Рабочая программа по предмету «Письмо и развитие речи» 5 класс по примерной адаптированной основной образовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2016-2017 учебный год


Департамент образования администрации г. Перми,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Школа № 20 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми

Рабочая программа
по предмету «Письмо и развитие речи»
5 класс
по примерной адаптированной основной образовательной программе обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
на 2016-2017 учебный год
Составитель: Каменская Лариса Григорьевна,
Лазарева Елена Григорьевна
г. Пермь, 2016
Пояснительная записка
Учебная программа по образовательному курсу: письмо и развитие речи для V-IX классов составлена в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобренную решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015г. №4\15), Программой специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, допущенной Министерством образования и науки РФ, Москва, «ВЛАДОС», 2011, под редакцией В.В. Воронковой» и Учебного плана МБОУ «Школа №20 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г.Перми.
Разработка программы соответствует общим целям образования: обеспечение равных возможностей получения качественного образования обучающихся с умственной отсталостью.
В школе для умственно отсталых детей в старших (5—9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале:
получить достаточно прочные навыки грамотного письма наоснове изучения элементарного курса грамматики;
научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
быть социально адаптированными в плане общего развития исформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Изучение письма в 5-9 классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
― развитие положительных качеств и свойств личности.
―сформированность у обучающихся коммуникативных, интеллектуальных и социально-личностных навыков.
―получение достаточно прочных навыков грамотного письма наоснове изучения элементарного курса грамматики;
―умение правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.В плане коррекционной направленности предмета при формировании у обучающихся знаний, умений и навыков, воспитания личности является коррекция речи и мышления и решается через:
развитие устной (монолог, диалог) и письменной речи (составление рассказов, изложений, сочинений)
формирование речевых и коммуникативных умений;
развитие умения правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
развитие умения работать по плану и инструкции;
обогащение активного и пассивного словаря;
развитие слуховой и зрительной памяти;
умение устанавливать причинно-следственные связи;
развитие познавательной деятельности.
Обучение умственно отсталых учащихся носит воспитывающий характер и решает следующие воспитательные задачи:
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Программа содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Содержание обучения имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения учебным предметом.
В 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др. Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2—4 классах. Подготовительные упражнения- ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.). Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2—4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах.
К основным разделам предмета относятся:
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Разделительный ь. Ударение. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Морфология
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу. Сложные слова: образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Части речи
Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, предлог. Различение частей речи по вопросам и значению.
Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание предлогов со словами.
Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Написание мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода. Число имен существительных. Имена существительные, употребляемые только в единственном или множественном числе. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен существительных. Склонение имен существительных в единственном и множественном числе. Падеж. Изменение существительных по падежам. Правописание падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа имени прилагательного по роду, числу и падежу имени существительного. Согласование имени прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Спряжение имен прилагательных.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глагола по лицам и числам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица –шь, -шься. Глаголы на –ся (-сь). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов с –ться, -тся. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий.
Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Простые и сложные предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные.
Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств (личных местоимений, наречий, повтора существительного, синонимической замены и др.).
Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении, знаки препинания перед союзами. Обращение, знаки препинания при обращении. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.
Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными союзами И. А, НО. Сравнение простых предложений с однородными членами и сложных предложений. Сложные предложения с союзами ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, КОГДА, КОТОРЫЙ.
Развитие речи, работа с текстом
Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Заголовок текста, подбор заголовков к данному тексту. Работа с деформированным текстом. Распространение текста.
Стили речи (на основе практической работы с текстами): разговорный, деловой и художественный. Основные признаки стилей речи. Элементарный стилистический анализ текстов.
Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам, материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану.
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по коллективно составленному плану.
Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с привлечением сведений из практической деятельности, книг.
Деловое письмо
Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо. Записки: личные и деловые. Заметка в стенгазету, объявление, заявление, автобиография, анкета, доверенность, расписка и др.
Письмо с элементами творческой деятельности.
В основу программы положен деятельностный подход. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
Программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, соотношение частей определяется дифференцированно. Согласно «Закону об образовании в РФ» у обучающихся с умственной отсталостью 70% учебного времени направлено на формирование предметных знаний, 30% - на формирование жизненных компетенций.
Рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение письму и развитию речи в объеме 170 часов в год, 5 часов в неделю согласно учебному плану.
Образовательные области Кол-во часов
классы
5 6 7 8 9
Общеобразовательные курсы I. Родной язык и литература Письмо и развитие речи 5 4 4 3 3
1.четверть. 9 ч. (45).
2.четверть. 7ч. (35)
3. четверть. 10ч. (50)
4. четверть. 8 ч. ( 40)
Показатели учебной нагрузки в неделю. Курс состоит из 5 часов в неделю, что составляет 17% от общеучебного времени.
5класс 6класс 7класс 8класс 9класс
5ч.-17% 4ч.-13% 4ч.-12,5% 3ч.-9% 3ч.-9%
При изучении письма и развитии речи используются следующие виды контроля учебной деятельности:
Административный контроль раз в четверть
Входящий контроль усвоения ЗУН по предмету.
Тестовые задания в конце каждого раздела.
Самостоятельные работы по каждому разделу.
Итоговый контроль усвоения ЗУН.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы» под редакцией В. В. Воронковой. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011г.
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. «Русский язык». 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2012 г.
Н.Г Галунчикова, Э.В ЯкубовскаяМ Учебник «Русский язык» учебник для 6 класса.., Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.:«Просвещение» 2012г.
Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская Учебник «Русский язык».7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М. «Просвещение», 2011г.
Н.Г Галунчикова Э.В Якубовская «Русский язык», учебник для 8 класса.. М., «Просвещение» 2011г.
Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. «Русский язык». Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2006. – 263 стр.
Содержание учебного предмета для курса - 5класс соответствует разделам:
Название раздела Кол-во часов
Повторение. Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации. 5 ч.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, е, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит. 10 ч.
Слово 130 ч.
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставка и предлог.
Разделительный ъ. 35 ч.
Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению. 10 ч.
Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число).
Род имен существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).
Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).
Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.
Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных.
Первое склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1 -го склонения. Окончания -ы, -и в родительном падеже (из комнаты, из деревни), окончание -е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания -ей, -ой в творительном падеже (за деревней, за страной).
Второе склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания -а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания -у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания -ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).
Третье склонение имен существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание -ью в творительном падеже (сиренью).
Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1,2,3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга). 85 ч.
Предложение.
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные.
Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах. 15 ч.
Повторение пройденного за год
Примечание: упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку. 10 ч.
Связная речь
Заполнение дневника учащимися.
Работа с деформированным текстом.
Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся).
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.
Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).
Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.
Всего: 170 часов
В процессе изучения предметного курса письма и развития речи у обучающихся отслеживаются достижения личностных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории
и культуре других народов;
4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
5) овладение начальными навыками в изменяющемся и развивающемся мире;
6) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
7) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
8) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
временно-пространственной организации;
9) способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
11) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
12) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
13) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
14) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения программы образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по письму и развитию речи.
Предметные результаты программы по письму должны отражать:
1) формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
2) коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
3) овладение основами грамотного письма;
4) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
Минимальный уровень:
знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;
разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
образование слов с новым значением с опорой на образец;
представления о грамматических разрядах слов;
различение изученных частей речи по вопросу и значению;
использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;
составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;
установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя;
нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощьюк учителя);
нахождение в тексте однородных членов предложения;
различение предложений, разных по интонации;
нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя);
участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;
письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.
Достаточный уровень:
знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;
разбор слова по составу с использованием опорных схем;
образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам;
определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя;
нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя);
пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.;
установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;
нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем;
составление предложений с однородными членами с опорой на образец;
составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;
различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя);
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;
оформление всех видов изученных деловых бумаг;
письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);
письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
алфавит;
способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).
Учащиеся должны уметь:
различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать
их на письме;
подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;
обозначать мягкость согласных буквой ь;
разбирать слово по составу;
выделять имя существительное как часть речи;
строить простое распространенное предложение;
связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
пользоваться школьным орфографическим словарем.
Рабочая программа строится на основе формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования к личностным и предметным результатам.
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Для оценки уровня освоения программы учащимися применяются диагностики общеучебных умений и навыков:
Диагностика сформированности предметных результатов. ( в приложении)
Диагностика уровня сформированности БУД (в приложении)
Диагностика сформированности личностных результатов.
ТЕМА Примерное количество часов отведенных на изучение темы Примерная дата проведения урока Дидактический материал урока Примерный объем домашнего задания Словарная работа Материал для повторения
I ЧЕТВЕРТЬ
ПОВТОРЕНИЕ 7 часов 1.Практические упражнения в составлении и распространении предложений. 1 Стр.3 Стр.4, упр.2 Пунктуационное оформление предложений на письме.
2.Связь слов в предложении. 1 Стр.4 Карточка №2.3 С10.у.13 Перенос слов на письме.
3.Главные члены предложения. 1 Стр.10-14 Стр.13, правило, упр.19 Графическое обозначение членов предложений при синтаксическом разборе.
4.Второстепенные члены предложения. 1 Стр.13 Стр.13, правило Графическое обозначение членов предложений при синтаксическом разборе.
5.Различение предложений по интонации. 1 Стр.14-20 Стр.15,правило,с.20 упр.30 Расстояние Знаки препинания для обозначения разных типов предложений по интонации.
6.Входящий тест по проверке ЗУН на начало года. 1 7.Развитие связной речи. Заполнение дневника учащимися. 1 С.20 у.31 Звуки буквы 18час. С.20-37 8.Звуки и буквы. 1 Стр.20 Стр.22,правило, упр.34 Понятие звук - буква
9.Звуки гласные и согласные. 1 Стр.20 Стр.24,правило, упр.38 Звукобуквенный анализ слов
10.Твёрдые согласные. 1 Стр.24 Стр.24,правило,упр37 11.Мягкие согласные. 1 Стр.24 Карточка 38 Космос 12.Обозначение мягкости согласных буквами ь ,е ,ё, и ,ю, я. 1 Стр.26 Стр.26,правило, упр.42 Фонетический разбор слов.
13.Согласные звонкие и глухие. 2 Стр.29
Карточка №3.2 Стр.29,правило, упр.46;
С.30. у.47 Свобода Звуки и буквы.
14.Правописание звонких согласных на конце слов. 1 Стр.29 Стр.29,правило, упр.47 Корень слова.
15.Правописание глухих согласных на конце слов. 1 Карточка№7.9 Фонетический разбор слов.
16.Буквы е ,ё, и ,ю, я в начале слова и после гласных. 1 написать 5 предложений, в которых есть слова с гласными е ,ё, и ,ю, я в начале слова. Физкультура 17.Гласные ударные и безударные. 2 Стр.31 Стр.31,правило, упр.49;
Записать 10 слов на тему «Осень» и поставить ударение. Ударение.
18.Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова. 2 Стр.31 у.50 Стр.32,правило
Стр. 32, упр.52;
Записать 7 слов на правило безуд. гласн. с проверочн.словом. 19.Алфавит. 2 21стр Стр.121, алфавит выучить, упр.33;
Записать 10 имён в алфавитном порядке. Синтаксический разбор.
20.Развитие связной речи. Составление предложений по картине «Осень». 1 СОСТАВ СЛОВА 20 часов 38-88 21.Корень и однокоренные слова. 2 Стр.39
Карточка2ч.№5.9. Стр.39,40правило. Упр.59;
С.41.у.62 Верстак Безударные гласные.
22.Подбор однокоренных слов. 1 Стр.40, упр.60 23.Окончание –как часть слова. 1 Стр.43 Стр.44,правило, упр.67 Инструмент 25.Выделение окончания в словах. 1 Стр.44,упр.68 26.Приставка –как часть слова. 1 Стр.47 Стр.48.правило, упр.74 24.Упражнения в определении приставки. 1 Стр.50,упр.77 25.Образование слов при помощи приставок. 2 Карточка№4.3. Стр.50, упр.76;
карточка Победа 26.Суффикс –как часть слова. 1 Стр.52 С.53, правило, упр.81. Матрос Сочетание: ЧК, чн.
27.Упражнения в определении суффикса в слове. 1 карточка 28.Образование слов при помощи суффиксов. 2 Стр. 54 Карточка №14.3 Стр.54,упр.83;
Стр.55, упр.84 29.Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. 2 Стр.57 Стр.58, 62 правило, упр.92;
С.62 упр.99 Ракета
Природа Правописание гласных после
шипящих: жи-ши, ча-ща.
30.Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. 2 Стр.66 Стр.66,правило, с.68у.107;
С.69 у.110 Болото, охота, охрана 31.Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. 2 Стр.73 Правило с.74, с.51 у.120 Благодарю, до свидания Корень слова. Синтаксический
разбор предложения.
32.Контрольная работа за I четверть. 1 33.Ликвидация пробелов в ЗУН.
1 Повторить словарные слова План: 45 часов К.р. 1 Р. С.Р.2 С.р. 1 II ЧЕТВЕРТЬ СОСТАВ СЛОВА 13часов 37.Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. 1 Стр.74 Стр.74,упр.119, Ботинки, верблюд 38.Непроверяемые согласные и гласные в корне слова. 1 Стр.75 у 121 карточка Творог, защита Разбор слов по составу.
39.Правописание приставок. 2 Стр.79 Стр.79, упр.129
карточка Здравствуй 40.Приставка и предлог.
3 Стр.80 Карточка №10.1 Стр.80,правило, с.80 у.130; Коллекция, столица 41Разделительный твёрдый знак.. 3 С.86 у142 Стр.81, правило, с.82 у.133; с.82 у.135 с.87 у.143. 42.Диктант. Состав слова. 2 С.73 вопросы Части речи 22 часа. 43.Общее понятие о частях речи. 1 Стр.89 Стр.90,правило,упр.146 44.Имя существительное - как часть речи. 2 Стр.92 Стр.92,упр.148 45.Глагол – как часть речи. 2 Стр. 93 Стр.93, упр. 150 Синтаксический разбор.
46.Имя прилагательное – как часть речи. 2 Стр. 95 Стр.95, упр.153 Слова с удвоенными согласными.
47.Умение различать части речи по вопросам и значению. 2 Стр.99 Карточка 2ч.№2.1 Написать в три столбика по 5 сл. Разн.час.речи. Запад, север 49.Р.С.Р. Составление рассказа по опорным словам после разбора учителя «Наша мастерская». 2 С.76 у.197 50.Понятие об имени существительном. 3 Стр.101Карточка 2ч.№ 2.4. Стр.101,правило, упр.162
Стр.86, упр.219;
С.87 у.224 51.Имена существительные собственные и нарицательные. 3 Стр.106Карточка №39 Стр.106,правило,Стр.107,правило, 1,упр. 170;
написать 5 предложений с им.собств. Адрес, конверт 52.С.р. Собственные и нарицательные имена существительные. 1 С.109, упр.171 53.Имена существительные одушевленные и неодушевленные. 1 Стр.103Карточка 2ч.№ 2.5 Стр.104,правило, упр.166 Синтаксический разбор предложения.
54.Одушевлённые имена существительные. 1 С.103 С.91 упр.231 55.Неодушевлённые имена существительные. 1 С.105 Придумать предложения с неодуш. им. Сущ. 56.Развитие связной речи. Адрес на конверте. 1 С.130 Область 57.Контрольная работа за II четверть. 1 58.Ликвидация пробелов в ЗУН.
1 План: 35 часов К.р. 1 С.Р.Р. 2 С.р. 1 III ЧЕТВЕРТЬ ЧАСТИ РЕЧИ – 50 часов 59.Изменение имен существительных по числам (ед.и мн. ч.). 2 Стр.111Карточка № 13.11. Стр.111,правило, упр.176
Стр.112, упр.179 Верёвка 60.Род имен существительных. 1 Стр.116Карточка2ч№ 3.1. Стр.117,правило, упр.185 61.Умение различать род (м., ж., ср.). 2 Стр.117-123 Карточка2.ч№2.6 Стр.121, упр.193;
С.123,у.197 62.Мягкий знак после шипящих в конце слов у существительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода. 2 Стр.124-127 Карточка2ч.№2.7 Стр.125,правило, упр. 200
Стр.108, упр.273 Салат Фонетический разбор.
63.Изменение существительных по падежам. 1 Стр.132-232 Стр.133,правило, падежи, упр.212 64.Умение различать падежи по вопросам. 1 Стр. 135 Стр. 135, упр.214 65.Именительный падеж имени существительного. 1 Стр.135-136 Стр.135, упр.217 Имена собственные.
66.Родительный падеж имени существительного. 1 Стр.137-138 Стр.137, упр. 220 Пассажир 67.Дательный падеж имени существительного. 1 Стр.139-142 Стр.140, упр.224 68.Винительный падеж имени существительного. 1 Стр.140-142 Повторить падежи, Стр.142,упр.226 Разбор слов по составу.
69.Творительный падеж имени существительного. 1 Стр.143-144 Стр.144, упр.229 70.Предложный падеж имени существительного. 1 Стр.145-146 Карточка№12.1. Стр.145, правило, у.233 Граница Безударные гласные в корне слова.
71.Развитие связной речи. Составление рассказа по вопросам учителя. 2 Вопросы с. 147-150 72.Понятие о трех склонениях имен существительных. 1 С.150 Стр.150,правило, Состав слова.
73.Понятие о первом склонении имен существительных. 1 Стр.151 Стр.151, упр.241 Правописание гласных после шипящих: жи-ши, ча-ща.
74.Понятие о втором склонении имен существительных. 1 Стр.153 Стр.154,правило, упр.244 Грамота 75.Понятие о третьем склонении имен существительных. 1 Стр.154Карточка 2ч№2.9 Стр.154,правило, упр.246 Овраг Правописание гласных после шипящих: жи-ши.
76.Развитие связной речи. Написание поздравительной открытки. 1 Написать поздравительную открытку. 77.Первое склонение имен существительных в ед. числе. 1 Стр.160 Стр.161, упр.255 Перенос слова.
78.Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных первого склонения. 1 Стр.162 Стр.162,
Правило, у.257;
Просклонять слова - зима и земля Окончания –а, -я в именительном падеже имени сущ. 1 скл. 1 С.163 Стр.163,
Правило, у.259; 79.Окончания –ы, -и в родительном падеже имени сущ. 1 скл. 2 Стр.164-167 Карточка№12.6. Стр.165,правило, упр.263, у. 266 Отряд 80.Окончание –е в дательном падеже имени сущ. 1 скл. 2 Стр.168-170 Карточка 2ч№ 2.10 Стр.169,правило, упр.268; с.170 упр.272 Слова с непроверяемыми гласными.
81.Окончания –ей, -ой в творительном падеже имени сущ. 1 скл. 1 Стр.172-176 Карточка 2№ 2.11 Стр.173, правило у. 278 Синтаксический разбор предложения.
82.Окончание –е в предложном падеже имени сущ. 1 скл. 2 Стр.176 Стр.176,правило, упр.283, упр. 285 Горизонт 83.Развитие связной речи. Изложение по плану «Храбрый сторож». 1 84.Работа над ошибками. 1 Повторить словарные слова Непроизносимые согласные.
85.Второе склонение имен существительных в ед. числе. 1 Стр.186 Стр.186, правило, упр.295 Железо 86.Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных второго склонения. 1 Стр.186 Стр.149,правило
Упр.295; С.149,у 389 Металл Сочетание: ЧК, чн.
Окончания в именительном падеже имен сущ. 2 скл. С.187 Стр.187, правило, у.297 87.Окончания –а, -я в родительном падеже имен сущ. 2 скл. 1 Стр.189 Стр.189,правило, упр.302 Бензин Правописание гласных после шипящих: ча-ща.
88.Окончания –у, -ю в дательном падеже имен сущ. 2 скл. 1 Стр.193 Стр.193,правило, упр.309 Правописание гласных после шипящих: чу-щу.
89.Окончания –ом, - ем в творительном падеже имен сущ. 2 скл. 2 Стр.199 Стр.200,правило, с 317
90.Окончание –е в предложном падеже имен сущ. 2 скл. 2 Стр.203 Стр.203,правило, упр.323; Правописание предлогов.
91.Третье склонение имен существительных в ед. числе. 1 Стр.213 Стр.214, упр.337 Колонна 92.Правописание падежных окончаний существительных третьего склонения. 2 Стр.214 Стр.214, правило,упр.340 Правописание гласных после шипящих: чу-щу.
93.Развитие связной речи. Работа с деформированным текстом. 2 Синтаксический разбор предложения.
94.Контрольная работа за III четверть. 1 95.Ликвидация пробелов в ЗУН.
1 Стр.155, упр.408 План:50 ч. С.р. 2 Р.р. 4 К.р.-1 IV ЧЕТВЕРТЬ 96.Правописание падежных окончаний существительных третьего склонения в винительном падеже. 1 С.219 С.219 правило, с.221 у.350 Правописание гласных после шипящих: чу-щу.
97.Окончание –и в родительном падеже имен сущ. 3 скл.. 2 Стр.216 Стр.216,правило, повторить падежи,упр.344; Канал Правописание безударных гласных.
98.Окончание –и в дательном падеже имен сущ. 3 скл. 2 Стр.217 записать 5сущ. с предл. в Д.п. 3скл. И придумать с ними предлож. Долото 99.Окончание –и в предложном падеже имен сущ. 3 скл. 2 Стр.218 Стр.218, упр.346; Каникулы Правописание предлогов.
100.Окончание –ью в творительном падеже имен сущ. 3 скл. 1 Стр.222 Стр.222, правилоупр.354 101.Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения. 2 Стр.224 Стр.224, упр.355; Компас 102.С.р. Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям. 2 Карточка 2ч№ 2.12 Стр.227, упр.361;
География Состав слова.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ 16ч. 233-260 103.Главные члены предложения. 1 Стр.234 Стр.234,правило, у.371 Род имен существительных.
104.Второстепенные члены предложения. 1 Стр.236 Стр.236,правило, упр.373 105.Предложения нераспространенные и распространенные. 1 Стр.238 Стр.238,правило, упр.378 Естествознание 106.Однородные члены предложения. 1 Стр.240 Карточка№14.2. Стр.241,правило,у.383 107.Однородные подлежащие и сказуемые. 2 Стр.244 Записать 5 предложения с однородными подлежащими. Забота Безударные гласные.
108.Однородные второстепенные члены. 2 Карточка2.ч№2.2. Записать 5 предложения с однородными второстепенными чл.. Слова с удвоенными
согласными.
109.Развитие связной речи. Составление рассказа по серии картинок «На реке». Стр.191. 2 110.Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. 2 Стамеска Сочетание: ЧК, чн.
111.Знаки препинания при однородных членах. 2 Карточка2ч.№2.3. С.244, 245, правило, упр 389; Написать 3 предл. С однород. Чл. И подчеркнуть их. Станок 112.Проверочный диктант по теме «Знаки препинания при однородных членах». 2 ПОВТОРЕНИЕ 12 113.Звуки гласные и согласные. 1 114.Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. 1 Стр.202 Карточка2ч.№5.11 115.Образование слов при помощи приставок, суффиксов. 1 Стр.203 116.Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. 1 Стр.204 117.Правописание предлогов и приставок. 1 Карточка №5.3 118.Разделительный ъ после приставок. 1 Карточка 2ч.№5.13 119.Контрольная работа за год. 1 120.Ликвидация пробелов в ЗУН. 1 121.Развитие связной речи. Написание письма родителям. 1 122.Непроверяемые гласные в корне слова. 1 123.Правописание окончаний у существительных единственного числа. 1 124.Мягкий знак после шипящих в конце слов у существительных ж. р. и его отсутствие у сущ. м .р. 1 План: 40ч. К.р 2 Р.С.Р. 2 С.р. 1 Приложение.
Мониторинг уровня сформированности БУД (5 – 9 классы)
5кл 6кл 7кл 8кл 9кл.
В И В И В И В И В И
Личностные БУД осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности; 2. соотнесение собственных поступков и поступков других людей с принятыми и усвоенными этическими нормами; 3. определение нравственного аспекта в собственном поведении и поведении других людей; 4. ориентировка в социальных ролях; 5. осознанное отношение к выбору профессии. 6. Коммуникативные БУД 1. признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; 2. участвовать в коллективном обсуждении проблем; 23. излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 4. дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.); 5. использовать некоторые доступные информационные средства и способы решения коммуникативных задач; 6. выявлять проблемы межличностного взаимодействия и осуществлять поиск возможных и доступных способов разрешения конфликта; 7. с определенной степенью полноты и точности выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 7. владеть диалогической и основами монологической форм речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Регулятивные БУД 1. постановка задач в различных видах доступной деятельности (учебной, трудовой, бытовой); 2. определение достаточного круга действий и их последовательности для достижения поставленных задач; 3. осознание необходимости внесения дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения полученного результата с эталоном; 4. осуществление самооценки и самоконтроля в деятельности; 5. адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих. Познавательные БУД 1. Применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач; 2. извлекать под руководством педагога необходимую информацию из различных источников для решения различных видов задач; 3. использовать усвоенные способы решения учебных и практических задач в зависимости от конкретных условий; 4. использовать готовые алгоритмы деятельности; устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости. 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех 103 учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
Функции базовых учебных действий:
обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;
обеспечение целостности развития личности обучающегося.
С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.