Открытый урок клуб внимательных,веселых и начитанных


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
«Базарнокарабулакский техникум агробизнеса»
Новобурасского района









Открытый бинарный урок
«Клуб внимательных, веселых и начитанных»

на тему:
«Аудит расчетов с бюджетом по налогам»


Дисциплины: «Налоги и налогообложение», «Аудит»

Специальность: 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Курс: 3
Группа: 8ЭК
Дата проведения: 09.12.2016 г


Разработала:
Преподаватель спец.дисциплин


Попова С.М.


Новые Бурасы 2016 год
План занятия

Дисциплина: Налоги и налогообложение, Аудит.
Специальность: 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»
Курс: 3
Группа: 8 -ЭК
Дата проведения: 09.12.2016 г.

Тема: «Аудит расчетов с бюджетом по налогам»
Цели занятия:
Обучающие – сформировать специальные знания и навыки по заданной теме, повысить интерес к изучаемому материалу путем разнообразных форм проведения занятия, раскрыть сущность основных налоговых понятий, овладение учащимися теоретическими знаниями и умениями в области аудита  финансово-хозяйственной   деятельности организаций; – формирование навыков профессиональной речи, умение оперировать   экономическими понятиями.
2. Воспитательные – воспитать внимательность, умение слушать и выступать перед аудиторией, формирование интереса к будущей профессиональной деятельности; – стремление к приобретению профессиональных навыков;  – умение вести дискуссию, убеждать оппонентов; – формирование у обучающихся профессиональной компетентности, через решение практических задач.
3. Развивающие – развитие познавательных способностей студентов, расширение их кругозора, оперативного мышления, коммуникативных навыков и творческих способностей, посредством создания презентаций;
развитие логического мышления;  – развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; – формирование коммуникативных качеств обучающихся;– развитие навыков самостоятельной работы обучающихся;
Вид занятия: деловая игра.
Тип урока: комбинированный урок с элементами деловой игры.
Методы занятия - информационно- развивающие -объяснение, разъяснение.
- наглядные (показ, демонстрация);
- практические -деловые игры
Внутрипредметные связи: экономика, бухгалтерский учет, аудит

Межпредметные связи:
обеспечивающие: математика .информатика история.

Оборудование и методическое обеспечение урока: (с использованием электронных ресурсов, интернет ресурсов).
Студент должен:
Знать:
- определения: «налогоплательщик (плательщик сборов), «налоговый агент»;
- признак налогоплательщика;
- права и обязанности налогоплательщика и налогового агента;
- порядка расчетов налогов и сборов.
- Налогового кодекса Российской Федерации;
- экономической сущности налогов;
- видов налогов в Российской Федерации и порядок их расчетов.
-о связях аудита с другими учебными дисциплинами;
-методологию, методику и организацию аудита;
-порядок обобщения и использования результатов аудиторской проверки;
-права, обязанности и ответственность экономических субъектов и аудиторских фирм в осуществлении аудита;
-об особенностях проведения аудита в условиях компьютеризированного учета.
Уметь
: - определять и выделять права и обязанности участников налоговых правоотношений.
- определять налоговую базу по налогам;
- производить расчет налогов и сборов.
- обобщать результаты проверок, составлять письменную информацию по результатам аудита и аудиторские заключения;
- разрабатывать рекомендации руководству экономического субъекта по результатам аудиторской проверки;
- организовывать и осуществлять проверку состояния внутреннего контроля на предприятии;
- использовать результаты аудиторской проверки в совершенствовании внутреннего контроля, учета и управления предпринимательской деятельностью.
- рассчитывать сравнительные показатели бухгалтерской отчетности;
- проводить экспертизу бухгалтерских документов.
Оборудование:
Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска, доска, мел
Наглядные пособия: презентаций Power Point
Раздаточный материал: индивидуальные тесты, карточки командного задания
Литература:
НК РФ (1 часть)
Пансков В. Г. Налоги и налогообложение. – М.: ИД Юрайт, 2012
Майбуров И.А. Налоги и налогообложение. – ЮНИТИ – ДАНА, 2012
Иванов Н.И. « Налоги и налогообложение» учебное пособие / Н.И. Иванова Москва «Академия» 2008г/( Среднее профессиональное образование) Гриф Миноб;
Скворцов О,В, «Налоги и налогообложение»/Скворцов О.В. – Изд. 2-е. Москва АСАДЕМА 2006г/( Среднее профессиональное образование) Гриф Миноб;
Аудит: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.И.Подольского 6-е изд пер. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
Гетокова Л.М., Скородумов В.А., Чепик Н.А.
Аудит и сопутствующие услуги. Учебное пособие. СПб.: Изд-во ГСПбУЭФ, 2011.
Дополнительные источники:
Об аудиторской деятельности в РФ. Федеральный закон РФ от 30 декабря 2008г. № 307-ФЗ.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (в ред. от 02.08.2010).
Аудит. Учебник. Шеремет А.Д., Суйц В.П. – 5-изд. перераб. и доп. М.: ИНФРА-М., 2009.
Бычкова С.М.
Международные стандарты аудита, СПб.: Питер, 2009.

Ход занятия


элемента
занятия

Элементы занятия

Время,
минут

Методы


1.
Организационная часть
1


2
Мотивация учебной деятельности
1


3
Сообщение темы, цели задач занятия
2


4
Актуализация опорных знаний студентов
6


5
Воспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности
8


6
Применение знаний в измененной ситуации
15


7
Обобщение и систематизация знаний
10


8
Подведение итогов
2


9
Задание на дом
2






























Конспект урока.
Изучение налогов, как важнейшего инструмента осуществления экономической политики государства является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым ее членом. Через рассмотрение прав и обязанностей участников налоговых правоотношений, формируется налоговая грамотность студентов, которая приводит к осознанию социально – экономической роли налогов, и тем самым создается атмосфера уважения к налогам.
1.(Слайд 1.) (Тема урока) Учитель предлагает обучающимся ответить на ряд вопросов и исходя из них сформулировать цель и задачи урока «Как вы считаете, кто такой налогоплательщик? Что он должен знать и уметь?» 2.(Слайд 2): «Современный мир, цивилизованное общество, человеческий опыт на сегодняшний день не знает более эффективного способа собирания государством денежных средств, чем налоги.  Налоги и сборы: почему их нужно платить? История может дать нам лишь один ответ: в истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению нужд и потребностей населения ему требуется определенная сумма денежных средств. Налоги появились задолго до современных нам государств, они взимались в Древней Грециии Риме, на Руси, во всех европейских государствах.  Давайте разберемся, что же такое НАЛОГ».  3.(Слайд 3): перечень существительных, непосредственно связанных с понятием «налог». Учитель формулирует для групп задание: из приведенных на слайде 4 существительных составить определения налога. Студенты представляют свои варианты. Учитель формулирует определение налога, которое дает налоговый кодекс: Налоги - периодические принудительные платежи граждан из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.  С помощью учителя обучающиеся называют признаки налога, которые можно выделить из определения.
4.На (Слайде 4) отображены основные признаки налога: Это всего лишь одно из определений. В слове “налог” 5 букв, и основных признаков у налога тоже 5. Давайте их выделим.
а. Является периодической выплатой. б. Является частью доходов граждан и предприятий. в. Взимается в пользу государства. г.Носит принудительный характер. д.Объем выплат определяется государством. 
Приступим к выполнению практических заданий, нам необходимо поделиться на 2 команды и выбрать капитанов.
За каждый правильный ответ команда будет получать в свою копилку 5 баллов, кто больше наберет баллов тот и будет победителем
«Клуба внимательных, веселых и начитанных». Разминка(Слайд 5) .Каждая команда получает карточку-задание, в текст на которой надо вписать пропущенные слова из следующих слов. периодическая, законом, часть, государства, принудительный.
Признаки налога:
1) Налог - это(часть)доходов граждан и предприятий.
2) Носит (принудительный)..характер.
3) Выплата ..(периодическая).
4) Выплата в пользу .(государства).
5) Определяется .. (законом).
В жюри сдаются листы с ответами.
 Учитель подводит промежуточный итог урока, предлагает обучающимся выполнить практическое задание: «Существует много разновидностей налогов, и сейчас я предлагаю Вам совершить путешествие и посмотреть какие же еще налоги взимались/ взимаются сейчас в различных странах мира».Входе фронтальной работы с группой выполняется : соотнесение страны и взимаемого налога. 5.На (Слайдах 6,7) (анимированные) представлены стилизованные изображения объекта налогообложения и страны (при нажатии на клавишу мыши появляется стрелка соединяющая изображение и страну). Учитель комментирует, почему в различных странах взимаются столь необычные налоги. «Гипсовый налог» платят в Австрии горнолыжники при каждом спуске с горы. Полученные средства передаются австрийским клиникам. Согласно статистике, в Австрийских Альпах ежегодно получают травмы около 150 тыс. лыжников, и на их лечение тратится примерно один миллиард шиллингов в год. Налог на тень взимается в Венеции с 1993 года, под налог попали навесы и зонтики, которые принадлежат магазинам и кафе, тень от которых падает на коммунальную собственность – землю. Египетские исполнительницы танца живота являются пятым по значимости источником пополнения государственной казны, 900 млн. египетских фунтов (264 млн. долларов США) - сумма ежегодно уплачиваемого ими подоходного налога. Вначале 2000-х годов на Балеарских островах был введен «солнечный» налог для туристов. Теперь все отдыхающие должны платить по 1 за пребывание на местных курортах. Суммы от сборов идут на улучшение туристической инфраструктуры, пляжей от мусора, а также на восстановление экологического баланса. В  2012 году Балеарские острова посетили 10,4 млн туристов из разных стран мира, так что казна пополнилась внушительной суммой.
Налог на бороды в 1535 году  ввел король Англии Генрих VIII, который сам носил бороду, налог оказался прогрессивным налогом и зависел от социального положения налогоплательщика, этот же налог появился в России в 1705 году при Петре I, но по другой причине: его взимали в первую очередь не для того, чтобы пополнить казну, а так как царь считал, что бородатые люди выглядят дикарями, тем, кто заплатил налог, нужно было носить специальный «бородовой знак» - медный или серебряный значок с русским орлом с одной и другой стороны и изображением нижней части лица с бородой. В Китае - на деревянные палочки для еды (чтобы возместить урон, наносимый лесному хозяйству). В США введен налог на татуировки и пирсинг (с целью тем самым сократить количество желающих сделать тату, и предотвратить распространение заболеваний, передающихся через иглу татуировщика). Налог на шляпы взимался Британским правительством с 1784 по 1811 годы, причем только с мужчин, налог был легким способом собрать деньги для казны в грубом соответствии с относительными доходами лиц, предполагалось, что более богатые люди будут иметь больше дорогих головных уборов, когда как бедняки – всего одну дешевую шляпу или ходить вообще без нее.
 Учитель подводит итог работы обучающихся с заданием: «Итак, мы выяснили, за счет чего государства пополняют свои государственные бюджеты». 
6. У налога, как элемента налоговой системы, есть своя структура. Он подразделяется на базу, количественное выражение того, с чего исчисляется налог, и ставку, размер налога на единицу налоговой базы.
  (Слайд 8)Сумма налога = База*Ставка. 
7. Учитель подводит промежуточный итог урок: «Вы научились определять объекты налогообложения, структуру налога». 
8.Приступим к выполнению практических заданий.
За каждый правильный ответ команда будет получать в свою копилку 5 баллов, кто больше наберет баллов тот и будет победителем
«Клуба внимательных, веселых и начитанных».
Задание 1.(Слайд 9). Соотнести каждому налогу свои элементы налогообложения.
НДС -; НДФЛ -; Акцизы -; Налоговые вычеты -; ЕСН -
1.Высокорентабельные и “социально опасные” товары, “предметы роскоши”;
2.Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд социального страхования;
3.18,10,0 %;
4.Резидент, нерезидент;
5.Мясо и мясопродукты, кроме деликатес, молоко и молокопродукты, яйца и яйцепродукты, товары для детей, медицинские товары;
6.35,30,13,6 %;
7.Стандартные, социальные, имущественные, профессиональные;
8.Спиртосодержащая продукция, ГСМ, алкогольная продукция, пиво, ювелирные изделия, табачные изделия, автомобили;
9.Зарплата, премии, дивиденды, призы, выигрыши;
10.3000, 600, 500, 1400 рублей;
11.Государственные пособия, материальная помощь, страховые платежи, пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам;
12.Налоговая база определяется отдельно по каждому виду товара;
13Лица, производящие выплаты физ.лицам и индивидуальные предприниматели, адвокаты;
14Благотворительность, лечение, обучение, приобретение недвижимости.
ответы(Слайде 10)
Налог
элементы налогообложения

НДС
3,5,

НДФЛ
4,6,9

Акцизы
1,8,12

Налоговые вычеты
7,10,14

ЕСН
2,11,13

9.Учебная дисциплина «Налоги и налогообложение», тесно связана с изучаемым вами предметом «аудит».
Давайте вспомним историю создания этой дисциплины
(Слайд 11.) Родиной аудита считается Великобритания. Профессия независимого бухгалтера – аудитора появилась в Х1Х веке в акционерных компаниях Европы. Это было вызвано потребностью в объективной оценке отчетности акционерного общества, получении достоверных данных о финансовом положении предприятия. Эти объективные данные мог дать только независимый от фирмы специалист.
(Слайд 12.)10.Если сравнивать профессию аудитора с какой-нибудь другой, то ближе всего к ней стоит профессия врача. Аудитор вдумчиво, доброжелательно знакомится с положением дел у клиента, выявляет пробелы и уязвимые места в финансовой деятельности, в организации учета и отчетности и дает рекомендации, как улучшить учет и устранить те недостатки и ошибки, которые в будущем могут обернуться крупными неприятностями.
Задание 2 (Слайд 13-16). «Эрудит и аудит» (устные ответы на вопросы по темам курса дисциплины «Аудит»)
1.Какой показатель прибыли отражается в бухгалтерском учёте?
(нераспределённая прибыль)
2.В какой срок годовая бухгалтерская отчётность должна быть представлена в налоговые органы? (в течение 90 дней по окончании отчётного года).
3.По какой стоимости отражается в балансе наличие нематериальных активов?
(по остаточной)
4.Данные по статьям годового бухгалтерского отчёта подтверждаются:
(результатами инвентаризации)
5.Обязан ли аудитор сообщать налоговым органам о выявленных в ходе проверки нарушениях? (не обязан).
6.Кому обязана аудиторская фирма передать аудиторское заключение по окончании проверки? (клиенту).
7.К какому этапу аудиторской проверки относится планирование аудита?
(начальному).
8.Какова основная цель аудиторской проверки? (установить достоверность бухгалтерской отчётности и соответствие порядка ведения бухгалтерского учёта законодательству РФ).
9.На каком основании проводится обязательный аудит?
(в соответствии с требованиями законодательства).
10.Инициативный аудит – это аудит, проводимый по инициативе:
(экономического субъекта)
11.Для кого Федеральные стандарты аудита являются обязательными? (аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц).
12.Какой документ о согласии на проведение аудита направляется клиенту до заключения договора? (письмо-обязательство).
13.Вероятность составления неверного аудиторского заключения – это:
(аудиторский риск).
14.Вся информация, собранная аудитором в ходе аудиторской проверки, называется: (аудиторские доказательства).
15.Каким документом устанавливаются сроки представления аудиторского заключения клиенту?  (договором на проведение аудита).
16.Кто должен подписывать аудиторское заключение?
(руководитель аудиторской фирмы и руководитель аудиторской группы)
17.Какой вариант списания потерь материальных ценностей вследствие порчи аудитор признает правильным? (за счёт виновных лиц).
18.Имеет ли право организация открыть несколько расчётных счетов в учреждениях банка?  (да).
19.Может ли иметь сальдо счёт 99 «Прибыли и убытки»? (не может).
Задание 3.Проведем тур –тестирование( слайд:
Вопрос 1. Документ, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета требования законодательства:
а. договор
б. общий план аудита
в. аудиторское заключение
г. программа аудита
Вопрос 2. В каком количестве экземпляров составляется аудиторское заключение
а. в одном
б. в двух
в. в трех
г. по согласованию сторон, но не менее 2-х
Вопрос 3. Аудитор: 1. не обязан представлять копии аудиторских заключений заинтересованным пользователям; 2. имеет право представлять копии аудиторских заключений заинтересованным пользователям
а. полностью согласен
б. полностью не согласен
в. согласен с первой частью утверждения
Вопрос 4. Если аудиторское заключение подтверждает достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности, то оно:
а. безоговорочно положительное
б. заведомо ложное
в. Модифицированное
г. достоверное
Вопрос 5. Аудитор дает модифицированное заключение в случаях: 1. разногласий с руководством; 2. ограничения объема аудита:
а. полностью согласен
б. полностью не согласен
в. согласен с первой частью утверждения
г. согласен со второй частью утверждения
Вопрос 6. Если аудиторской заключение включает формулировку "За исключением обстоятельств...", то оно:
а. модифицированное и содержит мнение с оговоркой
б. безоговорочно положительное
в. модифицированное и содержит отрицательное мнение
г. модифицированное и содержит отказ от выражения мнения
Вопрос 7. Если аудиторское заключение содержит формулировку "Вследствие существенности указанных обстоятельств мы не в состоянии выразить мнение о достоверности фин. отчетности организации и соответствии порядка ведения бух. учета законодательству РФ...", то оно:
а. модифицированное и содержит мнение с оговоркой
б. безоговорочно положительное
в. модифицированное и содержит отрицательное мнение
г. модифицированное и содержит отказ от выражения мнения
Вопрос 8. Если аудитор считает, что найденные ошибки существенны и мнение с оговоркой давать не адекватно, то дается заключение:
а. модифицированное и содержит мнение с оговоркой
б. безоговорочно положительное
в. модифицированное и содержит отрицательное мнение
г. модифицированное и содержит отказ от выражения мнения
Вопрос 9. Что является датой аудиторского заключения?:
а. дата начала аудита
б. дата окончания аудита
в. дата подписания аудиторского заключения
г. дата представления аудиторского заключения адресату
Вопрос 10. Кто подписывает аудиторское заключение:
а. только руководитель аудиторской организации
б. руководитель аудиторской организации и аудируемой организации
в. руководитель аудиторской группы и аудируемой организации
г. руководитель аудиторской организации и руководитель аудиторской группы
13 Правильный ответ 1 В 2 Г 3 В 4 А 5 А 6 А 7 Г 8 В...\" 1415
Задание 4. (Слайде 28) Игра “Слова”
Задание: Записать слова (терминология), связанные с содержанием пройденного материала.
Ответы:
1 команда
2 команда

Налог
Аудитор

Налоговый период
Налоговая ставка

Бухгалтерская отчетность
Косвенный налог

Налоговые вычеты
Федеральные налоги

Объект налогообложения
Налоговые правонарушения

Налоговый кодекс 
Налоговая база

налоговый контроль
Аудиторское заключение

Местные налоги
Функции налогов

Налоговая декларация
Бюджет государства

Бухгалтерский баланс
Процентные ставки

Задание 5 . Блиц-опрос (аудиторская проверка разделов бухгалтерского учета). (Слайд 29 ) Участвуют по два человека от каждой команды. Вопросы задаются поочередно каждой команде согласно жеребьевке:
1) При проверке денежных средств (касса, расчетный счет) необходимы какие документы? .(ответ: ж/о №1, ведомость №1, кассовая книга, отчеты кассира, приходные кассовые ордера, расходные кассовые ордера, акты ревизии кассы);
2) Аудит это какой контроль? (ответ: внешний независимый контроль, осуществляемый независимыми аудиторами, не работающими на данном предприятии).
3) Целью аудита является выражение чего? ......(ответ: выражение мнения о достоверности финансовой ( бухгалтерской ) отчетности аудируемых лиц)
4) Аудиторское заключение состоит из каких трех частей? (ответ: вводной, аналитической, итоговой).
5) Итоговая часть заключения представляет собой что?..(ответ: мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности предприятия).
6) К финансово-расчетной документации относятся какие документы? (ответ: денежный чек, расчетный чек, счет-фактура, платежное поручение, объявление на взнос наличными ).

Подведение предварительных итогов занятия 
знание теоретического материала;
знание методики расчетов;
работа с практическим материалом;
работа над формулировками и выводами.
Домашнее задание 
1. Задание по закреплению знаний:
Выполнить задание для самостоятельной внеаудиторной работы.
Описать план проведения первичного аудита и рассчитать сравнительные показатели бухгалтерской отчетности.
2. 3адание на углубление знаний:
Конспектирование текста по теме: Основные характеристики налоговой системы.

15