урок литературы в 10 классе Образ семьи в романе Л.Н.Толстого «Война и мир

План-конспект урока литературы в 10 классе

Автор разработки: Майорова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 г.о. Кохма Ивановской области
Тема: «Образ семьи в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Возраст обучающихся: 16 лет
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: вовлечь учащихся в решение поставленных в произведении нравственных проблем, помочь понять и объяснить авторскую позицию, развивать умение видеть художественные детали, понимать подтекст и общую идею произведения
Задачи урока
Образовательные:
организация усвоения нового материала;
расширение понятийной базы по теме «Семья. Нравственность»;
формирование навыков работы с художественным текстом.

Развивающие:
развитие умений анализировать ( устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать;
развитие умений проводить наблюдения, графически оформлять результаты деятельности;
развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа самостоятельной работы;
развитие коммуникативных умений учащихся через организацию групповой и фронтальной работы на уроке.

Воспитательные:
воспитание эстетического отношения к художественной литературе;
воспитание культуры речи;
воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности, познавательного интереса, активности, целеустремленности, наблюдательности, способности к самооценке;
привлечение внимания учащихся к проблемам семьи, воспитание уважительного отношения к положительному опыту семейной жизни Л.Н. Толстого и толстовских героев;
развитие у учащихся чувства нравственности, ответственности перед другими.

Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение урока:
Примерная программа общего образования по литературе к учебнику В.И.Коровина.
Учебно-методический комплект по литературе под редакцией В.И.Коровина для 10 класса, часть II.
Толковый словарь под редакцией С.Ожегова.
Текст романа «Война и мир».
Мультимедийная аппаратура.
Презентация.


Этапы работы
Содержание этапа
(компетенции педагога)
Деятельность (компетенции) учащихся

1.
Организационный момент:
- приветствие учащихся;
-проверка готовности учащихся к уроку;
-мотивация учебной деятельности.
Цели для учащихся:
- настроиться на работу в рамках урока (организационно и эмоционально).
Цели и задачи для педагога:
- создать благоприятную психологическую атмосферу на уроке;
- включить всех учащихся в работу.
Методы организации работы:
- беседа,
- самостоятельная работа,
- творческая работа в группах.
Форма организации работы: групповая, фронтальная.
Педагог приветствует учащихся, отмечает отсутствующих в журнале.
Организационная: педагог стремится создать ситуацию мотивации к обучению.
Коммуникативная: формирование атмосферы исследования, творчества, сотрудничества.
Организационная: уметь мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности».
Коммуникативная: участвовать в формировании атмосферы исследования и сотворчества.

2.
Актуализация знаний.
Цель для учащихся:
- развивать мыслительную деятельность;
- познакомиться с понятиями: «нравственность», «долг», «семья».
Цель для педагога:
- в процессе включения учащихся в активную познавательную деятельность, оценить уровень практической подготовленности, скорректировать их знания;
-развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития учащихся через представление собственных знаний;
- развитие эмоциональной сферы через применение активных форм ведения урока.
Методы организации работы:
- кластер,
- индивидуальные задания.
Формы организации работы:
- фронтальная беседа,
- индивидуальная деятельность
- работа в группах.
Критерии достижения целей и задач данного этапа урока: успешные ответы учащихся, положительный эмоциональный фон урока.
Методы мотивирования учебной активности учащихся: смена видов деятельности, создание условий для личностной самореализации учащихся через возможность высказывать собственное мнение по обсуждаемым вопросам.






Методическая: уметь включать учащихся в разные виды работы.
Педагог предлагает разобрать индивидуальные задания (домашняя работа):
1.Лексическое значение слова «семья».
2.Семья в жизни Л.Н. Толстого.
3.Семья в творчестве Л.Н. Толстого.

Составление кластера и совместное обсуждение вопросов:



дом
быт
брак дети традиции

родители

Работа с эпиграфом к уроку: «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь с возможностью делать добро людям». (Л.Н. Толстой)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
добро любовь покой мир

Учащиеся выполняют задания и оценивают, анализируют ответы друг друга.


















Совместно с
педагогом
учащиеся формулируют тему урока и задачи.
Тема:
«Образ семьи в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Задачи:
- проанализировать сцены, показывающие семейную жизнь в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»;
-выяснить отношение к семье главных героев романа;
-определить авторскую позицию и соотнести ее с собственной.

3.
Объяснение нового материала.
Цель для учащихся:
- совершенствовать умение выделять главное;
- навыки работать в группе,
- представлять результаты работы группы.
Цель для педагога:
- познакомить учащихся с новой темой:
- развитие у учащихся метапредметных знаний (универсальных учебных действий, связанных со сравнением, анализом, обобщением).
Методы организации работы: использование проблемных вопросов и заданий, работа с интеллекткартой.
Формы организации работы: фронтальная, групповая
Критерии достижения целей и задач данного этапа урока:
- знание материала;
- умение пользоваться в процессе работы текстом, картами, читать и понимать их.
Критерии определения уровня внимания и познавательной активности учащихся, их интереса к изучаемому материалу:
- заинтересованность в работе.
Методы мотивирования учебной активности учащихся:
- смена видов деятельности.

Образовательная: формирование понятий и организация своих и ученических действий на их основе. Коммуникативная: уметь определять и помогать учащимся формировать цели и образовательные результаты на языке компетенций.
Рефлексивная: уметь занимать позицию эксперта относительно демонстрируемых учащимися компетенций в разных видах деятельности.
Опираясь на материалы домашнего задания, педагог объясняет новую тему. Учащиеся выступают с индивидуальными сообщениями по темам: «Семья Ростовых», «Семья Болконских», «Семья Курагиных».
Задание:
- определить основной нравственный принцип семейств и составить интеллекткарту.




13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




Учебная: формирование предметных понятий, навыков самостоятельных знаний, а также осмысление нравственных категорий через анализ персонажей романа.
Коммуникативная: реализация практических навыков в коллективной деятельности.
Рефлексивная: уметь осуществлять рефлексию своей деятельности в процессе урока и корректировать ее.
Учащиеся, слушая объяснение педагога, выступления одноклассников, фиксируют ключевые моменты.

В группах учащиеся работают с интеллекткартой.










4.
Закрепление учебного материала.
Цель для учащихся:
- определить первичный уровень освоения нового материала.
Цель для педагога:
- проверить первичный уровень усвоения учащимися новых знаний;
- используя различные методические приемы способствовать повышению мотивации учащихся к закреплению нового материала.
Методы организации работы:
-использование проблемных вопросов и заданий.
Формы организации работы: индивидуальная, групповая.
Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия:
- успешное выполнение групповой работы
Методы мотивирования учебной активности учащихся:
-объяснение значимости полученных знаний.
Методическая: включать учащихся в учебную деятельность в соответствии с намеченными результатами, учитывать индивидуальные способности в самостоятельной и коллективной деятельности.
Образовательная: формирование навыков самостоятельной работы с текстом.
Коммуникативная: установление правил продуктивной самостоятельной работы учащихся и учебных действий на их основе.
Аналитическая беседа с обязательным оцениванием нравственной составляющей понятия «семья»:
1.Какой вариант семейственных, родовых связей приемлем для Толстого?
2.К какому типу семьи примыкают Ростовы?
3.Что значит для них родительский дом? В каких ситуациях мы встречаемся с семейством Ростовых?
4.Каковы взаимоотношения родителей и детей? Обратите внимание на этику этих взаимоотношений.
5.Что будет значить семья в жизни Наташи – матери?
6.Основной моральный принцип Ростовых?
7.Каковы взаимоотношения между членами семьи Болконских?
8.Составляют ли они «породу», как Ростовы? Что общего у них у всех?
9.Что скрывается за внешней суровостью старика Болконского?
10.Наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в изображении внутреннего и внешнего облика Болконских.
11.Как воплотит княжна Марья отцовский идеал семьи?
12.Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых?
13.Нравственные законы семьи Болконских?
14.Какими этическими принципами руководствуются члены семьи Курагиных?
15.Существуют ли в их системе ценностей такие понятия, как «честь», «благородство», «чистая совесть», «жертвенность»?
16.Каковы законы жизни Курагиных?
17.Какая же семья для Толстого – идеал, какую семейную жизнь он считает «настоящей»?
Учебная: самостоятельное применение знаний в новой ситуации, формирование и реализация навыков решения практической задачи.
Рефлексивная: уметь осуществлять рефлексию своей деятельности в процессе работы.
Умение учиться: умение редактировать текст ответа, поиск информации.





Выяснение нравственных позиций героев и автора.
Внесение дополнений в интеллекткарту.


5.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель для учащихся:
- в ходе проведения рефлексии определить
уровень собственных достижений и затруднений по изучаемой теме.
Цель для педагога:
- подвести итоги урока.
Педагог предлагает учащимся определить уровень собственных достижений и затруднений по изучаемой теме, предлагает обратиться к вопросам, сформулированным в начале занятия, и выяснить, насколько задачи были выполнены.
Ответы учащихся. Самооценка деятельности на уроке. Рефлексия.

6.
Домашнее задание.
Выполнение письменного творческого задания.
1. Ответить на проблемный вопрос: «Почему именно семья является основой духовного формирования личности в романе?
2. Провести исследование: «Помогают ли отношения в семье раскрыть подлинную сущность героев?»
Выбирают индивидуальные задания.


Семья в понимании Л.Н.Толстого ЛЛ.Н.Толстого

Что такое семья?

Семья Ростовых

Семья Болконских

Семья Курагиных



15