Коррекционное дефектологическое занятие для детей с ЗПР по коррекции слухового внимания и памяти по теме: «Учусь слушать и запоминать» 2 класс.


Технологическая карта коррекционного, дефектологического занятия.
Класс (группа) – группа учащихся 2 класса – 2 человека.
УМК (программа). Модифицированная коррекционно-развивающая программа по коррекции познавательных процессов и эмоционально – волевой сферы для учащихся 2 классов 2015г.
Тема занятия: «Учусь слушать и запоминать».
Вид занятия: коррекционное, групповое.
Цель: развитие слухового внимания и памяти, умения слушать и запоминать.
Задачи.
1. Образовательная: формировать умение внимательно слушать (произвольность слухового внимания), работать по памяти, развивать процессы запоминания (познавательные УУД).
2. Коррекционная: коррекция слухового внимания, памяти, развитие и коррекция речевых коммуникаций (коммуникативных УУД),
3. Воспитательная: воспитывать умение работать самостоятельно, в парах, формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля (регулятивных УУД), формирование элементарных этических норм (личностных УУД).
Технологии и методы и приёмы работы: Режим РКМЧП, специальные и здоровьесберегающие (артикуляционная гимнастика, гимнастика для пальчиков, приём психоэмоционального настроя, физминутка ( массаж шариками «каштан», восточная гимнастика для глаз, динамизация позы), массаж БАТ, кинезотерапия, логоритмическая игра-упражнение, специальные сигналы – символы (сигнальный тренажёр, сигнальные карточки), активные методы и приёмы обучения («сюрпризный момент», личностно и практико-ориентированный, системно - деятельностный подход, моделирование - ТРИЗ, РКМЧП – «мозговой штурм», режим проведения занятия); игровые технологии, ИКТ.
Этапы урока (занятия, мероприятия) Деятельность педагога Деятельность обучающихся Результаты
1. Организацион
ный момент. Проводит работу с учащимися у сигнального тренажёра.
Ученики заходят в кабинет, прикладывают руки к тренажёру, определяет правую, левую руки и стороны.
Формируются зрительно –пространственные координации, динамический стереотип (отличают «право», «лево»).
- Мы за руки возьмёмся, друг – другу улыбнёмся! Приветствуют учителя и друг друга.
Положительный психоэмоциональный настрой. Формируются личностные УУД (этические нормы поведения)
2. Разминка. - А, сейчас мы разомнёмся:
а) массаж БАТ (кончик носа, мочки ушей, щёки, подбородок, слуховые проходы, точки за ухом, теребить ухо); работа с шариками «каштан».
Дети выполняют массажные движения по инструкции педагога
Улучшение общего самочувствия, гуморального дыхания, активизация деятельности мозговых процессов, коррекция мелкой моторики.
б) интеллектуальная разминка:
- Не зевай, поскорее отвечай!
- Какое сейчас время года?
- Сколько дней в неделе?
- Сколько месяцев в году?
- Сколько хвостов у двух котов? Полный ответ.
- Сколько ушей у трёх мышей? Полный ответ.
- Молодцы! Отвечают на вопросы короткими и полными ответами:
(осень).
(семь).
(двенадцать).
(У двух котов два хвоста.).
(У трёх мышей - шесть ушей.)
Используется «мозговой штурм», формируется умение находить решение в короткий промежуток времени, то есть, происходит коррекция инертности мышления,формируются речевые коммуникации (коммуникативные УУД).
Используется приём одобрения, повышается мотиващия к дальнейшей работе.
3. Вызов
- Вот, волшебная шкатулка, в ней для вас посылочка. От кого она и что в ней вы узнаете, если выполните все задания. Согласны?
- Сегодня мы с вами будем учиться…(учитель показывает сигнальную карточку с изображением уха.)
Когда внимательно слушают, то научаются хорошо всё… -Что делать?..
- Мы будем учиться слушать и запоминать. Слушают, наблюдают, участвуют в диалоге с учителем:
- Да!
- Слушать.
- Запоминать. Повышается мотивация к учебной деятельности.
Ученики учатся ставить перед собой цель, учебную задачу, которую необходимо решить на занятии, формируются (познавательные и регулятивные УУД).
4. Основная часть.
1. Практическое темпо – ритмическое упражнение, отработка слухо – речевых координаций.
Отстучать ритм. Послушай, запомни и повтори.
Ученик (1 ) /___//, ученик (2) ///____/; ученик (1) /__/___/, ученик ( 2) //____/. Дети поочерёдно отстукивают заданный учителем ритм.
Развивается и корректируется слуховое внимание (познавательное УУД: корректируется концентрация внимания и формируется его произвольность).
2. Игра « Не зевай, слушай звуки, отмечай».
- Послушайте звуки музыкальных инструментов и предметов, которые прозвучат последовательно (по- порядку). Отметьте цифрами на карточках их символы в той последовательности, в какой услышите. Всего предметов шесть. Учитель проводит игру 2 раза на карточках два игровых поля).
- Хорошо! Индивидуальная работа на карточках по инструкции педагога.
Коррекция и развитие слухового внимания, его активизация (познавательное УУД: корректируется концентрация и формируется его произвольность)
Положительная оценка результатов деятельности
формирует уверенность в себе.
3.Разбудим язычок Дети с учителем выполняют артикуляционные упражнения: «болтушка», «улыбка» - «хоботок», «лошадка», «часики». Активизация и развитие артикуляторной (речевой) моторики
4. Слухо – речевой, игровой практикум:
«Кто внимательный?»
а) Послушайте слоги. Запомните и повторите. Все вместе за мной:
СА- ЗА-ЗА;
ПА-БО- ПИ - БУ.
Каждый отдельно:
У1: СА- ЗА - ЦА
У2: ША- ЖА – ША
У1: ТА- ДА – ТА
У2: ФА – ВО – ФИ – ВУ
б) Послушайте и повторите чистоговорку (по очереди и все вместе):
Шепелявые лягушки пели шёпотом частушки.
Справились хорошо.-
Молодцы! Ученики выполняют артикуляционную гимнастику
Развитие и коррекция слухового внимания, фонематического слуха, речевой активности, формирование динамического стереотипа (развитие познавательных, коммуникативных УУД).
Положительная оценка результатов деятельности формирует уверенность в себе. Повышается самооценка у ученика.
5.Диагностико – коррекционное задание:
Послушайте внимательно слова, запомните как можно больше слов, запишите их по - памяти.
Дом, ваза, лес, вода, стол, дверь, слон, сковорода, пенал (если с первого предъявления записали мало слов, то можно повторить). Ученики выполняют коррекционно -тренировочное упражнение по коррекции внимания и памяти (процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации) через активизацию слухового внимания, фонематического слуха и письма по памяти. Активизируется мыслительная деятельность учащихся.
Улучшаются внимание (его концентрация и объём), память (процессы запоминания, сохранения и воспроизведения). Формируются коммуникативные УУД (письменная речь), познавательные УУД (произвольность внимания и памяти),
6. Физминутка.
Сейчас немного разомнёмся:
– Встаньте, потянитесь, поднимайте плечики, прыгайте кузнечики. – --- Садитесь. Сделаем гимнастику для глаз: посмотрите вправо, прямо; влево, прямо; вверх, прямо; вниз, прямо. Поморгайте глазами.
- Пальминг и соляризация.
- Кинезиологические упражнения: игра «ухо»- «нос», упражнение «точки концентрации внимания, памяти» на ладонях. Ученики выполняют движения по инструкции учителя.
Дети закрывают глаза ладонями, поворачиваются в сторону окна, затем в сторону двери.
Ученики выполняют движения по инструкции учителя
Динамизация позы, снятие физического и эмоционального напряжения, перегрузок.
Укрепление здоровья учащихся, формируются навыки ЖОЗ.
Методами кинезотерапии осуществляется развитие межполушарного комиссура, активизация мозговых зон (улучшается внимание и память)
Активизируется мыслительная деятельность учащихся.
.
7. Игровое упражнение на зрительно - пространственную ориентацию и коррекцию слухового внимания и памяти:
- Внимание!
- Слушайте и запоминайте. Смело и правильно выполняйте.
- Возьмите простой карандаш, в центре листа нарисуйте треугольник, в треугольнике – круг, справа от треугольника, но слева от овала - квадрат.
- А теперь обменяйтесь листочками, проверьте друг у друга работы, если есть ошибки, исправьте карандашом синего цвета (работа в парах).
- Сверьте с эталоном на экране, если есть ошибки, исправьте карандашом зеленого цвета. (Слайд № 1). Ученики тренируются удерживать в памяти заданную инструкцию, выполнять её и корректировать выполненную работу. Работают самостоятельно и в парах.
Улучшаются внимание (его концентрация и объём), память (процессы запоминания, сохранения и воспроизведения). Формируются познавательные УУД (произвольность внимания и памяти), формируются навыки взаимопроверки и самопроверки (регулятивные УУД).Формируется умение работать по образцу, самостоятельно и в парах.
8. Поиграем в игру «тихо» - «громко».
- Услышите звук барабана и слово «громко» - хлопаете в ладоши.
Услышите звукпогремушки и слово «тихо» - хлопайте подушечками пальчиков ( логоритмическое упражнение ). Дети выполняют логоритмическое упражнение в игровой форме. Активизируется деятельность учащихся. Развивается фонематический,
музыкальный слух и внимание.
10. Итог. Учитель, указывая на сигнальные карточки и ручные знаки, спрашивает:
– Кто, напомнит, что мы сегодня учились делать?
Формулируют выводы, с опорой на сигнальные карточки и ручные знаки:
-Мы учились слушать и запоминать. (Если дети затрудняются, учитель помогает подвести итог).
Формируются регулятивные УУД. Ученики учатся рефлексировать: подводить итог своей деятельности, видеть результат своего труда.
11. Рефлексия.
Настала пора открыть шкатулочку от госпожи Памяти.
А, теперь нарисуйте свое настроение в виде смайликов. (Слайд № 2).
- Занятие закончено, спасибо за работу. До, свидания.
Дети открывают шкатулку, получают сладкие призы.
Дети рисуют смайлики по своему настроению. Благодарят за призы.
Дети: - Спасибо за занятие. - До, свидания.
Положительная (позитивная рефлексия), развиваются личностные УУД (закрепляются навыки соблюдения элементарных этических норм).