Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Роль подтекста в тексте. (Монолог. Монолог! Монолог?)


Конспект урока русского языка в 11 классе Учитель русского языка и литературы Сурова Н.А.
Тема урока: Роль подтекста в тексте. (Монолог. Монолог! Монолог?)Цель урока: Совершенствование умения создавать собственный текст аналитического рассуждения через понимание роли подтекста в жанре монолога.
Задачи урока:
- О – формировать навыки моделирования собственного текста на основе алгоритма создания монолога, умение создавать и понимать подтекст.
- Р – развивать аналитическое мышления в ходе анализа собственного текста через различные приемы ТРКМ (орфографический анализ по таблицам Периодической системы элементов русской речи, сюжетная таблица, фишбоун, ЗУХ, синквейн) , развитие речевых умений устной и письменной речи учащихся в создании подтекста собственного текста.
- В – нравственное воспитание через подтекст собственного текста, умение создавать подтекст монолога, внутреннего монолога.
Оборудование: Периодическая таблица элементов русской речи и УМК И.В. и Д.М. Барановых (учебник «Русский язык. Путь познания» № 554(а), таблицы к учебнику (№1), собственные тексты учащихся, тетради, сочинения-монологи, написанные учащимися).
Ход урока:
Фаза урока Цель Деятельность учителя Деятельность учащихся Приемы ТРКМ Время
Фаза вызова Организация работы урока
Мотивация, актуализация знаний для работы на уроке Проверка инструментов урока: № 554(а), таблицы, мини-тексты, схемы-таблицы №3, №4,№5)
1.Целевые установки.
(Объяснить знаки препинания в теме урока - предположите, какова будет цель урока для каждого.2. Назовите слова, понятия, термины, которые сегодня в уроке понадобятся. Из всех сказанных какие три можно определить как ключевые (монолог, текст, подтекст)
3. Продолжаем учиться анализировать тексты и создавать собственные тексты-рассуждения.
Сегодня –анализ собственного текста в форме монолога, выявление роли подтекста в тексте.
Объясняют, определяют цель урока для себя.
2. Каждый называет по одному слову
Предположение.
ЗУХ

Приём «Бусы» До урока
2 мин +1
Повторение информации предыдущих уроков, необходимой для анализа написанных учащимися монологов.
Фаза осмысления Анализ текстов, выяснение роли подтекста. Характеристика 10 ряда Периодической таблицы элементов русской речи.
Орфографический анализ мини-текстов.
- Можно ли их назвать монологами? А какими?
- Понятен ли подтекст этих текстов? Как?
3. №554 (а), стр 385 выбрать и отметить карандашом, какие слова приемы необходимы для передачи подтекста.
- Доложить, сколько монологов создано, какие темы взяты.
- Определить, какие средства и приемы для создания подтекста вы использовали или могли использовать (Стр. 385)
2-3 ученика
Работают карандашом в готовом тексте с таблицей № 1
- Выбирают один из приёмов анализа и анализируют текст.
- Определяют подтекст, как он создан (при помощи каких слов)
фишбоун, сюжетная таблица, синквейнВсего 30 мин
1 мин
2 мин
1мин
7 мин.
10 мин.
.
Контакт с новой информацией «Средства выразительности для определения и создания подтекста в тексте» стр. 385
Фаза рефлексии Размышление
Организация исследования своих текстов. Анализ собственных текстов о роли подтекстов в написанных монологах
4. Какова же роль подтекста в тексте?
- Помогает ли жанр монолога определить авторское отношение к происходящему в тексте?
- что еще нужно хорошо узнать, чтобы создавать подтекст? (средства выразительности)
5.Д/З Напишите 3-4 предложения внутренний монолог об уроке - Анализируют монолог соседа (или свой)
- Итоги работы (3-4 ученика)
ВЫВОД
Таблицы-помощники, анализ
маркируют в тексте,
исследование «Подтекст в монологе моего соседа»
Мини-эссе 15 мин
2 мин.
На стадии рефлексии осуществляется анализ собственных монологов, исследование текстов товарища.
Работа ведется индивидуально, в парах.