Статья на тему Народный этикет в традиционной и современной культуре крымских татар


Народный этикет в традиционной и современной культуре крымских татар
Что-то с миром случилось: в нём нету покоя,
Благородство и честность пропали куда-то,
Справедливость исчезла — ведь время такое,
Что никто не жалеет ни друга, ни брата.
(Ашык Умер)
На протяжении развития человеческой цивилизации наблюдалось её стремление к добру; главным фактором в определении места человека в обществе были нравственные ценности. Но существование этой нравственности разрушает усиливающая свой темп утрата значимости религии. Всё более безупречной становилась идея возможности нравственности не зависимо от религии. Современное общество, отграничиваясь от религии, столкнулось с практической проблемой: сможет ли человек жить без религии и как это повлияет на его нравственную жизнь? Учитывая состояние проблемы на современном этапе, становится ясной необходимость обращения к прошлому, к давно минувшей древности для её разрешения.
Вопросами этнической истории и традиционной культуры крымских татар занимались следующие персоналии: археолог-востоковед А.Бернштам, деятель крымскотатарской культуры У.Боданинский, археологи Г.Бонч-Осмаловский, Б.Засыпкин, антрополог Б.Куфтин, а также Тунманн, П.Чепурина, Я.Шерфединов.
Цель работы: определить и проанализировать различия народного этикета традиционной и современной культуры крымских татар, выявить причины их возникновения.
Этикет - установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения [1, с.913]. Именно он и является отражением национальной своеобразности любого народа, в т.ч. и крымскотатарского. Термин, произошедший от французского слова, обозначающего «этикетка», характеризует ментальные «ярлыки» крымскотатарского народа, включающий в себя систему взглядов, национальный характер, моральные ценности, поведение, образ жизни.Крымские татары - тюркский мусульманский народ, сформировавшийся в Крыму на основе этнополитической истории и под влиянием особенностей географического положения и природных условий полуострова [2, с.349]. По вероисповеданию они являются мусльманами-суннитами. Сама по себе вера наставляет на путь истинный каждого мусульманина, стремясь к наполнению верой их сердец и проникновению вероубеждения глубоко в их души. Покорность Аллаху и Его повелениям, с одной стороны, и вера человека в Судный день, с другой стороны, смешиваются в душе человека в виде надежды и страха, побуждая делать добро и в любое время следовать истине.
Три кита, на которых зиждется исламская мораль:
- получение богосклонности Аллаха (заветная цель человеческой жизни, дающая возможность дальнейшему движению по пути прогресса и процветания без колебаний и неуверенности);
- господство морали во всех сферах жизни (бразды правления человеческой жизнью берет в свои руки добропорядочность и чистая мораль, не давая воли эгоизму и страстям);
- добро без примеси зла (совершение добрых дел и распространение всего хорошего, отвержение всего плохого, неприятного и вызывающего ненависть).
Было произведено исследование, позволившее выявить отличия современного народного этикета крымских татар от идеалов традиционной культуры, особенности менталитета, подвергнувшиеся метаморфозам в современности. Для описания изменений в культуре со временем были взяты основные, выделенные М.А.Хайрудиновым качества: учтивость, правдивость, старательность и усердие, доброта и милосердие, щедрость и взаимопомощь, воспитанность, дружба и товарищество, терпение, благодарность. Беседа была произведена со студентами 3-го курса ГБОУВО РК «КИПУ», специальности «Начальное образование». Итоги исследования изложены в таблице, приведенной ниже. Левая колонка отображает содержание основных качеств традиционной культуры, обобщенных в результате работы с литературой по теме, а правая– выявленные студентами изменения на современной этапе.
Традиционная культура характеризуется приоритетным сохранением установившегося культурного порядка, соблюдением ценностей и образцов поведения предшествующих поколений, а современная культура индустриализована, модернизована, в ней ярко выражена проблема отцов и детей.
Особенность этикета Традиционная культура Современная культура
Учтивость Не поступающий по словам стариков до старости не будет удачливым.
Главная составляющая этикета, позволяющая воспитать умение сдерживать себя и свой гнев в любой ситуации. Олицетворение стариками жизненной мудрости. Просьбы старших по возрасту выполняются беспрекословно лишь 45% опрошенных. Исчезла традиция вставать, когда старшие входят или выходят из помещения. В речевом этикете преобладает обращение по имени и отчеству, нежели применение слов из разряда «бей», «ханум». Громкие разговоры, ранее считающиеся признаком вежливости (чтобы старики отчётливо слышали разговор) ныне воспринимается как крик.
Правдивость Правдивое слово не требует поручителя.
Быть правдивым - фарз (обязательное действие в исламе) каждого мусульманина перед Аллахом.
Обещать только то, что выполнимо. Ритм современной жизни зачастую вынуждает где-то недоговаривать, а где-то и вовсе лгать. Правда, сказанная в глаза, зачастую становится причиной обид и ссор, нежели вызывает уважение и почет в глазах других, как ранее.
50% опрошенных могут отказаться от своего обещания при изменении жизненной ситуации или невозможности её выполнения.
Старательность и усердие Трудящийся человек голодным не останется.
Следует прилагать усердия для мира, избежания бедности, нищеты, становления должниками других народов или же рабами их.
Для счастья в жизни необходимо стараться всегда помнить о дне смерти и жизни в загробном мире. Никто из опрошенных не ставит смерть и жизнь после неё на одну полку с жизненными целями. Мысли о смерти считаются негативными, нагоняющими тоску и беды.
Доброта и милосердие Лишнее добро головы не разобьет.
Человек, исповедующий любовь и доброе отношение ко всему творению Аллаха, выше и чище остальных (т.к. милосердие - качество Господа, «Аллах Милосердный, или Всемилостивый»). 65% опрошенных считают, что доброта не всегда сулит прекрасное будущее, в наше время множество людей пользуются этим качеством и садятся на шею.
Некая жестокость необходима бывает для успехов в карьере и личной жизни. Милость к животным также сейчас вызывает сомнение, появляется любовь «за породу».
Щедрость и взаимопомощь Гвоздь подкову спасёт, подкова-коня, конь-храбреца, храбрец- Родину.
Каждому мусульманину необходимы быть присущи такие качества как самопожертвование и готовность прийти на помощь к ближнему всегда, когда в этом есть необходимость. Люди стали скупее, не выручают даже в тех случаях, когда это не предоставляет особых трудностей.
Моменты проявления щедрости зачастую выставляются напоказ.
Воспитанность (эдеп) Лучше глаза лишиться, чем доброго имени.
Избегание греховных дел, боязнь Аллаха. Стыдящийся Аллаха всегда будет беречься от дел, за которые потом ему придется стыдиться в своей жизни. 95% опрошенных сталкиваются с угрызениями совести после совершения не особо хороших поступков.
Но большинству из них стыдно перед обществом, хотя чувство стыда перед Аллахом предпочтительней.
Дружба и товарищество Старый друг врагом не сделается.
Друг должен быть умен.
Пусть друг твой будет силен в вере.
Пусть друг ваш будет обладателем нравственности. 85% опрошенных не считают разум человека основополагающим качеством выбора друга.
100% опрошенных верят в межнациональную дружбу (друг мусульманина должен быть человеком ислама). 50% студентов замечено использование против них того, что они рассказали друзьям в минуты откровения.
Терпение Не будь жестоким, если у тебя что-то просят; не будь смирным, когда тебя давят.
Терпение в горе и несчастии.
Терпение в выполнении долга, в поклонении Аллаху.
Терпение в отвращении греха. Наблюдается прекращение восприятия горя или несчастья как испытания Аллаха, скорее как удар судьбы.
Благодарность (Шукюр) И убегающий взывает к Богу, и догоняющий.
Шукюр, выражаемый сердцем и душой.
Шукюр, выражаемый в словах.
Шукюр, проявляемый физически. Мало кто сейчас считает все ниспосланное добро подарком Аллаха, скорее трудом своих усилий и настойчивости.
Благодарность Аллаху вслух и прославление Его в речах своих совершает лишь 30% опрошенных.
Таким образом, проанализировав особенности народного этикета традиционной и современной культуры крымских татар, мы можем утверждать, что люди всегда были и будут тесно связаны со своим прошлым, обеспечивая тем самым развитие культуры и прогресс на фундаменте знаний и опыте прошедших веков. Но было выявлены также некоторые перемены в народном этикете традиционной культуры и современной. В результате беседы основной причиной данных метаморфоз является ритм и требования современной жизни. Именно они не позволяют на все 100% выполнять постулаты традиционного народного этикета крымских татар. Но всё же стоит помнить, что какими бы ни были условия жизни, следует придерживаться основных элементов традиционной культуры(учтивости, доброты, благодарности, воспитанности и щедрости); ведь именно в ней заложены те мудрости таинственной глубины веков, которые стремятся научить и наставить последующие поколения.
Использованная литература:
1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. — М.: Азъ, 2005. — 944 с.
2. Малышева Н.В. Крым. Соцветие национальных культур / Н.В.Малышева, Н.Н. Волощук. — Симферополь: Бизнес-Информ, 2003. — 392 с.
3. Хайруддинов М.А. Мудрость веков / М.А. Хайруддинов. — Симферополь: Крымучпедгиз, 2000. — 192 с.