Внеклассное мероприятие по русскому языку «Игра-путешествие по стране «Лингвистика»


Внеклассное мероприятие по русскому языку «Игра-путешествие по стране «Лингвистика»
Цель: формировать понимание русского языка как системы, развитие познавательного интереса к урокам русского языка, развитие логического мышления, смекалки; воспитывать любовь к родному языку, бережно к нему относиться.
слайдСегодня у нас праздник русского языка. Нас ждет интеллектуальная игра, во время которой вы будете отвечать на разные вопросЫ и получать вот такие медальки знатоков русского языка, кто получит 5 таких малых медалей, получит большую медаль. У кого больше больших медалей, тот и будет победителем нашей игры. И давайте сразу договоримся о поведении. Вас сегодня много. Отвечать будем только с поднятой руки. Выкрики с места я не слышу, иначе мы не сможем выявить победителя.
«Сперва аз да буки, а потом другие науки»- о великой роли языка в изучении других наук и вообще в жизни говорили наши предки еще в древности.
Сегодня мы совершим путешествие по стране, название которой вы должны составить из данных букв. Что это за наука лингвистика? (наука о языке) слайд
Какова основная мысль этой истории? Слайд
Однажды В.И. Даль и сын Мельникова – Печерского в знойный летний день прогуливались. После прогулки Владимир Иванович угостил его чудным домашним квасом и спросил: «Что, хорош квас?» - Хорош , - сказал тот.- А чем хорош?- Вкусный, холодный, с эрфиксом.- С чем? – насторожился Даль.- С эрфиксом, - повторил тот, уж несколько смущенный строгим выражением лица собирателя «живого великого языка»?- Да ты что, иностранец, что ли или русский? Как по-русски надо сказать. Тот молчал, не зная, как перевести «эрфикс» на русский язык.- Ах ты, француз, француз! Ступай к отцу да спроси.- Игристый! – выпалил юноша, после того как пошел и спросил у отца.- Ан, врешь! – поправил Даль. Ядреный квас (свежий, бодрящий, крепкий). Слайд Основная мысль данного текста в том, что русское слово точно передает все оттенки чувств, явлений. Он передает, как бережно относился к русскому слову автор первого русского словаря В.И.Даль.Любите ли вы русский язык?Знаете ли вы русский язык? Сегодня мы это выясним. В путешествии нам помогут наши гиды, или экскурсоводы по странам: фонетика, морфемика, лексика, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация, на нашем пути встретится тупик ошибок и орфоэпия. (выходят учащиеся с названиями этих разделов)
Поезд.
Первая наша остановка на станции Фонетика. Макаренко Н.
Фонетика- это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.
Звуковая сторона нашего языка обладает большой устойчивостью. Так, за  1000 лет в русском языке появилось всего два новых звука:[ф] и [ф,]. Они вошли в русский язык в 14 веке. Трудно себе представить, сколько новых
слов появилось в нашем языке за это время, а звуков – всего два.
Учитель: А что изучает графика? (Средства письменности, основные из которых буквы)
Слайд. Соберите слова из данных букв (ответы: буквы, школа, книга, ученик, Родина)
Отгадайте загадки, сделайте правильно транскрибцию отгадок, и бабочка оживет
Добрый я, хоть весь в иголках,Для врагов своих я колкий,Шариком могу свернуться,От беды чтоб увернуться.Молоко люблю, как котик,Без колючек мой животик.На других я не похож,Угадайте кто я? (ЕЖ)йошКулик не велик,Сотне ребят велит:То сядь да учись,То встань — разойдись.(Звонок) званокОн по-рабочему одет –Удобно, просто, ловко.На нем малиновый беретИ пёстрая спецовка. (Дятел) д,ат,илКто всю ночь по крыше бьёт Да постукивает, И бормочет, и поёт, убаюкивает?(Дождь) дошт,
Поезд
Следующая остановка Морфемика. Сушкова В.
Морфемика – раздел науки о языке, который изучает состав слова. Слайд. Посмотрите на карту и помогите ребятам прибежать к своей бабушке, составив как можно больше слов с разными приставками (вышли, пошли, подошли, перешли, обошли, вошли)
Слайд. А сейчас команда: в две колонны становись! Догадались, какое задание вам нужно выполнить? (назвать однокоренные слова)
Поезд.
Остановка в стране Лексика. Устюжанина М.
Лексикология изучает лексическое значение слов.
Слайд. Отгадайте шарады
Шарада – это загадка, заключающаяся в том, что загаданное слово состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть самостоятельным словом.
Всего две ноты и предлогПостроить я на даче смог.(домик)
Начало — голос птицы,Конец на дне пруда,А целое в музееНайдете без труда.(картина)
Начало слова — лес,Конец — стихотворенье,А целое растет,Хотя и не растенье.(Борода)
Начало - деревом зовется, Конец - читатели мои.А в книге целое найдетсяИ в каждом слове есть они.(бук-вы)
Слайд. Перед вами лексические значения слов, назовите эти слова, учтите: все они начинаются с буквы э
(этикетка, эскадра, эпидемия, экипаж, эвакуация, эгоист, экономика, экскурсия)
Учитель. А эту остановку мы назвали Словесный бурьян..
Слайд. Даль говорил, что язык – это вековой труд целого поколения. Как же трудится над языком наше поколение? Тут у нас присутствуют представители современной молодёжи – тинейджеры, спросим у них.
Тинейджер 1. Наше поколение внесло большой вклад в развитие русского языка. Мы напридумывали кучу всяких новых слов (загибает пальцы, считая): комп, прикид, родаки, приколись, лох, отстой, днюха, туса …
Тинейджер 2. Составили даже свой словарь, чтобы родаки нас понимали. Вот какие там у нас есть слова (по очереди читают слова из словаря, сопровождая чтение жестами):
Парень – крендель, чел.
Отрицательные эмоции – отстой.
Положительные эмоции – зашибись, круто.
Играть – рубиться.
Деньги – лавэ, бабло.
Прозвище – кликуха.
Не работает прибор – глюканул.
Хороший, известный, замечательный, изысканный, успешный, находчивый, смелый, сильный – крутой.
Тинейджер 1. Во-вторых, мы наизобретали кучу полезных словечек-паразитов, с помощью которых можно долго и умно говорить, когда нечего сказать. Особенно их полезно вставлять на уроке. Вот послушайте.
Тинейджер 2. Ну, шведы, чисто конкретно, типа, осадили Полтаву, потом, как бы, в натуре, проиграли, короче, блин, промакаронили сражение чисто конкретно.
Тинейджер 1. Ну, у шведов был, вообще, Карл 12, ну как бы король, короче, типа Александра Македонского.
Учитель. Спасибо нашим гостям за интересную информацию. Что скажете о представителях нового поколения? В какой мере обогатили они наш родной современный язык? (эти слова не имеют отношения к литературному языку, но могут употребляться в узком кругу молодых людей. А от слов паразитов нужно избавляться совсем.)
Учитель. Но настоящим бедствием для современного русского языка стало другое явление. Наши корреспонденты записали несколько видеосюжетов. Посмотрите эти материалы, потом мы их обсудим.
(Выходят 2-3 пары учеников и разыгрывают диалоги.)
Сюжет №1
- Как насчёт бодибилдинга и фитнеса?
- Нет, лучше дайвинг.
Сюжет №2
- Устроился на работу супервайзером в гипермаркете.
- А я мерчандайзером в супермаркете.
- У нас бизнес-ланч в 10 утра в блин-хаусе, там жёсткий фейс-контроль.
- А у нас в суши-баре, только там дресс-код – кимоно.
Сюжет №3
- Послушай, ты юзер, геймер или хакер?
- Я байкер.
-Ты давно юзаешь эту прогу?
- Года два.
- Так её апгрейдить уже надо.
- Ок.
Сюжет №4
- Как насчёт шопинга в уикенд или пати, а может, махнём на биеннале?
- Нет, мой бойфренд предлагает пикник.
Учитель. Вот такие разговоры мы слышим на улице, в магазине, транспорте. Понятны ли вам эти диалоги? Можно ли сказать, что это модно или престижно? Как вы думаете, если бы эту речь услышал англичанин, смог бы он что-нибудь понять? А почему бы этим людям не перейти на полноценный английский? (ученики высказывают своё мнение)
Учитель (резюмирует высказывания детей). Действительно, участники этих диалогов изо всех сил хотят казаться американцами. Но английским-то надо владеть в совершенстве, его надо серьёзно учить, а тут достаточно усвоить набор словечек, и ты уже «модный». Никакой модой здесь не пахнет, а отдаёт неуважением к своему языку, стране, к самому себе.
А вот во Франции действует закон, запрещающий использование иноязычных слов. Например, за использование их в рекламе, в прессе, на телевидении берётся дополнительный налог или штраф.
Продолжаем путешествие по городу Лексика. Устюжанина М.
Слайд. Ученик Прочитайте предложения. Какие слова в них лишние?
В дороге Гринёва и Савельича застал снежный буран.
На площади собралось тысяч пять человек народа.
У ворот стоял пожилой старик.
Муму очень сильно привязалась к Герасиму.
Поезд
Следующая остановка Орфография. Гаджиева Л.
Орфография – это раздел лингвистики, который изучает правописание слов.
Слайд. Посмотрите на эти предложения, я ничего не понимаю. Помогите выйти из тупика ошибок.
Молодцы. Слайд. А теперь решите лингвистические задачки.
Задачи-шутки
Коля, ученик 5 класса, почти никогда не делает орфографических ошибок, но любит пошутить и в своих шутках о специально «путает» слова.
Объясните, какие слова «путает» Коля, о каком фонетическом явлении идет речь и какое орфографическое правило помогает не путать эти слова?.
1. Зашли как-то друзья к Оле. На улице стоял бак, в который собирали дождевую воду. Оля предложила Коле: «Сядь пока на бачок, я закончу убирать комнату». А Коля, смеясь, отвечает: «Я, Оля, на боку сидеть ещё не научился».
2. Однажды отец, отвечая на вопросы детей о жителях села, сказал: « Дед Федот – старожил». «А что дед Федот сторожил?» - спросил Коля, делая вид, что не понимает, в чём дело.
Продолжаем путешествие. Станция Морфология. Кривощеков Е.
Морфология – это раздел лингвистики, который изучает слово как часть речи.
СЛАЙД. Перед вами кроссвод. Используйте свои знания по морфологии и отгадайте его.
1.Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? (прилагательное)
2. Постоянный признак глагола. (спряжение)
3. Он бывает косвенным (падеж)
4. Часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы кто? Что? (существительное)
5 Часть речи, которая обозначает действие. (глагол)
Вы отгадали кроссворд Молодцы!
Поезд
Остановка Синтаксис. Кольчурина Н.
Ученик Синтаксис – это раздел лингвистики, который изучает правила построения словосочетаний и предложений. На этой станции вас ждут новые задания.
Слайд. Учитель задает задания по синтаксису.
Поезд
Станция Пунктуация. Кудымов Н.
Ученик. Пунктуация – раздел лингвистики, который изучает правильную расстановку знаков препинания.
Слайд. Перед вами стихотворение. Но я никак не пойму: почему рба на бугре? Корова в конуре? Помогите , приведите в порядок знаки препинания.
Поезд
Наше путешествие продолжается. Остановка Орфоэпия. Доля А.
Ученик Орфоэпия – раздел науки о языке, который изучает правильное произношение слов.
Слайд. Прочитайте эти слова правильно. Спасибо.
Учитель: на этом наше путешествие сегодня по стране Лингвистика заканчивается. Но оно продолжится еще много лет в стенах нашей школы Удачных вам путешествий. Пора подводить итоги. Посчитайте, сколько медалек вы сегодня получили. У кого же больше всех? Вот он победитель. Это на сегодня лучший знаток русского языка. Поздравляем.
Вы сегодня с интересом путешествовали. Много работали. Убедились, что мы все любим наш русский язык, стараемся познать все его тайны. Мы понимаем, что хорошее знание родного языка – это ключ успеха ко все другим наукам. Недаром говорили наши предки: Сперва аз да буки, а потом другие науки.