Научная статья Профессионально- личностная готовность педагога к работе с особым ребёнком.


УДК 159.9.07 Пугачёва Наталья Александровна
Аспирантка ТГПУ им. Л.Н.Толстого , город Тула, Российская Федерация

Профессионально-личностная готовность педагога к работе с «особым» ребёнком.
Для современного педагога инклюзия представляет собой содержательно-конструктивные барьеры, требующие сформированности определенных компетенций для их преодоления. В настоящее время назревает проблема изучения и оптимизации профессионально-личностной готовности педаго- гов, повышение профессионально-педагогической компетентности, мобильности педагога, работающего в условиях внедрения инклюзивного образования.
Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья — одна из основных тенденций развития современной образовательной практики. Этот сложный процесс требует организационных, содержательных и ценностных изменений. Нужно менять не только формы организации обучения, но и способы учебного взаимодействия субъектов образования. Профессиональная позиция специалистов должна быть направлена на поддержку, помощь каждому ученику в освоении учебной программы. Комплекс серьезных изменений предполагает пересмотр роли учителя, изучение, совершенство и оптимизацию ценностных установок, профессио- нально-личностной направленности и готовности педагога, работающего с разными категориями детей. . [1].
Понятие «профессионально-личностная готовность» выступает стержневым компонентом деятельности, обеспечивающим ее качество и результативность, и включает следующие конструкты: «личность», «направленность личности», «профессиональная направленность личности», «педагогическая направленность личности». . [2].
Работа учителя в инклюзивном классе выходит за рамки традиционной деятельности, присущей педагогам общеобразовательных школ, тесно переплетается с различными видами психолого-педагогической деятельности: социально-педагогической, реабилитационной, консультативно- диагностической, психотерапевтической, коррекционной и др. Для обучения детей с особыми образовательными потребностями необходим педагог с определенной ментальности и высоким уровнем профессиональной компетентности.
Основу профессионально-личностной готовности составляет интерес к профессии учителя, который выражается в положительном эмоциональном отношении к субъектам образования, педагогической деятельности в целом, в стремлении к профессиональному совершенствованию и саморазвитию многих профессионально значимых качеств характеризующих профессионально-педагогическую направленность.
Педагог, готовящийся работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен принять следующую систему профессионально-ценностных ориентаций: признание ценности личности человека независимо от степени тяжести его нарушения; направленность на развитие личности человека с нарушением в развитии в целом, а не только на получение образовательного результата; осознание своей ответственности как носителя культуры и ее транслятора для людей с нарушениями в развитии; понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требующей больших духовных и энергетических затрат и др. . [2].
Важная составляющая профессионально-личностной готовности педагога, работающего с лицами с ограниченными возможностями здоровья, по моему мнению, — готовность к оказанию помощи. Известный психолог Х. Хекхаузен указывал. [3], что «под оказанием помощи, альтруистическим, или просоциальным, поведением могут пониматься любые направленные на благополучие других людей действия» . Психологи считают, что готовность к помощи у разных людей неоднородна. Чем выше уровень эмпатии, ответственности, заботливости, тем выше уровень готовности к помощи. Готовность к помощи у человека развивается при соответствующих условиях.
Согласно моему взгляду, готовность к оказанию помощи — интегральное личностное качество, включающее милосердие, эмпатию, толерантность, педагогический оптимизм, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, доброжелательность, умение наблюдать, способность суммировать наблюдения и использовать увеличившийся объем информации о ребенке (взрослом) для оптимизации педагогической работы; перцептивные умения; креативность, творческий подход к решению проблем, задач педагогической работы и др. Педагог должен осознавать значимость этих качеств и стремиться их развивать.
Важным требованием к педагогу, осуществляющему педагогическую деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья, является проявление им деликатности и тактичности, в том числе умение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн воспитанника, то есть деонтологический менталитет.
Педагог несет ответственность за выбранные цели, задачи, содержание, методы обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так как изначально такой ребенок является более зависимым от педагогической помощи, чем нормально развивающиеся сверстники.
Таким образом, я пришла в выводу, что профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает сформированность целого комплекса качеств, которые основываются на личностных ресурсах. Не каждый педагог, работающий в общеобразовательном учреждении с нормально развивающимися детьми, способен к работе с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья.
Для изучения компонентов профессионально-личностной готовности педагогов в условиях инклюзивного образования мною была проведена комплексная диагностика педагогов и воспитателей МОУ Грицовского ЦО им.Д.С.Сидорова. Педагогам и воспитателям были предложены следующие вопросы, на основе которых мною были получены следующие данные.
Анализ ответов на вопрос «Инклюзивное образование — это» показал, что 50 % опрошенных отвечали «обеспечение равного доступа к образованию всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» или «обучение детей с ОВЗ в одном классе с обычными детьми»; примерно 30 % считают, что это «смешанное обучение»; 20 % — не смогли ответить на данный вопрос. Следующий вопрос касался качеств педагога, востребованных в работе с детьми с ОВЗ. Воспитатели МОУ Грицовского ЦО считают, что в работе с детьми с ОВЗ необходимо профессиональное мастерство в преподавании, знание индивидуальных особенностей детей, чуткость и тактичность, стрессоустойчивость, трудолюбие и результативность. Педагоги МОУ Грицовского ЦО им Д.С.Сидорова необходимыми качествами учителя отмечают профессиональное мастерство в преподавании, чуткость и тактичность, трудолюбие и результативность, знание индивидуальных особенностей детей, стрессоустойчивость. Отношение опрошенных к инклюзивному образованию неоднозначное: 38 % воспитателей Грицовского ЦО положительно воспринимают инклюзивное образование, 42 % — затруднились ответить и 20 % педагогов воспринимают отрицательно; учителя школы — положительно относятся 45 %, затруднились ответить — 20 % и 35% — против реализации инклюзивного образования.
На вопрос «Насколько Вы себя считаете готовым к работе в условиях инклюзивного образования» 5 % педагогов — готовы полностью; 70 % педагогов считают, что им необходимо дополнительное обучение и 25 % учителей не готовы к реализации инклюзивного образования.
Однако, на вопрос «Если бы в Ваш класс привели ребенка с ОВЗ, как бы Вы это восприняли», я получила несколько иные результаты. Педагоги и воспитатели Грицовского ЦО утверждают, что «относились бы нормально» — 59 %, «не готовы» — 24 %, затруднились ответить — 16 % воспитателей. 60 % учителей со стажем и молодых педагогов относятся положительно, «отрицательно» — 22 %, затруднились ответить — 18 %.
Педагоги школы Грицовского ЦО им.Д.С.Сидорова солидарны с воспитателями — на первом месте указывают желание создать эффективную школу для детей, на втором — ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе, на третьем — материальные причины: повышение зарплаты, возможность пройти аттестацию и др. Молодые педагоги отмечают желание создать эффективную школу для детей, ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, потребность в самовыражении, самосовершенствовании.
В ходе исследования были получены данные, по результатам которых можно сделать следующие выводы.
Результаты проведенного анкетирования позволяют говорить об относительном принятии педагогами идеи инклюзивного обучения детей c особыми образовательными потребностями.
Педагоги МОУ Грицовского ЦО им.Д.С.Сидорова затрудняются работать с различными категориями детей, организовывать групповую работу и проводить уроки с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ; не владеют современными технологиями построения образовательного маршрута и разработками индивидуальных программ для детей с ОВЗ . Таким образом, можно выделить перспективы реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в МОУ Грицовском ЦО им.Д.С.Сидорова:
·привлечение молодых специалистов ;·проведение курсов повышения квалификации для педагогов, специальная подготовка для работы с «особыми» детьми педагогов и специалистов.
·создание сплоченной команды, выстраивание доверительных отношений, формирование позитивного климата и создание особого педагогического коллектива (проведение тренингов с педагогами по эмоциональному выгоранию).
·создание комплексной модели деятельности различных специалистов, обеспечивающих процесс сопровождения ребенка с ОВЗ в инклюзивном образовании (разрозненные усилия специалистов не дают и не могут дать желаемых результатов в воспитательной, учебной, психокоррекционной, профилактической работе ).
Литература.
1.Братчикова Ю. В., Герасименко Ю. А. Актуальные проблемы внедрения инклюзивного образова ния в России. Педагогика и психология здоровья : учеб. пособие-хрестоматия / под ред. Л. В. Моисеевой; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2013
2.Яковлева И. М. Профессионально-личностная го­товность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Вестник МГОПУ. Серия «Педагогика». 2009. № 6. С. 140—1443.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: Т. 1; Пер. с нем. / Под ред. Б. М. Величковского; Предисло­вие Л. И. Анцыферовой, Б. М. Величковского. — М.: Педагогика, 2000.408 с.
© Н.А.Пугачёва, 2016