Особенности формирования временных и пространственных представлений у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.


Особенности формирования временных и пространственных представлений у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Процесс формирования элементарных математических представлений у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью неразрывно связан с решением наиболее важной коррекционной задачи - социально-бытовой адаптации этой категории детей. В связи с этим обучение элементарным математическим представлениям должно носить ярко выраженную практическую направленность.
Мною была изучена литература по данной теме и выделены следующие трудности при овладении элементарными математическими (в том числе и пространственно-временными) представлениями учащихся с умеренной и тяжелой умственцой отсталостью:
1 .недоразвитие сенсорно-перцептивных процессов и двигательных функций влияет на выполнение практических действий по перемещению, наложению и приложению предметов, объемных и плоскостных моделей;
нарушения общей моторики сковывают действия детей в процессе овладения ими пространственной ориентировки ( сложности при перемещении в пространстве класса, выполнении двигательных упражнений, в подвижных играх, определении направления движения, нахождении частей своего тела, определении правой и левой сторон, выявлении пространственных отношений между несколькими предметами в наглядном плане, ориентировке на плоскости стола и листа бумаги, снижена скорость и ловкость выполнения заданий, нарушена способность к ритмизации и дифференцированию силовых, временных и пространственных параметров движения);
практически не наблюдается ориентировочный этап при решении математических заданий;
стереотипные действия с одними предметами механически переносятся на действия с другими;
бедность словаря, непонимание значений слов и выражений, трудности в понимании обращенной речи и формулировании собственных высказываний;
абстрактностьвременных и пространственных понятий, их отвлеченность от физических свойств предметов;
грубое сенсорное недоразвитие;
замедленное и фрагментарное восприятие, страдают зрительное и слуховое внимание и сосредоточение, идентификация и группировка;
9.замедленность, недостаточная последовательность и целенаправленность мышления, склонность к резонерству и побочным ассоциациям;
10. недостаточность пространственного восприятия, несформированность оптико-пространственного гнозиса, праксиса, стереогноза.
Таким образом, без специального обучения дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не могут овладеть даже элементарными математическими представлениями. Но при длительной, целенаправленной, специальным образом организованной коррекционной работе формированиематематическихпредставлений происходит очень медленно, с большими сложностями.
Основная цель коррекционной работы по формированию пространственно- временных представлений - привлечь внимание детей к временным и пространственным характеристикам явлений и предметов из ближайшего окружения.
Выделяются и основные воспитательные задачи:
1 .учить детей осознавать настоящее, прошедшее, будущее на примерах того, что будет и что уже было;
формировать практические представления о частях суток на основе выполнения гигиенических процедур и режимных моментов, наблюдений за световым режимом дня, его сменой;
практическоеознакомление с расположением предметов в пространстве, использование предлогов и слов для обозначения пространственных отношений;
4'.учить пониманию и использованию в речи слов, обозначающих пространственные и временные отношения.
Занятия по формированию элементарных математических представлений необходимо строить на комплексной основе с обеспечением самых широких возможностей использования разных видов деятельности, которые способствуют расширению, повторению и закреплению элементарных математических представлений:
-игровая (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная);
-элементарная трудовая (хозяйственно-бытовой и ручной труд);
-конструктивная;
-изобразительная (лепка, рисование, аппликация).
Также используются следующие методы и приемы:
совместные действия детей и взрослого;
Действия по подражаниюдействиям учителя;
Действия по образцу, словесной инструкции;
.приемы наложения, приложения, обводки шаблонов, трафаретов;
элементарные счетные действия на основе слухового,тактильного, зрительного восприятия;
предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога;
подготовительные наблюдения на прогулках, экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями в течение дня;
обыгрывание, определение функционального назначения, свойств, качеств предметов для последующего более точного использования в математической деятельности.
Все достижения в работе по формированию пространственно-временных представлений обеспечивают основу для осознания ребенком себя в окружающем мире. Важнейшими среди них должны стать:
-умение соотносить определенное время суток с собственными действиями и деятельностью окружающих;
-понимание инструкций, содержащих признаки пространственно-временных связей и отношений, их последовательности и предметном содержании.