметы. Как назвать группу предметов, одним словом?
Сколько насекомых ты видишь на рисунке? Сосчитай и напиши в окошечке.

Рассмотри строение тела насекомого.

Среди данных насекомых найди жука и покажи части тела.


Расскажи о данных насекомых по вопросам учителя.


- Кто это?
- Какой величины?
- Назови цвет?
- Назови части тела?
- Чем питается?
- Как передвигается?
- Где живет?
- Где зимует?
- Полезное или вредное?

Какие насекомые спрятались в картинке?

Рассмотри картинки. Назови предметы. Расскажи что у них есть общего

Назови насекомое. Обведи по точкам. Раскрась.

Дорисуй вторую половину насекомого

Тема: Живая и неживая природа.


Рассмотри картинки и скажи: кто живой и что неживое? Почему ты так думаешь?

Рассмотри картинки, живую природу отметь в кружочке знаком +, неживую природу отметь в кружочке знаком - .
Что из нарисованного относится к неживой природе, а что к живой? Закрась кружки синим цветом - неживая природа, зеленым - живая природа.

Тема. Деревья.

Рассмотри картинку. Обведи, на картинке деревья синим цветом, кустарники - красным.

Подумай, что было сначала, а что потом? Укажи последовательность
цифрами в кружочке: зима, весна, лето, осень.

Обведи силуэты в заданном направлении, не отрывая руки. На первом рисунке раскрась кустарники, на втором-деревья..

Какие листочки спрятались. Сосчитай.

Обведи по контуру и раскрась картинку. Расскажи, кто нарисован на картинке.

Рассмотри картинки. Назови предметы. Расскажи что у них есть общего.

Назови растение. Раскрась.

Обведи по контуру картинку. Раскрась. Составь предложения по картинке.


Тема: Одежда.
Назови предметы. Как назвать данную группу предметов, одним словом.

- Какую ещё одежду ты знаешь? Назови.
2. Зимнюю одежду обведи, а летнюю раскрась.

Дорисуй одежду девочки и мальчика. Раскрась одежду девочки в красный цвет, а мальчика – в синий цвет.

Рассмотри картинки. Раскрась только одежду.
Тема: Обувь.
Назови предметы. Как назвать данную группу предметов, одним словом.

- Какую обувь ты ещё знаешь? Назови.
2. Рассмотри картинки. Какую обувь оденешь в разную погоду? Соедини стрелками.

3.Рассмотри картинки. Закрась только обувь

Тема: Посуда.
Назови предметы. Как назвать данную группу предметов, одним словом? Дорисуй недостающий элемент.

Какие предметы спрятались? Назови.

Выбери на картинке посуду и раскрась.

Обведи предмет по точкам, назови. Раскрась по образцу.

Найди на рисунке предметы, изображенные в рамке. Раскрась одинаково.

Обведми по контуру, назови предметы. Расрась один.

Дорисуй то, что необходимо мишке и мышке для приятного чаепития: чашки, бублики и сахарницу.

Назови предметы в предмете.

Тема. Человек. Части тела человека.
Отгадай загадку.
На земле он всех сильней,
Потому что всех умней.
Рассмотри внешнее строение человека.

3.Соедини названия и части тела.

4. Запомни. Покажи все это на себе.

Тема. Гигиена тела человека.
Покажи и назови предметы, которые нужны нам, чтобы быть чистыми, аккуратными, здоровыми.

Закончи предложение, а потом повтори его:
- Расческа нужна, чтобы ...
- Зубная паста нужна, чтобы ...
- Зубная щетка нужна, чтобы ...
- Губка нужна, чтобы ...
- Мочалка нужна, чтобы ...
- Полотенце нужно, чтобы ...
- Мыло нужно, чтобы ...
- Ножницы нужны, чтобы ...
3. Рассмотри картинки. Соедини их парами. Дай полные ответы на вопросы:
-Чего нет у Кати, чтобы причесаться?
-Чего нет у Пети, чтобы вытереть руки?
-Чего нет у Зины, чтобы вымыть тело?
-Чего нет у Васи, чтобы почистить зубы?

4. Раскрась предметы, которые нужны для личной гигиены.

5. Рассмотри картинки. Расскажи, что делают дети?

Литература.
Сборник «Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I-Xклассы»)» под редакцией: Новоселова Н.А., Шлыкова А.А., Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004
Учебник. Развитие речи 2 класс. Е.Д. Худенко, С.Н Кремнёва АРКТИ, 2003 г.
Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. Планирование уроков развития речи во 2 классе специальных ( коррекционных) школ 8 вида. Методическое пособие для учителя- Методическое пособие для учителя. М. АРКТИ, 2003.
Интернет ресурсы.
http://olgasergeeff.ru/?p=2592 http://www.playing-field.ru/coloring/домашние-животные-раскраска/ http://www.playing-field.ru/coloring/домашние-птицы-раскраска/ http://skachat-besplatno-tut.ru/Картинки+весна+раскраска+для+детей/ http://www.playing-field.ru/coloring/осенние-урожай-раскраски/http://zagruzit77.skachat-desplatn vse.ru/Животные+картинки+для+детей/http://www.playing-field.ru/coloring/туловище-человека-раскраска/